Судья Григорьева Е.Н. Дело № 33-2980/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе: председательствующего Стяжкина С.Л., судей Солоняка А.В., Пономаревой А.В., при секретаре Шафигуллине И.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 17 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Широбоковой Л.В. на решение Якшур - Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Широбоковой Л.В. к Администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения вне очереди отказано в полном объеме. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Стяжкина С.Л., объяснения Широбоковой Л.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Широбокова Л.B. обратилась в Якшур-Бодьинский районный суд УР с исковым заявлением к администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения вне очереди. Заявление мотивировано тем, что истец проживает <адрес> Имеет детей Перевощикову А.А., 25 января 1991 года рождения, и Широбокову А.С., 19 июня 2000 года рождения. Проживают они в аварийном, гнилом доме, жилплощадь маленькая, а Администрация МО «<данные изъяты>» жилье истцу не предоставляет, не хотят признать ее сиротой, хотя она таковой является. В 2005 году семья истца писала заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также заявление на получение жилищного займа. Все документы оформлялись на мужа, т.к. он работал в бюджетной сфере. 17 февраля 2009 г. им дали ответ о том, что 20 апреля 2005 г. муж - Широбоков С.В. поставлен на учет на получение жилищного займа из бюджета Удмуртской Республики. А заявление о постановке на учет нуждающихся в жилье даже не зарегистрировали и не рассмотрели. Считает, что их семью поставили на такой учет, в частности, мужа, так как жилищный заем тем, кто не состоит на учете нуждающихся, не дают. В настоящее время истцу отказывают в получении постановления о постановке мужа на учет нуждающихся в жилом помещении. Вместо этого 28 февраля 2007 года истца заставили написать новое заявление и заставили собирать необходимые документы на 10 листах. После этого постановлением главы Администрации района от 9 апреля 2007 г. № 374 ее поставили на учет нуждающихся в общую очередь. 30 сентября 2008 г. начальником УНО Администрации района Темеевым Ю.С. Широбоковой Л.B. было отказано в постановке на учет как сироте-лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако письмо № 585-а ей отдали только 24 ноября 2008 г. Считает такой отказ незаконным по следующим основаниям. С 1985 года по 27 июня 1987 года истец воспитывалась в Воткинской школе-интернате, которая постановлением Совета Министров УР № 331 от 31 августа 1992 года была преобразована в ГОУ <данные изъяты>». Во время проживания и обучения в нем она находилась на полном государственном обеспечении и выбыла из школы-интерната в связи с окончанием 10 классов и поступлением в Торговый техникум г. Ижевска. До совершеннолетия истец фактически воспитывалась в государственных детских учреждениях интернатного типа, поскольку была лишена родительского попечения. Мать истца умерла в 1984 году, когда истцу было 13 лет. Отец её практически не воспитывал, что подтверждается решением Воткинского городского суда Удмуртской Республики от 25 февраля 1974 года о взыскании с него алиментов, когда ей не было и 4 лет. Отец умер в 1999 году, он страдал психическим заболеванием, лечился в психиатрической больнице - 3 РПБ г. Ижевска, в связи с этим был признан недееспособным. Согласно справке Завьяловского районного суда УР отец истца решением данного суда по гражданскому делу № 2-377/80 признан недееспособным, но решение в архиве суда не сохранилось. Таким образом, отец истца был признан недееспособным, когда ей было всего 8 лет. Приведенные данные, по мнению истца, убедительно свидетельствуют о том, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с чем Администрация МО «Якшур-Бодьинский район» не хочет соглашаться, постоянно отказывает ей в удовлетворении заявлений о предоставлении жилья как сироте - лицу из их числа, что незаконно. Истец воспитывалась в государственных учреждениях, которые не побеспокоились, чтобы поставить ее на учет нуждающихся в жилом помещении, а Администрация Якшур-Бодьинского района поставила ее на учет поздно, постоянно откладывала удовлетворение ее просьбы, не регистрировала заявления. Со ссылками на ст. 51-57 ЖК РФ истец делает вывод о том, что она имеет право на получение жилого помещения вне очереди по двум основаниям: так как проживает в непригодном для проживания жилом доме и является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного истец просила суд обязать Администрацию МО «<данные изъяты> предоставить ей и ее семье вне очереди, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, жилое помещение по установленной норме жилой площади, благоустроенное применительно к условиям района. В судебном заседании истец Широбокова Л.B. исковые требования поддержала. Представитель ответчика - администрации МО «<данные изъяты>» - по доверенности Вахрушева Н.А. против удовлетворения исковых требований Широбоковой Л.B. возражала. Суд постановил по делу вышеуказанное решение. В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с неправильным применением норм материального права, неправильным определением юридически значимых обстоятельств дела. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Широбоковой Л.В., доводы жалобы поддержавшей, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм материального и процессуального права, правильным определением юридически значимых обстоятельств дела. Так, суд при постановлении решения правильно указал на то, что постановлением главы администрации Якшур-Бодьинского района УР от 9 апреля 2007 года № 374 истец поставлена на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях для предоставления жилых помещений по договору социального найма. Ее супруг - Широбоков С.В. с 20 апреля 2005 года также поставлен в список на предоставление льготного жилищного займа за счет средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 апреля 2007 года № 52 «О жилищных займах гражданам за счет средств бюджета Удмуртской Республики». Кроме того, Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» истец и члены ее семьи поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, о чем имеется постановление Администрации от 29 января 2010 года № 104. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев, а именно вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ перечне. Истец полагает, что она имеет право на получение жилого помещения вне очереди по двум основаниям - по пунктам 1,2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 (далее - Положение). Согласно пункту 7 Положения признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Администрацией муниципального образования «<данные изъяты>» указанная комиссия образована постановлением от 5 июня 2009 года №751. Пунктом 8 Положения установлено, что орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В материалах дела имеется заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 147 от 29 апреля 2011 года, согласно которому жилое помещение по адресу: <адрес>, признано пригодным для постоянного проживания. Указанные выводы комиссии соответствуют акту обследования помещения № 147 от 29 апреля 2011 года. Данные документы соответствуют требованиям Положения и составлены по установленной в нем форме. Истцом не представлено иных доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение по указанному выше адресу в установленном порядке признано непригодным для проживания либо заключение № 147 от 29 апреля 2011 года и акт обследования № 147 от 29 апреля 2011 года, вынесенные комиссией, оспорены в установленном порядке и имеется решение суда, вступившее в законную силу. В связи с чем оснований для возложения обязанности на Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» по предоставлению истцу и членам ее семьи жилого помещения по договору социального найма в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не имеется. В обоснование своих требований истец также сослалась на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ-159), предусмотрено в качестве меры социальной поддержки указанной категории лиц обеспечение указанных граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Суд правильно указал также, что Широбокова (Зязянова) Л.В., 19 июня 1970 года рождения, действительно, относилась к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. С 1985 года до 27 июня 1987 года истец воспитывалась в ГОУ «Воткинский Детский дом», находилась на полном государственном обеспечении (справка ГОУ «<данные изъяты> № 33 от 12 марта 2008 года). Мать истца - Михалева Р.А., умерла 23 января 1984 года (свидетельство о смерти (повторное) серии 1-НИ № 750144 выдано Управлением ЗАГС Администрации г. Воткинска УР 12 марта 2008 года). Отец истца, Зязянов В.Г., признан недееспособным 25 ноября 1980 года решением Завьяловского районного суда (справка Завьяловского районного суда от 3 декабря 2010 года № 6388). Согласно справке Управления образования Администрации г. Воткинска от 12 марта 2008 г. Широбокова Л.B. на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), не имеющих ранее закрепленного жилого помещения, в секторе по охране прав детства Управления образования Администрации г. Воткинска не состоит. В ходе судебного разбирательства также установлено, что истец после окончания торгового техникума в г. Ижевск, в 1989 году приехала в Якшур- Бодьинский район. Жила у тети в <адрес>, работала продавцом, вышла замуж, развелась. Приехала в <адрес> и вышла замуж 11 марта 2000 года за своего нынешнего супруга - Широбокова С.В. Зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> с мужем и дочерью. Жилой дом принадлежит мужу на праве собственности. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями истца, свидетелей, материалами дела и не оспариваются ответчиком. Как установлено судом, истец обратилась в Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» с заявлением о предоставлении ей жилого помещения как сироте впервые только 17 марта 2008 года; для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма - 29 марта 2007 года. Истцом иных доказательств обращения ранее в Администрацию муниципального образования «Якшур-Бодьинский район» по вопросу постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, не представлено. На момент обращения после окончания пребывания истца в государственном детском учреждении прошло более 20 лет. Как следует из преамбулы ФЗ-159, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Согласно статье 1 указанного Закона к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с указанным ФЗ-159 право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. При этом часть 3 статьи 8 указанного ФЗ-159 (в редакции, действовавшей до 10 февраля 1998 года) выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, установила, что оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам может предоставляться целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Из материалов дела видно, что истец оспаривает свое право на получение жилого помещения вне очереди, а следовательно, между ней и Администрацией муниципального образования «<данные изъяты> возникли правоотношения, которые по своему характеру являются длящимися. Исходя из общих правил действия закона во времени, к этим правоотношениям подлежит применению закон, действующий в настоящее время (в редакции от 17 декабря 2009 года). Следовательно, в настоящее время норма части 3 статьи 8 указанного выше Федерального закона признана утратившей силу. Часть 1 статьи 8 данного Закона установила, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. На территории Удмуртской Республики действует Закон УР от 6 марта 2007 года № 2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно п. 5 статьи 5 которого за получением жилья во внеочередном порядке могут обратиться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявившие о своем праве в возрасте до 23 лет. Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания. Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться в числе прочего и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями. На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей. При указанных обстоятельствах истец Широбокова Л.В. не относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, так как в момент обращения в Администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» и на момент рассмотрения настоящего гражданского дела не относилась и не относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доводы кассационной жалобы судом исследовались, им дана правильная юридическая оценка, они не являются основанием для отмены решения суда. В жалобе указывается на то, что суд при рассмотрении дела предвзято относился к приводимым доводам, был необъективен, заинтересован в том, чтобы отказать в иске. Судебная коллегия полагает, что данные доводы являются необоснованными, поскольку доказательств свидетельствующих о необъективности суда, а так же доводов свидетельствующих о нарушении судом материального и процессуального права, не представлено. Каких-либо иных доводов, которые могли бы послужить основанием к отмене решения, не приведено. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Якшур - Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 12 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: