в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении отказано правомерно в связи с отсутствием предусмотренных законом оснований



Судья Макарова Т.П.                                                        Дело № 33-1753/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Солоняк А.В.,

судей Пономаревой А.В., Рябова Д.В.,

при секретаре Елхове Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 18 мая 2011 года дело по кассационной жалобе Ч.Е.П. на решение Шарканского районного суда Удмуртской Республики от 4 апреля 2011 года, которым в удовлетворении заявления Ч.Е.П. о признании постановления Администрации муниципального образования «Шарканское» №16 от 03 марта 2011 года об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении незаконным, возложении обязанности поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, отказано.

заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ч.Е.П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования ( МО) «Шарканское» № 16 от 03 марта 2011 года, которым заявителю на основании ст. 14, п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, одновременно просит возложить на администрацию МО «Шарканское» обязанность поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Требования мотивированы тем, что 18 февраля 2011 года Ч.Е.П. подала заявление в Администрацию МО «Шарканское» о постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку не имеет собственного жилья, а по месту проживания, с дочерью, обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной в районе. К заявлению о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ею были приложены все необходимые документы. Подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, однако, администрация МО «Шарканское» отказала в принятии на учёт. Считает отказ неправомерным, полагает, что как инвалид 1 группы, как нуждающаяся в постоянном постороннем уходе, имеет право состоять на учете и быть обеспеченной жилым помещением.

В судебном заседании заявитель Ч.Е.П. и её представитель Ч.Е.А. на заявлении настаивали.

Представитель Администрации МО «Шарканское» П.О.А. требования заявителя не признал, ссылаясь на отсутствие оснований для принятия заявителя на учет, правомерность отказа в принятии на учёт.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Ч.Е.П. указывает на согласие с решением суда в связи с тем, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Суд не учёл тот факт, что заявитель является инвалидом 1 группы, требует постороннего ухода, нуждается в благоприятных условиях проживания; администрацией не была проведена проверка жилищно-бытовых условий заявителя, который проживает в неблагоустроенной квартире, не имеющей туалета, ванной комнаты, канализации, горячего водоснабжения. Суд не учёл, что ранее заявитель подавала заявление о принятии на учёт в Администрацию МО «Шарканский район», которая затянула процесс рассмотрения данного заявления.

Изучив доводы, материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены принятого решения не усматривает, поскольку оно принято с соблюдением норм материального и процессуального права, правильным определением и установлением юридически значимых обстоятельств.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 18 февраля 2011 года Ч.Е.П. обратилась в Администрацию муниципального образования «Шарканское» с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественно войны, ссылаясь на отсутствие собственного жилья.

Постановлением Главы Администрации МО «Шарканское» №16 от 03 марта 2011 года Ч.Е.П. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны. Отказ Администрации г.Воткинска в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тем основаниям, что представленные ею документы не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ч.Е.П. является вдовой погибшего участника (инвалида) ВОВ, проживает и зарегистрирована по месту жительства в трехкомнатной квартире №1 двухквартирного жилого <адрес> – на территории муниципального образования «Шарканское».

Указанная квартира, общей площадью 54,0 кв.м., принадлежит на праве собственности Ч.Е.А. (дочери Ч.Е.П.) – 2/3 доли и Ч.К.П. (правнуку Ч.Е.П.) – 1/3 доли.

На момент обращения Ч.Е.П. в Администрацию МО «Шарканское» с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства 3 человек: Ч.Е.П. – с 06.11.2009 года (прибыла с адреса: <адрес> её дочь Ч.Е.А., зять Ч.А.П., что подтверждается домовой книгой, справкой с места жительства (л.д.10).

Кроме указанных лиц ранее в указанной квартире были зарегистрированы по месту жительства внук заявителя Ч.П.А., сноха Ч.А.Г., правнук Ч.К.П., которые сняты с регистрационного учёта 03.07.2010 года.

Наличие в собственности Ч.Е.П., зятя Ч.А.П. жилых помещений не установлено. Наличие в собственности дочери Ч.Е.А. иных жилых помещений за исключением 2/3 доли трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес> также не установлено.

Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ст.ст. 49, 51-54 ЖК РФ, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и постановлением Администрации МО «Шарканское» от 22.02.2011 года № 9 об установлении учётной нормы жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении заявления об оспаривании действий администрации МО «Шарканское», суд первой инстанции пришел выводу о том, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления Ч.Е.П.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает верным, так как он основан на правильном применении судом норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции по правилам статей 56, 67 ГПК РФ.

Согласно ч.2 ст.52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что заявитель Ч.Е.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны, и обратилась с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении, ссылаясь на то, что относится к указанной категории лиц, что нуждается в благоустроенном жилье.

Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» предусмотрена мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из смысла положений указанного Федерального закона «О ветеранах» следует, что на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют только лица, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях, что также следует из Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в пункте 1 которого указано - считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Поскольку специальных оснований для признания ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в жилых помещениях Закон «О ветеранах» не содержит, разрешение вопроса об их нуждаемости в жилых помещениях осуществляется в соответствии с положениями Жилищного Кодекса РФ.

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Суд установил, что на момент обращения Ч.Е.П. с заявлением в администрацию МО «Шарканское» о постановке ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении, она проживает и зарегистрирована по месту жительства в <адрес> в качестве члена семьи собственника и обеспеченность общей площадью жилого помещения Ч.Е.П. в указанном жилом помещении составляет 18 кв.метра, что более учетной нормы, установленной в с.Шаркан (13 кв.метров).

Доказательств наличия других оснований, предусмотренных ч.1 ст.51 ЖК РФ, для признания Ч.Е.П. нуждающейся в жилом помещении не представлено. Доказательств того, что жилое помещение, занимаемое Ч.Е.П., признано непригодным для проживания в установленном законом порядке, материалы дела также не содержат.

Отсутствуют и доказательства, свидетельствующие об иных основаниях пользования Ч.Е.П. <адрес>

При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для принятия Ч.Е.П. на учёт нуждающихся в жилых помещениях и о правомерности отказа в принятии её на учет администрацией МО «Шарканское» в связи с её обеспеченностью общей площадью в пределах установленных норм в вышеуказанном жилом помещении.

Кассационная жалоба сводится к доводам о переоценке доказательств и иному применению норм материального права, для чего оснований не имеется.

Само по себе отсутствие в жилом помещении некоторых видов благоустройства не предусмотрено законом в качестве основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и в качестве основания для принятия его на учёт. Доводы о большем составе семьи по состоянию на 2009 год также не имеют правового значения, поскольку, как следует из материалов дела, количество и состав семьи на момент обращения Ч.Е.П. с заявлением о принятии на учет в администрацию МО «Шарканское» изменился (уменьшился). Доводы о волоките в администрации другого муниципального образования – «Шарканский район» - правового значения не имеют, поскольку предметом рассмотрения является законность и обоснованность действий и решение администрации МО «Шарканское» - другого органа.

Все доводы заявителя, в том числе указанные в кассационной жалобе, получили правовую оценку в решении суда, которая является правильной, оснований для иной правовой оценки и для её повторения судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для переоценки выводов суда и представленных доказательств. Решение основано на правильном применении норм материального права. Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, кассационная жалоба не содержит.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шарканского районного суда Удмуртской Республики от 04 апреля 2011 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу Ч.Е.П. – без удовлетворения.

Председательствующий                    А.В.Солоняк

Судьи                                А.В.Пономарева

                                                                                   Д.В.Рябов