решение об удовлетворении иска о предоставлении жилого помещения изменено. Жилое помещение должно выделяться общей площадью из расчета не менее 18 кв.м.



Судья Долгополова Ю.В.                                                         Дело № 33-3118/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Стяжкина С.Л.,

судей Солоняка А.В., Пономаревой А.В.,

при секретаре Батуевой А.Ш.,

с участием прокурора Борзенковой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 31 августа 2011 года дело по кассационной жалобе Администрации г. Ижевска, кассационному представлению прокурора Ленинского района г. Ижевска на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 20 июля 2011 года, которым иск прокурора Ленинского района г. Ижевска, действующего в интересах Урсу И.В., к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения удовлетворен.

Обязана Администрация г. Ижевска предоставить Урсу И.В. на состав семьи два человека на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 26, 6 кв.м., благоустроенное применительно к условиям города Ижевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте города Ижевска.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Стяжкина С.Л., объяснения Урсу И.В., представителя, прокурора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ленинского района г. Ижевска, действующий в интересах Урсу И.В., обратился в суд с иском к Администрации г. Ижевска о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы следующим.

Истец имеет статус сироты, с 2001 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации города. Жилого помещения на условиях социального найма или на праве собственности истец не имеет. С учетом вышеизложенного ответчик должен предоставить ей жилое помещение в г. Ижевске в пределах норм предоставления, не менее 13, 3 кв.м общей площади.

Впоследствии прокурор уточнил исковые требования, указав, что на Администрацию г. Ижевска подлежит возложению обязанность по предоставлению Урсу И.В. благоустроенного жилого помещения на состав семьи два человека: Урсу И.В. и ее несовершеннолетней дочери Урсу Э.А.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Ижевска Кандалинцев А.В. и истец доводы и требования, изложенные в иске, поддержали, просили иск удовлетворить.

Представить Администрации г. Ижевска - Мельников Г.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, просил оставить его без удовлетворения в связи с необоснованностью.

Представитель третьего лица - Министерства образования Удмуртской Республики, извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, неправильным определением юридически значимых обстоятельств дела.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права, неправильным определением юридически значимых обстоятельств дела.

Проверив материалы дела в интересах законности в полном объеме, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения Урсу И.В., представителя Администрации, доводы жалобы поддержавшего, прокурора, доводы кассационного представления поддержавшего, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права.

Так, суд при постановлении решения правильно указал на то, что Урсу И.В. (1985 года рождения) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

26 июня 2001 г. Урсу И.В. поставлена на учет для получения жилого помещения в Администрации г. Ижевска на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По состоянию на 1 мая 2011 г. состоит в списке внеочередников под номером 11.

Истец является одинокой матерью, совместно с несовершеннолетней дочерью Урсу Э.А. (2010 года рождения) временно проживает в общежитии по адресу: <адрес>, где зарегистрирована по месту пребывания. Несовершеннолетняя Урсу Э.А. зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу.

Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами.

Учитывая, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, поставлена на данный учет до достижения 23 лет, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматриваются федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Аналогичное положение содержит часть 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 г. N2-P3 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Согласно части 2 статьи 3 вышеприведенного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, другое благоустроенное жилое помещение при наступлении оснований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется вне очереди в случае, если закрепленное за ними жилое помещение признано в соответствии с законодательством непригодным для проживания и не подлежащим ремонту (часть 2 статьи 3).

Судом установлено, что Урсу И.В., 1985 года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители умерли: отец Урсу В.Д. - в 1985 г., мать Денисова Н.А. - в 1996 году.

20 марта 1997 года над Урсу И.В. была установлена опека, опекуном назначена Уракова Т.В.

19 февраля 1999 года Уракова Т.В. была отстранена от исполнения обязанностей опекуна, а истец 29 июня 2000 года была помещена в государственное учреждение.

Урсу И.В. имеет несовершеннолетнюю дочь - Урсу Э.А., 2010 года рождения.

Жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, и жилых помещений в собственности Урсу И.В. и ее дочери Урсу Э.А. не имеется.

При таких обстоятельствах с учетом содержания приведенных выше норм суд приходит к выводу о том, что Урсу И.В. имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения.

Обязанность по предоставлению истцу жилого помещения подлежит возложению на Администрацию г. Ижевска в связи с нижеследующим.

В соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 ЖК РФ, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49 ЖК РФ).

Часть 1 статьи 5 Закона УР от 6 марта 2007 г. N2-P3 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющие право на внеочередное получение жилой площади, учитываются в органах местного самоуправления отдельно от остальных граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии со статьей 6 Закона УР №2-РЗ для обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органы местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения (жилые площади).

В силу части 3 статьи 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

С учетом содержания приведенных выше норм субъектом предоставления жилых помещений лицам, к числу которых относится Урсу И.В., является Администрация г. Ижевска.

Рассматривая вопрос о том, какое жилое помещение подлежит предоставлению Урсу И.В., суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Нормы предоставления в г. Ижевске установлены решением Городской думы от 28 июля 2005 г. №349 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Ижевска», в соответствии с которым по договору социального найма предоставляются жилые помещения из расчета 13,3 кв.м общей площади на одного человека.

Таким образом, Урсу И.В. как лицо, отнесенное к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, так как иного жилья на праве собственности либо на праве пользования не имеет, в установленном порядке поставлена на учет, как нуждающаяся в жилом помещении по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из изложенного, учитывая, что истец имеет несовершеннолетнего ребенка, суд возложил на Администрацию обязанность по предоставлению ей на основании договора социального найма благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 26,6 кв.м (установленной нормы предоставления на состав семьи из двух человек).

С выводами суда в части предоставления жилого помещения на двух человек исходя из 13,3 кв.м на человека судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

На момент вынесения решения был принят и опубликован 19 июля 2011 года Закон УР №35-РЗ «О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии с которым жилое помещение должно выделяться общей площадью не менее 18 кв.м. Соответственно, жилое помещение должно быть предоставлено из расчета 18 кв.м.

Кроме того, при расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, члены их семьи не учитываются. Ребенок Урсу И.В. не относится к указанной льготной очереди граждан. Правом на получение жилого помещения вне очереди по ст. 57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» обладает только Урсу И.В., именно по указанным правовым основаниям и были заявлены требования.

Определением Верховного Суда РФ от 11 мая 2011 года №43-Г11-9 признано недействующим с момента вступления в силу решения суда последнее предложение части 2 ст. 4 Закона Удмуртской республики от 6 марта 2007 года №2-РЗ «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: «При расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются».

Исходя из буквального толкования указанного следует, что ответчик может, но не обязан учитывать членов семьи при предоставлении жилого помещения. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, судебная коллегия считает возможным изменить решение суда, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в части предоставления жилого помещения Урсу И.В. исходя из размера 18 кв. м общей площади на одного человека. Кассационная жалоба и кассационное представление прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 20 июля 2011 года изменить: обязать Администрацию г. Ижевска предоставить Урсу И.В. на условиях социального найма жилое помещение общей площадью не менее 18 кв.м, благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Ижевска.

Кассационную жалобу и кассационное представление прокурора удовлетворить.

Председательствующий:

Судьи: