решение об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия должностных лиц оставлено без изименения, кассационная жалоба - без уддовлетворения.



Судья Аккуратный А.В.                                                       Дело № 33-3739/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Стяжкина С.Л.

судей Пономаревой А.В., Константиновой М.Р.

при секретаре Шафигуллине И.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 19 октября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Гомоюновой Л.П., Юнусовой Г.Г. на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 сентября 2011 года, которым заявление Юнусовой Г.Г., Гомоюновой Л.П. об оспаривании бездействия главы администрации города Ижевска Агашина Д.В., бездействия заместителя главы администрации города Ижевска Маринина И.В., действия начальника Управления ЖКХ Администрации города Ижевска Шуклиной О.Л., решения начальника Управления ЖКХ Администрации города Ижевска Шуклиной О.Л. оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Стяжкина С.Л., выслушав объяснения Гомоюновой Л.П., представителя, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Юнусова Г.Г., Гомоюнова Л.П. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц. Заявление мотивировано тем, что 18 июля 2011 года заявителями направлено обращение в Администрацию г. Ижевска, должностным лицам Агашину Д.А. и Маринину И. В. по различным вопросам и просьбой организовать с участием заявителей проверку деятельности управляющей организации ООО «<данные изъяты>» и принять по результатам проверки меры, предусмотренные законодательством РФ. Заявители указали, что с ними, как с собственниками помещений в их домах, управляющей организацией в нарушение законодательства РФ не заключены договоры управления. Заявители указали, что в нарушение пункта 91 Постановления Правительства РФ от 06 февраля 2006 года №75 ООО «<данные изъяты>» ни в течение 20 дней с даты утверждения протоколов конкурсов, ни позднее не направило им, как собственникам помещений в домах, подписанных ООО «<данные изъяты>» договоров управления многоквартирным домом для подписания указанных договоров в порядке, установленном статьёй 445 ГК РФ. 11 августа 2011 заявители получили письмо из Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска за подписью начальника Управления ЖКХ Шуклиной О.Л., к которой заявители не обращались, а также не получали уведомлений от Агашина Д.В. и Маринина И.В. о направлении обращения заявителей на рассмотрение иному должностному лицу. Заявители полагают, что должностное лицо Шуклина О.Л. в нарушение ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не обеспечила объективного и всестороннего рассмотрения обращения; не запросила необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах (прокуратура Индустриального района г. Ижевска, Управление Роспотребнадзора по УР); не приняла мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов граждан; не дала ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Заявители полагают, что указанными действиями (бездействием) должностные лица (Агашин Д.В., Маринин И.В., Шуклина O.Л.) нарушили права заявителей при рассмотрении обращения, а именно право на получение уведомления о переадресации письменного обращения на рассмотрение начальнику Управления ЖКХ; право представлять дополнительные документы и материалы и право обратиться с просьбой к Шуклиной О.Л. об истребовании документов, доказывающих направление (или вручение в руки) заявителям, как собственникам жилых помещений в домах, подписанных ООО «<данные изъяты>» договоров управления; право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения; право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов. Заявители с ответом Шуклиной O.Л., являющимся отказом в организации проведения проверки (с участием заявителей) деятельности управляющей организации ООО «<данные изъяты>» и принятии по результатам проверки мер, предусмотренных законодательством РФ, не согласны, Ответ-отказ, по их мнению, содержит ложные, голословные утверждения, не подтверждённые достоверными доказательствами, истребованными от ООО «<данные изъяты>», являющиеся не обоснованными. Кроме того, прокурором Индустриального района г. Ижевска Кузнецовым А.Ю. ответом от 28 июля 2011 года № 917ж-2008 разъяснено, «что в соответствии с ч. 1.1 ст. 165 ЖК РФ при невыполнении управляющей компанией обязательств по исполнению договора управления многоквартирным домом собственники вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о проведении проверки деятельности данной управляющей компании». Действия Шуклиной О.Л. также нарушают п.4 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Щуклина О.Л. усмотрела, что заявители вправе обратиться в другие государственные органы (в государственную жилищную инспекцию, прокуратуру УР). В таком случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции, нескольких государственных органов, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы. Предусмотренное законом действие Шуклиной О.Л. не совершено.

На основании изложенного заявители просят признать незаконным и нарушающим права Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г. бездействие главы Администрации г. Ижевска Агашина Д.В. и его заместителя Маринина И.В. по уведомлению Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г. о направлении их обращения на рассмотрение начальнику Управления ЖКХ г. Ижевска Шуклиной О.Л., признать действия начальника Управления ЖКХ г. Ижевска Шуклиной О.Л. по рассмотрению обращения Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г. незаконными, не обеспечившими объективного и всестороннего рассмотрения обращения, не обеспечившими принятие мер, направленных на восстановление и защиту нарушенных прав и законных интересов Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г., признать ответ-отказ от 8 августа 2011 года начальника Управления ЖКХ г. Ижевска Шуклиной O.Л. незаконным, данным не по существу поставленных в обращении Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г. вопросов, нарушающим права и законные интересы Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г.

Заявители Юнусова Г.Г., Гомоюнова Л.П. в судебном заседании свое заявление поддержали, просили его удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ижевска - Корытцев А.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что заявление является необоснованным, в связи с чем в его удовлетворении следует отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска - Соловьева Э. Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления, поскольку указанное заявление является необоснованным.

Заинтересованные лица: начальник Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска - Шуклина О.Л., глава Администрации г. Ижевска - Агашин Д.В., заместитель главы Администрации г. Ижевска - Маринин И.В., извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, причин неявки не сообщили, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе заявители просят отменить решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 8 июля 2011 года, по делу вынести на новое решение. В качестве основания для отмены указывается на существенные нарушения судом норм процессуального и материального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции верно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, также судом не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в соответствии с распоряжением Главы муниципального образование «<данные изъяты>» № 24 от 29 декабря 2010 года Агашин Д.В. - Глава Администрации города Ижевска приступил к исполнению полномочий с 30 ноября 2010 года.

В соответствии с распоряжением Администрации города Ижевска № 84-к от 14 марта 2011 года Маринин И.В. назначен на должность заместителя Главы Администрации города Ижевска по ЖКХ.

В соответствии с распоряжением Администрации города Ижевска № 194-к от 10 июня 2011 года Шуклина О.Л. переведена на должность начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска с 16 июня 2011 года сроком на 3 месяца.

18 июля 2011 года заявителями направлено обращение в Администрацию г. Ижевска, должностным лицам Агашину Д.В. и Маринину И.В. по различным вопросам и просьбой организовать с участием заявителей проверку деятельности управляющей организации ООО «<данные изъяты>» и принять по результатам проверки меры, предусмотренные законодательством РФ.

В соответствии с регистрационной карточкой Администрации города Ижевска обращение граждан - заявление Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г. поступило в Администрацию 18 июля 2011 года. 19 июля 2011 года зам. главы Администрации города Ижевска - Маринин И.В. наложил резолюцию «к исполнению: Шуклиной О.Л. - Маринин И.В. для ответа (срок: 17 августа 2011 года)». Обращение заявителей для дачи ответа по существу обращения было перенаправлено в Управление ЖКХ Администрации г. Ижевска.

8 августа 2011 заявителям направлен письменный ответ на обращение из Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска за подписью начальника Управления ЖКХ Шуклиной О.Л.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.

Суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств и с учетом норм ст.ст. 3, 254, 255 ГПК РФ, а также п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», правильно указал, что для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо незаконное возложение на гражданина обязанности или незаконное привлечение к ответственности, при этом, удовлетворение требований заявителей возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

При рассмотрении настоящего гражданского дела, суд первой инстанции отметил, что данные условия своего подтверждения не нашли.

Так, в соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались. Обязанность по представлению доказательств в обоснование нарушение прав заявителей оспариваемым бездействием главы Администрации г. Ижевска Агашина Д.В., действием начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска Шуклиной O.Л, ответом начальника Управления ЖКХ г. Ижевска Шуклиной O.Л, - была возложена на заявителей, на заинтересованных лиц была возложена обязанность представить возражения на заявленные требования, в том числе законность и обоснованность оспариваемого действия (бездействия).

Рассматривая требования заявителей об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц, суд пришел к следующему.

Административным регламентом муниципальной функции «Организация рассмотрения обращений граждан в Администрацию г. Ижевска», утвержденного Постановлением Администрации г. Ижевска от 29 мая 2009 г. № 460 (далее по тексту - Административный регламент) установлен единый порядок исполнения Администрацией г. Ижевска и ее должностными лицами, структурными подразделениями муниципальной функции по порядку обращений граждан.

Согласно указанному Административному регламенту (п.3.4) должностное лицо (автор резолюции): рассматривает обращение в течение 3-х дней; принимает решение по исполнению обращения; дает поручение (накладывает резолюцию).

Из представленных в суд материалов следует, что на обращение заявителей от 18 июля 2011 г. в Администрацию г. Ижевска, Агашину Д.В. Маринину И.В. была наложена резолюция «к Исполнению Шуклиной О.Л.».

Согласно п.3.4 указанного регламента должностное лицо (автор резолюции) рассматривает обращение в течение трех дней, принимает решение по исполнению обращения, дает поручение (накладывает резолюцию). Типовые резолюции: «дать ответ заявителю и в отдел по обращениям граждан» (дает право исполнителю самостоятельно ответить на обращение, копию ответа необходимо отправить в отдел); «рассмотреть в установленном порядке» или «рассмотреть» или «для рассмотрения и ответа» (обращение рассматривается в установленный срок. Исполнитель отвечает на обращение самостоятельно, копию ответа предоставляет в отдел).

Пунктом 3.5.4. указанного Административного регламента исполнитель, которому поручено рассмотрение обращения, подготавливает или дает согласно поручению письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с Положением об Управлении жилищно- коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 30 октября 2007 года № 314 Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска является структурным подразделением Администрации г. Ижевска осуществляющим функции управления в сфере жилищно - коммунального хозяйства в соответствии с полномочиями, установленными указанным Положением.

Согласно п. 2.21, 2.24 положения об Управлении жилищно- коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска к его полномочиям отнесено рассмотрение письменных и устных обращений граждан и организаций по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, проводит открытые конкурсы по отбору управляющих организаций на право заключения договора на управление многоквартирными домами в случаях, предусмотренным действующим законодательством.

На основании указанного Административного регламента и в пределах полномочий заместителем главы Администрации г. Ижевска Марининым И.В. обращение истцов было переадресовано в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска.

Административным регламентом, как верно отметил суд, не предусмотрено извещение заявителей о передаче их обращения на рассмотрения в структурное подразделение Администрации.

Кроме того, в своем обращении заявители просили провести проверку управляющей организации ООО «<данные изъяты>».

В соответствии с ч. 1.1 ст. 165 Жилищного Кодекса РФ орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, организует проведение проверки деятельности управляющей организации в пятидневный срок в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. В случае, если по результатам указанной проверки выявлено невыполнение управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом, орган местного самоуправления не позднее чем через пятнадцать дней со дня соответствующего обращения созывает собрание собственников помещений в данном доме для решения вопросов о расторжении договора с такой управляющей организацией и о выборе новой управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

Суд отметил, что согласно Положению об Управлении жилищно- коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска, утвержденном решением Городской Думы г. Ижевска от 30 октября 2007 года № 314 Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. полномочиями по проведению проверок не наделено. Порядок проведения указанных проверок установленный федеральным органом исполнительной власти в настоящее время не установлен.

Ответом от 8 августа 2011 г. заявители были уведомлены о невозможности проведения проверки в соответствии со ст. 165 ЖК РФ.

Оценивая доводы заявителей о том, что должностное лицо Шуклина O.Л. в нарушение ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не обеспечила объективного и всестороннего рассмотрения обращения; не запросила необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах (прокуратура Индустриального района г. Ижевска, Управление Роспотребнадзора по УР); не приняла мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов граждан; не дала ответ по существу поставленных в обращении вопросов, о том, что действия Шуклиной O.Л. также нарушают п.4 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» - Шуклина O.Л. усмотрела, что заявители вправе обратиться в другие государственные органы (в государственную жилищную инспекцию, прокуратуру УР) и не направила копию обращения в течение семи дней со дня регистрации в соответствующие государственные органы, суд обоснованно посчитал их не основанными на законе.

Так, в соответствии со ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при рассмотрении обращений граждан запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.

Заявителями указывается, что данные запросы при рассмотрении их обращения сделаны не были. Между тем, в материалы дела представлена копия факсограммы № 165 от 27 июля 2011 года согласно которой в ООО «<данные изъяты>» потребовалась информация о том, направлялись ли для подписания договоры управления многоквартирным домом собственникам данных домов, истребовались копии документов об оповещении собственников и получении договоров управления (с указанием даты и подписи), количество подписанных договоров управления многоквартирным домом, с указанием номеров квартир по каждому дому, копию договора управления многоквартирным домом, заключенного и подписанного одним из собственников по указанным адресам. На данный запрос был получен ответ, в котором указано, что собственники домов были извещены о необходимости заключения договоров управления многоквартирным домом путем размещения объявлений в местах общего пользования (копия указанного объявления представлены в материалы дела). Кроме того, в материалы дела представлены сведения о направлении Гомоюновой Л.П. двух экземпляров договора управления многоквартирным домом. При получении данных ответов у должностного лица Шуклиной O.Л., как верно отметил суд, не было оснований не доверять указанным ответам на официальные запросы.

В соответствии с п.4 ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

В рассматриваемом случае заявители в своем обращении просили организовать проверку деятельности управляющей организации ООО «<данные изъяты>» и принять по результатам проверки меры, предусмотренные законодательством РФ.

Между тем, как следует из проведенного судом анализа правовых актов, установленный федеральным органом исполнительной власти порядок проведения проверок, в настоящее время не установлен.

На основании вышеизложенного судом не установлена незаконность и нарушение прав Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г. бездействия главы Администрации г. Ижевска Агашина Д.В. и его заместителя Маринина И.В. по уведомлению Гомоюновой Л.П. и Юнусовой Г.Г. о направлении их обращения на рассмотрение начальнику Управления ЖКХ г. Ижевска Шуклиной О.Л.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что на обращение заявителей от 19 июля 2011 года был дан законный и обоснованный ответ по существу обращения, а действия начальника Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска по рассмотрению данного обращения являются законными и обоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ФЗ от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок рассмотрения обращения, по которому необходимо проведение проверки, составляет 30 дней.

Судом установлено, что по обращению заявителей проведена проверка и в установленный законом срок дан ответ. Коллегия соглашается с тем, что права заявителей указанным ответом не нарушены.

Таким образом, заявление Юнусовой Г.Г., Гомоюновой Л.П. об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления и его должностных лиц, обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

Судебная коллегия считает, что выводы соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, подтверждены исследованными доказательствами.

В жалобе указывается, что в нарушение ст.67 ГПК РФ судом не оценены доказательства, представленные заявителями в деле, результаты оценки не отражены в решении.

С данными доводами судебная коллегия не может согласиться, поскольку судом сделан анализ всем обстоятельствам дела и представленным доказательствам, при этом нарушений процессуального законодательства судом не допущено.

Ссылка кассационной жалобы на то, что суду следовало установить, к компетенции какого подразделения, отдела, должностного лица органа местного самоуправления относится решение вопросов, содержащихся в обращении, по мнению коллегии, не основательна и правового значения по делу не имеет.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств. Вместе с тем судом дана верная оценка представленным доказательствам и обстоятельствам дела, судебная коллегия соглашается с ними в полном объеме.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 362 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 5 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: