Поскольку пп.1 и 17 постановления Правительства РФ №941 прямо предусматривают включение в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении период службы в должности стажера, суд обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.



Судья Плеханов А.Н. Дело №33-1884/11

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего-судьи Мельниковой Г.Ю.,

судей Булатовой О.Б., Матушкиной Н.В.,

при секретаре Утробине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 30 мая 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Марченко Д.О. к "...", <...> о взыскании единовременного пособия при увольнении,

по кассационной жалобе "..." на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 25 апреля 2011 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

С "..." в пользу Марченко Д.О. взыскано единовременное пособие при увольнении в размере 33 100 рублей.

В удовлетворении исковых требований Марченко Д.О. к <...> отказано.

Заслушав доклад судьи Мельниковой Г.Ю., объяснения представителя "..." - Гаязутдинова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, просившего об отмене решения, объяснения Марченко Д.О., возражавшего по доводам жалобы, просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Марченко Д.О. обратился в суд с иском к "..." (далее по тексту - "..."), <...> (далее по тексту - <...>) с требованием о взыскании невыплаченной части выходного пособия в размере пяти окладов денежного содержания.

Исковые требования мотивированы тем, что приказом "..." от 18 октября 2010 года истец уволен из органов внутренних дел по п.«е» ч.7 ст.19 Закона РФ «О милиции» - по сокращению штата. При увольнении истцу в соответствии с подп.«б» п.17 постановления Правительства РФ №941 от 22 сентября 1993 года должна быть произведена выплата выходного пособия. При этом в выслугу лет для исчисления пособия засчитывается служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров). Согласно имеющейся выслуге, истец имеет право на единовременную выплату в размере 15 окладов денежного содержания. Истцу выплачено пособие в размере 10 окладов, без учета срока службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы на должности стажера.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчиков единовременное пособие при увольнении в размере 33 100 рублей.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика "..." - Косачева О.И. исковые требования не признала, пояснила, что не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В судебное заседание представитель ответчика - <...> не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель "..." просит решение суда в части удовлетворения исковых требований отменить, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что период пребывания в должности стажера не может считаться службой и не может учитываться при выплате единовременного пособия.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец 9 июня 1997 года принят на службу в органы внутренних дел стажером по должности младшего инспектора отдела безопасности <данные изъяты>.

С 9 декабря 1997 года истец назначен на должность младшего инспектора отдела безопасности <данные изъяты> с присвоением специального звания «старший сержант внутренней службы». До 1 сентября 2004 года истец проходил службу в <данные изъяты>.

С 1 сентября 2004 года по 1 августа 2010 года истец проходил службу во <...>.

Приказом "..." № от 30 июля 2010 года истец был зачислен в распоряжение "...". Приказом "..." № от 18 октября 2010 года истец был уволен из органов внутренних дел по п.«е» ст. 19 Закона РФ №1026-1 от 18 апреля 1991 года «О милиции» - по сокращению штата.

Выслуга лет истца по состоянию на 18 октября 2010 года составила в календарном исчислении 15 лет 04 месяца 12 дней, в льготном исчислении - 22 года 01 месяц 04 дня.

"..." начислено и выплачено истцу единовременное пособие увольняемым сотрудникам исходя из выслуги в 14 лет 10 месяцев 12 дней в размере 10 месячных окладов денежного содержания в сумме 66 200 рублей.

При расчёте единовременного пособия увольняемым сотрудникам "..." не учтен период службы истца с 9 июня 1997 года по 9 декабря 1997 года в качестве стажера по должности младшего инспектора отдела безопасности <данные изъяты>.

Указанные выше обстоятельства подтверждаются документально, участвующими в деле лицами не оспаривались.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что служба в должности стажера подлежит зачету в выслугу лет не только для назначения пенсии, но и для определения размера выходного пособия.

По мнению судебной коллегии, данный вывод является правильным и полностью соответствует обстоятельствам дела.

Основания, порядок назначения и выплаты требуемого истцом единовременного пособия при увольнении предусмотрены постановлением Правительства РФ № 941 от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ» (далее по тексту - постановление Правительства РФ № 941).

Подп.«б» п.17 названного постановления предусматривает, что лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы по возрасту, болезни, сокращению штатов или ограниченному состоянию здоровья, при увольнении со службы выплачивается единовременно пособие в следующих размерах: при выслуге менее 10 календарных лет - 5 месячных окладов, при выслуге от 10 до 14 календарных лет включительно - 10 месячных окладов, при выслуге от 15 до 20 календарных лет включительно - 15 месячных окладов и при выслуге свыше 20 лет - 20 месячных окладов денежного содержания.

При этом в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении со службы засчитываются в календарном исчислении периоды военной службы и службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, указанные в п.1 постановления.

Согласно п.1 постановления Правительства РФ №941, к числу таких периодов, подлежащих включению в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении, относится в том числе служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).

Факт службы истца в должности стажера и период службы в указанной должности судом первой инстанции установлены правильно, участвующими в деле лицами данные обстоятельства не оспаривались.

Поскольку пп.1 и 17 постановления Правительства РФ №941 прямо предусматривают включение в выслугу лет для выплаты единовременного пособия при увольнении период службы в должности стажера, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.

Положение о службе в органах внутренних дел, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ №4202-1 от 23 декабря 1992 года, на которое ссылается кассатор в жалобе и на которое ссылался в возражениях на заявленные исковые требования при рассмотрении дела судом первой инстанции, порядок выплаты единовременного пособия увольняемым сотрудникам не регламентирует, на что обоснованно указано судом первой инстанции.

Согласно ст.3 Положения о службе в органах внутренних дел правовую основу службы в органах внутренних дел составляют Конституция РФ, законы и иные правовые акты РФ, нормативные акты МВД РФ, настоящее Положение и индивидуальный контракт о службе в органах внутренних дел.

В силу ст.12 Положения о службе в органах внутренних дел для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания.

Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.

На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства РФ о труде, а также статей 53 и 55 Положения.

Из буквального толкования ст.12 Положения о службе в органах внутренних дел не следует, что стажер не является лицом, осуществляющим службу в органах внутренних дел.

Распространение на стажеров законодательства РФ о труде вывод судебной коллегии не изменяет. Осуществление государственной службы в правоохранительных органах является одним из видов исполнения трудовых обязанностей, имеющим специфическое правое регулирование, а потому в части, не урегулированной специальными нормативными актами, на сотрудников органов внутренних дел (в том числе и стажеров) распространяется действие общих норм законодательства о труде.

Суд первой инстанции в полном объеме проанализировал материалы дела, верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, дал обоснованную и мотивированную оценку всем доводам сторон, привел в решении все необходимые ссылки на правовые нормы.

Доводы кассационной жалобы касаются обстоятельств, установленных при рассмотрении спора по существу, сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований для этого судебная коллегия не усматривает. При указанных обстоятельствах доводы, изложенные в кассационной жалобе, не могут служить поводом к отмене вынесенного решения.

Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 25 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу "..." - без удовлетворения.

Председательствующий Г.Ю. Мельникова

Судьи О.Б. Булатова

Н.В. Матушкина