постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства признано незаконным ввиду недоказанности фактического исполнения должником требований исполнительного документа



Судья Христолюбов Ю.Л.                                              Дело 33-2852

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего      Копотева И.Л.,

судей                                      Глуховой И.Л., Мельникова А.И.,

при секретаре                        Утробине А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 22 августа 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 апреля 2011 года, которым

жалобы ФИО1 и ФИО2 на постановления судебного пристава-исполнителя от 15 марта 2011 года об окончании исполнительного производства оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ФИО2 и представителя ФИО1 по доверенности ФИО5, поддержавших доводы жалобы, объяснения судебного пристава-исполнителя Завьяловского РОСП УФССП России по УР ФИО6, представителя Администрации МО «Завьяловский район» ФИО9, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

                      

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 15.03.2011г. об окончании исполнительного производства.

ФИО2 также обратился в суд с заявлением о признании незаконным вышеуказанного постановления судебного пристава-исполнителя от 15.03.2011г.

Определением суда от 14 апреля 2011г. дела по данным заявлением объединены в одно производство.

В обоснование заявления ФИО1 и ФИО2 указывают, что являются взыскателями по исполнительному производству, возбужденному 05 октября 2010г. судебным приставом-исполнителем Завьяловского РОСП УФССП России по УР, о возложении на Администрацию МО «Завьяловский район» обязанности: - принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды двух земельных участков; - либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду этих земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте Администрации МО «Завьяловский район» в сети «Интернет». 15 марта 2011г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду исполнения требований исполнительного документа. Считают указанное постановление незаконным, поскольку распоряжение от 15 октября 2010г. (в редакции от 02 марта 2011г.), принятое Администрацией МО «Завьяловский район», не может являться решением о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды двух земельных участков и не является надлежащим исполнением решения суда. Указанное распоряжение в соответствии со ст.ст. 30, 30.1, 38 ЗК РФ принято только в целях формирования земельного участка, определения цены права аренды и технических условий для подключения к коммуникациям и является необходимым организационным мероприятием, предшествующим проведению аукциона. Решением же о проведении аукциона, по мнению заявителей, должно являться решение об утверждении условий продаж права на заключение договоров аренды земельных участков, принятого в соответствии со ст.ст. 38, 38.1 ЗК РФ во исполнение п. 1.1 распоряжения от 02 марта 2011г. Заявители указывают, что распоряжение от 15 октября 2010г. (в редакции от 02 марта 2011г.) не соответствует положениям п. 3 ст. 38, п. 5,6,7,10 ст. 38.1 ЗК РФ и не может являться решением о проведении аукциона. Просят признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя от 15.03.2011г. об окончании исполнительных производств в отношении взыскателя ФИО1, в отношении взыскателя ФИО2

В судебном заседании ФИО1 и ФИО2 на удовлетворении заявления настаивали.

Судебный пристав-исполнитель Завьяловского РОСП УФССП России по УР ФИО7, представитель УФССП России по УР ФИО8 заявление полагали необоснованным, ссылаясь на законность оспариваемого постановления об окончании исполнительного производства.

Представитель Администрации МО «Завьяловский район» ФИО9 возражал против удовлетворения заявления. Пояснил, что спорные участки на сегодняшний день не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, их кадастровая стоимость не определена. В распоряжении главы Администрации МО «Завьяловский район» от 15.10.2010г. все условия продажи участков не указаны.

Суд вынес вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления. Указывает на нарушение судом положений ст.ст. 39, 67, 68, 198 ГПК РФ, на неправильное применение норм ст. 30, 30.1, 38.1 ЗК РФ. Суд рассмотрел дело по иным основаниям, пришел к выводам, не соответствующим обстоятельствам дела. Выводы суда не мотивированы, не дана оценка протоколу судебного заседания от 01 декабря 2010г., в котором зафиксированы пояснения Администрации МО Завьяловский район» о том, что решение о проведении аукциона будет принято в дальнейшем, после формирования земельных участков. Придя к выводу о том, что оба способа исполнения решения суда требуют предварительного формирования земельных участков, суд не учел, что доказательств формирования участков не представлено.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Как следует из материалов дела, решением Завьяловского районного суда УР от 08 июня 2010г. признан незаконным отказ Администрации МО «Завьяловский район», выраженный в письме от 03 февраля 2010 года № 0118/801, в предоставлении ФИО2 в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1600 кв.м., расположенного примерно в 45 метрах на северо-восток от ориентира: жилой <адрес> Удмуртской Республики.

Признан незаконным отказ Администрации МО «Завьяловский район», выраженный в письме от 03 февраля 2010 года № 0118/802, в предоставлении ФИО1 в аренду для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 1600 кв.м., расположенного примерно в 10 метрах на восток от ориентира: жилой <адрес> Удмуртской Республики.

На Администрацию МО «Завьяловский район» возложена обязанность в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда принять решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды двух земельных участков: 1) площадью 1600 кв.м., расположенного примерно в 10 метрах на северо-восток от ориентира: жилой <адрес> Удмуртской Республики; 2) площадью 1600 кв.м., расположенного примерно в 45 метрах на северо-восток от ориентира: жилой <адрес> Удмуртской Республики; либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду этих земельных участков для индивидуального жилищного строительства с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в районной газете «Пригородные вести», а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте Администрации МО «Завьяловский район» (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 15 сентября 2010г. указанное решение суда оставлено без изменения.

Судебным приставом-исполнителем 05 октября 2010г. возбуждены соответствующие исполнительные производства.

В ходе исполнительного производства во исполнение указанного решения суда Администрацией МО «Завьяловский район» 15 октября 2010г. вынесено распоряжение № 665 «Об организации проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков», которым Управлению имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» поручено:

1.1. Организовать проведение работ по формированию двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории с Италмас:

площадью 1600 кв.м, расположенного примерно в 10 метрах на северо-восток от ориентира: жилой <адрес> Удмуртской Республики;

площадью 1600 кв.м, расположенного примерно в 45 метрах на северо-восток от ориентира: жилой <адрес> Удмуртской Республики.

1.2. Обеспечить постановку земельных участков, указанных в п. 1.1 распоряжения, на государственный кадастровый учет и определить технические условия подключения объектов к сетям инженерного технического обеспечения и плату за подключение.

1.3. Организовать проведение оценки земельных участков, указанных в п. 1.1 распоряжения.

1.4. Обеспечить подготовку и представить на утверждение условия продажи права на заключение договоров аренды земельных участков, указанных п.1.1. распоряжения.

Распоряжением Администрации МО «Завьяловский район» от 02 марта 2011г. №111 внесены изменения в вышеуказанное распоряжение, пункт 2 изложен в следующей редакции:

«2. После утверждений условий продажи, предусмотренных п. 1.4. распоряжения, в установленные законом сроки провести аукцион по продаже права заключения договоров аренды земельных участков, указанных в п. 1.1. распоряжения».

В соответствии с исполнительным документом должнику предоставлено право выбора из двух способов исполнения решения суда: принять решение о проведении аукциона либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду участков. Такие альтернативные способы предоставления органом местного самоуправления земельных участков для жилищного строительства предусматриваются также положениями п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.

Администрацией МО «Завьяловский район» избран способ исполнения решения суда путем принятия решения о проведении аукциона.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявлений, суд первой инстанции исходил из того, что должником исполнено решение суда путем вынесением распоряжения №665 от 15 октября 2010г. и от 02 марта 2011г. Суд указал, что заявители вправе требовать соблюдения судебным приставом-исполнителем сроков проведения аукциона, и в случае необходимости оспаривать его бездействие.

Судебная коллегия с указанными выводами суда не соглашается, поскольку они основаны на неправильном применении норм земельного законодательства.

Так, пунктом 1 статьи 38 ЗК РФ предусмотрено, что предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ проведение работ по формированию земельного участка включает в себя:

выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

определение разрешенного использования земельного участка;

определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;

принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства определяется статьей 38.1 ЗК РФ.

Пунктом 2 ст.38.1 ЗК РФ определены условия, при которых земельный участок для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства может быть выставлен на аукцион: а) земельный участок прошел кадастровый учет, б) определено разрешенное использование такого земельного участка, в) определены технические условия подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и размер платы за подключение к этим сетям.

Из совокупного анализа вышеуказанных норм следует, что принятию решения о поведении аукциона предшествуют кадастровый учет земельного участка, определение его разрешенного использования земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Кроме того, в соответствии с пунктами 6,7 ст. 38.1 ЗК РФ продавцом земельного участка (которым в данном случае выступает орган местного самоуправления) должна быть определена начальная цена предмета аукциона, сумма задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Из системного толкования положений ст.ст. 30, 30.1, 38, 38.1 ЗК РФ следует, что данные действия должны быть совершены до вынесения решения о проведении аукциона, и их результат отражен в решении о проведении аукциона.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанные действия по формированию земельного участка, определению начальной цены договора, других его существенных условий, органом местного самоуправления не совершены.

Так, распоряжением № 665 от 15 октября 2010г. Администрация МО «Завьяловский район» во исполнение ст.38.1 ЗК РФ только определила обязанность Управления имущества и земельных ресурсов по организации формирования земельного участка, проведению оценки земельных участков, а также по подготовке и представлению на утверждение условий продажи права на заключение договоров аренды земельных участков.

Однако сам кадастровый учет участков на момент рассмотрения дела не проведен, кадастровая стоимость не определена, как не определены иные существенные условия договора. Указанное обстоятельство однозначно следует из пояснений представителя Администрации МО «Завьяловский район», зафиксированных в протоколе судебного заседания от 22 апреля 2011г. (л.д. 30), на что совершенно обоснованно указано в кассационной жалобе. Не представлялось доказательств формирования земельных участков и определения их начальной цены и службой судебных приставов. Суд первой инстанции также исходил из необходимости предварительного формирования земельный участков, однако это обстоятельство не было им надлежащим образом учтено.

Распоряжение № 11 от 02 марта 2011г., принятое во изменение распоряжения №665, не меняет его сущности, в нем только лишь указано на проведение аукциона после утверждения условий продажи. Судебная коллегия полагает, что данное распоряжение также не является решением о проведении аукциона, поскольку как распоряжение №665, так и распоряжение № 111 не содержат установленных законом необходимых сведений, они направлены только на выполнение условий, установленных пунктами 2 и 7 ст. 38.1 ЗК РФ, и предваряют решение о проведении аукциона.

При таких обстоятельствах, распоряжения Администрации МО «Завьяловский район» № 665 от 15 октября 2010г. и №111 от 02 марта 2011г. не могут считаться надлежащим исполнением исполнительного документа о возложении обязанности на Администрацию МО «Завьяловский район» по принятию решения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды.

Согласно ч.1 ст.47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Поскольку фактически исполнительный документ должником не исполнен, оснований для вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений от 15 марта 2011г. об окончании исполнительного производства (взыскатель ФИО1) и исполнительного производства (взыскатель ФИО2) не имелось, указанные постановления закону не соответствуют.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, но судом неверно применены нормы материального права, судебная коллегия, отменяя решение суда, считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявлений ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным постановлений судебного пристава-исполнителя от 15.03.2011г. об окончании исполнительного производства.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                         

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 22 апреля 2011 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявления ФИО1 и ФИО2 о признании незаконным постановлений судебного пристава-исполнителя от 15 марта 2011г. об окончании исполнительного производства удовлетворить.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Завьяловского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике от 15 марта 2011г. об окончании исполнительного производства в пользу взыскателя ФИО1.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Завьяловского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Удмуртской Республике от 15 марта 2011г. об окончании исполнительного производства в пользу взыскателя ФИО2

Кассационную жалобу ФИО1 удовлетворить.

          Председательствующий:              

          Судьи: