Решение об удовлетворении заявления о признании незаконным и необоснованным распоряжения МЮ РФ о признании пребывания на территории РФ, являющегося лицом без гражданства, нежелательным и возлагающим на него обязанность покинуть террит. без изменения.



Судья Плеханов А.Н.                                                       дело №<данные изъяты>

КАССАЦИОННОЕ     ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего          Коробейниковой Л.Н.,

судей      Глуховой И.Л., Полушкина А.В.,

при секретаре             Ланшаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 26 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Министерства юстиции Российской Федерации, на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 августа 2011 года, которым удовлетворено заявление Клояна <данные изъяты> о признании незаконным и необоснованным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 14 марта 2011 года №1390-рн.

Признано незаконным и необоснованным распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации от 14 марта 2011 года №1390-рн о признании пребывания (проживания) на территории Российской Федерации Клояна <данные изъяты>, являющегося лицом без гражданства, нежелательным сроком до 19 июня 2016 года и возлагающим на него обязанность покинуть территорию Российской Федерации.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Полушкина А.В., объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> (доверенность от <данные изъяты>. до 31.12.2011г.), поддержавшей доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Клоян А.С. (далее по тексту – заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 14 марта 2011 года №1390-рн, которое мотивировал следующим.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 14 марта 2011 года №1390-рн пребывание лица без гражданства Клояна А.С. признано нежелательным сроком до 19 июня 2016 года, возложена обязанности покинуть территорию РФ. Оспариваемое распоряжение мотивировано тем, что Клоян А.С. находится на территории РФ незаконно, его пребывание представляет реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересах граждан РФ, вынесено на основании ч.3 ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

Заявитель полагает распоряжение незаконным поскольку Клоян А.С. проживал на территории РФ с 01 мая 1995 года по адресу <данные изъяты>, но не был зарегистрирован по месту жительства. Факт постоянного проживания доказан заявителем в судебном порядке. В период с 06 сентября 1995 года по 18 июня 2002 года он проходил обучение в образовательных учреждения г.Ижевска, с сентября 2002 года является студентом <данные изъяты>. В период с 20 декабря 2005 года по 18 июня 2010 года отбывал наказание в местах лишения свободы. При этом заявитель не является гражданином Армении.

В судебном заседании заявитель Клоян А.С., его представитель <данные изъяты>., действующий на основании устного ходатайства, доводы и требования заявления поддержали в полном объеме. Дополнили, что Клоян А.С. въехал на территорию РФ вместе со своими родителями в 1995 году на законных основаниях, являясь несовершеннолетним. Родителями приобретен дом в г.Ижевске. У заявителя в г.Ижевске проживает семья: отец, гражданская супруга, ребенок, скоро должен родиться второй ребенок, он всю жизнь прожил в РФ. В связи с оспариваемым распоряжением он не может получить гражданство РФ. С оспариваемым распоряжением ознакомлен в УФМС по УР 07 июля 2011 года, когда обратился в данный орган с заявлением о постановке на миграционный учёт.

Представители заинтересованных лиц Министерства юстиции РФ, Управления Федеральной миграционной службы по Удмуртской Республики, будучи надлежащим образом, извещены о месте и времени судебного заседания в суд не явились, причины неявки не сообщили, с ходатайством об отложении дела не обратились. В порядке статьи 257 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> действующая на основании доверенности, просит отменить решение суда. В жалобе указывает, что распоряжение в отношении заявителя принято уполномоченным органом, порядок принятия указанного решения соблюден, оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

В суде первой инстанции установлены и подтверждены материалами дела следующие обстоятельства.

Клоян А.С., 21 сентября 1984 года рождения, въехал в Российскую Федерацию из Армении в мае 1995 года вместе со своей матерью Клоян А.Л. С 01 мая 1995 года по настоящее время Клоян А.С. проживает в Российской Федерации. Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г.Ижевска от 10 марта 2011 года.

В период с 06 сентября 1995 года по 01 ноября 2000 года Клоян А.С. проходил обучение в МОУ СОШ №<данные изъяты>, с 02 ноября 2000 года по 18 июня 2002 года в МОУ СОШ №<данные изъяты>, в сентябре 2002 года поступил в Ижевский государственных технический университет.

В период с 20 декабря 2005 года по 18 июня 2010 года отбывал наказание по приговору Октябрьского районного суда г.Ижевска от 21 ноября 2006 года в ФБУ ИК-<данные изъяты> УФСИН РФ по УР.

Распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 14 марта 2011 года №1390-рн пребывание (проживание) Клояна А.С. являющегося лицом без гражданства на территории Российской Федерации признано нежелательным сроком до 19 июня 2016 года, на заявителя возложена обязанность покинуть территорию РФ, в связи с тем, что указанное лицо до осуждения находилось на территории РФ незаконно и тот факт, что его пребывание создаёт реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.

При разрешении заявления суд обоснованно руководствовался статьями 254, 255, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), пунктами 25, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года №119, пунктами 1,3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2003 года №199, Порядком представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 20.08.2007 №171, частью 4 статьи 15, частью 1 статьи 17, статьей 18, частью 1 статьи 46, частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статьей 33 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федеральным законом №101-ФЗ от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации», статьях 26 и 27 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года, Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.);

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

На основании части 3 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Порядок представления материалов и их рассмотрения определяется нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.08.2007 N 171 предусмотрено, что Минюст России в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы о нежелательности пребывания (проживания) в России в отношении иностранных граждан, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России и направляет эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении;

знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и приобщает копию указанного распоряжения к личному делу осужденного.

Территориальный орган ФСИН России:

а) утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России;

б) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления осужденного.

7. Центральный аппарат ФСИН России:

в) по результатам рассмотрения документов, но не позднее чем за 3 месяца до предстоящего освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства направляет в Департамент международного права и сотрудничества Минюста России представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 3) с приложением необходимых документов;

г) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в адрес территориального органа ФСИН России.

8. Департамент международного права и сотрудничества Минюста России на основе представленных ФСИН России документов:

а) готовит проект распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 4);

б) возвращает документы во ФСИН России для дополнительной проверки и подготовки необходимых документов;

в) в случае несогласия с представлением Федеральной службы исполнения наказаний готовит заключение по документам ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 5) и представляет его в установленном порядке на подпись заместителю Министра, курирующему данное направление деятельности.

9. Департамент международного права и сотрудничества Министерства юстиции Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, информацию (представление) об издании распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен.

Как следует из материалов дела Распоряжение № 1390-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в отношении Клояна А.С. принято Министерством юстиции Российской Федерации 14 марта 2011 года, т.е. спустя более восьми месяцев после отбытия заявителем назначенного приговором суда наказания и освобождения его из мест лишения свободы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о нарушении установленного нормативными актами порядка и сроков принятия оспариваемого решения, что является основанием для признания его недействительным.

Кроме того, заинтересованным лицом не представлены доказательства того, что пребывание Клояна А.С. создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации. Данный довод кассатора основан на предположениях. Наличие у заявителя судимости само не является доказательством указанных обстоятельств после отбытия им назначенного наказания.

Судебная коллегия полагает, что предусмотренные статьей 362 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства юстиции Российской Федерации <данные изъяты> без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи