Орган социальной защиты обоснованно отказал в выплате пособия на погребение, в связи с произведенной выплатой такого пособия иным государственным органом.



Судья Старкова Т.М.                                               Дело № 33- 2484

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего     Копотева И.Л.,

Судей Пономаревой А.В., Рябова Д.В.

При секретаре Утробине А.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 13.07.2011 г.

Дело по кассационной жалобе представителя истца Бушмакиной Э.А. - Россихина А.В.

На решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 01.06.2011 г., которым:

В удовлетворении исковых требований Бушмакиной Э.А. о признании решения Управления социальной защиты населения в Игринском районе об отказе в выплате пособия на погребение, предусмотренного ч.4 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» незаконным, взыскании с Управления социальной защиты населения в Игринском районе пособия на погребение в размере 4205 рублей 12 копеек за счет средств федерального бюджета - отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И.Л., объяснения представителя истца Россихина А.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

Истец Бушмакина Э.А. обратилась в суд с иском о признании решения Управления социальной защиты населения в Игринском районе об отказе в выплате пособия на погребение незаконным, взыскании с Управления социальной защиты населения в Игринском районе пособия на погребение в размере 4205 рублей 12 копеек за счет средств федерального бюджета.

Иск основан на том, что 27 ноября 2010 года умер ее отец - Васильев А.А., инвалид 1 группы.

Инвалидность связана с увечьем, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде пособия на погребение.

Истец считает, что действия ответчика в части отказа в выплате указанной компенсации являются незаконными.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не: превышающем 4000 рублей. Согласно п. 3 данной статьи выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.

Вместе с тем, правовая природа данных выплат различна.

В данном случае при принятии решения УСЗН произошла подмена понятий пособия на погребение, предусмотренного ч. 4 ст. 14 Закона № 1244-1 и социального пособия на погребение, предусмотренного п. 1 ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ.

При этом, по Закону № 1244-1 пособие на погребение относится к мерам социальной поддержки, расходные обязательства по которым несет Российская Федерация, выплата же социального пособия по Федеральному закону № 8-ФЗ производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.

Помимо этого, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Игринском районе Удмуртской Республики какой-либо компенсации на погребение ее семье не выплачивалось.

Истица Бушмакина Э.А. в судебное заседание не явилась.

Представитель истца иск поддержал.

Представитель Управления социальной защиты населения в Игринском районе исковые требования не признала.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Игринском районе УР требования истца не признала.

Представитель Министерства социальной защиты населения УР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствии, в удовлетворении требований Бушмакиной Э.А. просил отказать.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, указывая, что суд нарушил нормы материального права, при выплате пособия управлением социальной защиты населения жене умершего пособия на погребение, предусмотренного ч. 4 ст. 14 Закона № 1244-1, и социального пособия на погребение, предусмотренного п. 1 ст. 10 ФЗ № 8-ФЗ, произошла подмена понятий между пособием на погребение и мерами социальной поддержки, граждан подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При рассмотрении дела судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда неподлежащим отмене.

Суд первой инстанции, правильно установил значимые по делу обстоятельства, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену судебного решения.

Из материалов дела усматривается следующее.

Васильев А.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 1 группы в связи с увечьем, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

На Васильева А.А. распространялись меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Васильев А.А. умер 27.11.2010 года.

Причина смерти Васильева А.А. связана с воздействием радиационных факторов при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Родителями Бушмакиной Э.А. /Васильевой Э.А./ являются Васильев А.А., Васильева Н.Л.

Супруга умершего Васильева А.А., Васильева Н.Л. письменно обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Игринском районе, с заявлением о выплате социально пособия на погребение, умершего супруга.

В день обращения Васильевой H.Л. было выдано поручение на получение социального пособия на погребение в размере 4600 рублей, которое оплачено 08.12.2010 года в отделении почтовой связи.

Бушмакина Э.А. 15.02.2011 года обратилась в Управление социальной защиты населения в Игринском районе с заявлением о выплате пособия на погребение в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» после смерти своего отца Васильева А.А..

Управлением социальной защиты населения в Игринском районе 09.03.2011 года, Бушмакиной Э.А. отказано в выплате пособия на погребение.

Правовым основанием для отказа в выплате пособия на погребение, как указало управление социальной защиты населения, является ч.3 ст. 3 ФЗ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Данной нормой предусмотрено, что если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если Законом Российской Федерации не предусмотрено иное.

Поскольку компенсация на погребение семье умершего Васильева А.А. была уже выплачена Управлением Пенсионного фонда РФ в Игринском районе УР согласно Федерального закона от 12.01.1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в размере стоимости услуг, предоставляемых в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, поэтому повторно указанное пособие Управлением социальной защиты населения в Игринском районе, выплачено быть не может.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истцу, пришел к выводу о правомерности решения Управления социальной защиты населения по отказу в выплате пособия на погребение по мотиву выплаты ранее пособия на погребение супруге умершего, Пенсионным фондом РФ в Игринском районе, которое основано на ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы о том, что пособие на погребение не относиться к мерам социальной поддержки, предусмотренным законом Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», нельзя признать состоятельными, они основаны на неправильном применении норм материального права.

При таких обстоятельствах, решение суда не подлежит отмене, а кассационная жалоба удовлетворению.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                      

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 01 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя без удовлетворения.

Председательствующий                                         Копотев И.Л.

Судьи                                                                         Пономарева А.В.

Рябов Д.В.