отказ в восстановлении пенсионных прав: педагогический работник, часть периода обучения в университете и работа старшей пионервожатой в школе



Судья: Самоволькин С.М.                                                           Дело № 33-2549             

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи          Берша С.И.,

судей                                                     Мельниковой Г.Ю., Кричкер Е.В.,

при секретаре                                       Шелудько Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 20 июля     2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Ш. на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 мая 2011 года, которым

отказано в иске Ш. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда УР Кричкер Е.В., выслушав объяснения Ш., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ш. (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) УР (далее по тексту - УПФР в г. Ижевске (межрайонное) УР, ответчик) о восстановлении пенсионных прав. Требования мотивировала тем, что ответчик незаконно отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, неправомерно исключив из её педагогического стажа период учебы в высшем учебном заведении, поскольку законодательство, действовавшее в спорный период, позволяло зачесть его в педагогический стаж. Кроме того, из ее педагогического стажа был исключен период работы в должности старшей пионервожатой в школе №24 г. Ижевска. Истец просила суд: признать незаконным решение за №167/01-15 от 05 апреля 2011 года; обязать ответчика включить в ее специальный трудовой стаж период работы в должности старшей пионервожатой в школе со 02 августа по 02 сентября 1985 года и период обучения в Удмуртском государственном университете с 03 сентября 1985 года по 22 июня 1988 года; назначить и выплачивать ей пенсию с момента обращения за ее назначением (с 23 марта 2011 года); взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

В судебном заседании Ш. поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению, представила суду письменные возражения.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Ш. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Считает решение суда не законным, основанным на неправильном применении норм материального права. В обосновании ссылается на доводы, изложенные в исковом заявлении и приведенные в судебном заседании.

Изучив и проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы (ч.1 ст.347 ГПК РФ), выслушав истца Ш., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Ш. обратилась за назначением пенсии к ответчику 23 марта 2011 года.

Решением УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР от 05 апреля 2011 года №167/01-15 ответчик включил в педагогический стаж истца 22 года 07 месяцев 08 дней.

Оспариваемыми периодами, не включенными в подсчет педагогического стажа, являются период работы старшей пионервожатой в школе со 02 августа по 02 сентября 1985 года и период учебы в Удмуртском государственном университете имени 50летия СССР с 03 сентября 1985 года по 22 июня 1988 года.

Период работы старшей пионервожатой в школе исключен из подсчета стажа, в связи с тем, что, по мнению суда, истец работала в должности, не предусмотренной Списками №463, №1067 и №781. Между тем, судебная коллегия считает данный вывод суда не правильным, не основанным на нормах материального права.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, Определении №320-О от 05 ноября 2002 года и Определении №107-О от 06 марта 2003 года, судебная коллегия руководствуется правовыми нормами пенсионного законодательства, утратившими силу, но действовавшими в спорный период работы истца.

Согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 (далее по тексту - Положение), действовавшему до 01 октября 1993 года, т.е. до признания его недействующим на территории Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №953, работа в качестве штатных пионервожатых в школах засчитывалась в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения (абзац 4 пункта 2 Положения).

Период работы истца в штатной должности старшей пионервожатой в школе имел место со 02 августа по 02 сентября 1985 года, что подтверждается справкой работодателя со ссылкой на соответствующие кадровые приказы (л.д.13), поэтому необоснованно не включен судом в педагогический стаж истца.

При этом соблюдаются требования пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397, т.к. период работы истца в должности старшей пионервожатой составляет 01 месяц и 01 день, что менее 1/3 части требуемого двадцатипятилетнего педагогического стажа, составляющей 08 лет 04 месяца.

Между тем, включение в педагогический стаж истца периода работы в должности старшей пионервожатой в школе, не влечет отмены (изменения), по существу правильного решения суда, поскольку педагогический стаж истца с учетом данного периода (22 года 08 месяцев 09 дней) будет не достаточным для досрочного назначения ей трудовой пенсии по старости ни на дату обращения за назначением пенсии, ни на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде.      

С выводом суда относительно правомерности исключения ответчиком из педагогического стажа истца периода учебы судебная коллегия соглашается, полагая его законным и обоснованным.

Возможность включения в педагогический стаж периода обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, была предусмотрена пунктом 2 Положения, при условии, если данному периоду непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как следует из материалов дела, период обучения истца в университете имел место с 01 сентября 1982 года по 22 июня 1988 года. Причем во время обучения истец временно устраивалась на работу на должность старшей пионервожатой в школу со 02 августа по 02 сентября 1985 года, которая подлежит зачету в стаж педагогической деятельности. До поступления в университет истец не осуществляла педагогической деятельности, что не оспаривается последней. Непосредственно после учебы истец работала в должности воспитателя группы продленного дня в школе, и данная работа включена ответчиком в её специальный педагогический стаж.

Признавая законным оспариваемое решение УПФР в г. Ижевске (межрайонного) УР №167/01-15 от 05 апреля 2011 года в части исключения из педагогического стажа периода учебы, суд правильно исходил из того, что период временной работы в должности старшей пионервожатой в школе во время учебы в университете, не дает оснований на включение в педагогический стаж части периода обучения, непосредственно следующего за данным периодом временной работы.

Выводы суда основаны на буквальном толковании условий включения периода учебы в педагогический стаж, изложенных в пункте 2 Положения от 17 декабря 1959 года №1397. Из данной правовой нормы следует, что период педагогической работы должен иметь место до начала обучения, а не до начала части периода обучения.

Такое условие в рассматриваемом случае не выполнено. Период педагогической работы протекал во время учебы, оснований для его включения в подсчет педагогического стажа для назначения пенсии у суда не имелось.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,

           

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 23 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.

Председательствующий судья:                                      Берш С.И.

                                                         

Судьи:                                                                               Мельникова Г.Ю.

                                                                                          Кричкер Е.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>