Суд правомерно признал незаконными решения ТИК, и обоснованно возложил обязанность на ТИК зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования.



Судья Христолюбов Ю.Л.                               Дело № 33- 4350

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего      Копотева И.Л.

    Судей     Шалагиной Л.А., Шаровой Т.В.

С участием прокурора          Борзенковой Т.А.

    При секретаре    Утробине А.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 23.11.2011 г.

Дело по кассационной жалобе представителя территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики, кассационному представлению прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики

На решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 17.11.2011 г., которым

Заявление Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике- удовлетворено.

Признано постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от 29 октября 2011 года за № 35.7 «Об отказе в заверении муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» незаконным.

Признано постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от 03 ноября 2011 года за № 37.1 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» незаконным.

Возложена обязанность на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», исключив из данного списка внесенного в него <данные изъяты>, <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по месту жительства: <данные изъяты>, дом <данные изъяты>, и исправив описку, допущенную в вышеназванном списке в написании отчества <данные изъяты>, указав его как «<данные изъяты> вместо неправильно указанного «<данные изъяты>

Решение обращено к немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И.Л., объяснение представителя территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики - Кучумова А.Г., представителей избирательного объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Ахукова Ю.В., <данные изъяты>., заключение прокурора полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА

Решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» от 06 сентября 2011 года № 624 назначены выборы Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва.

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике в лице своего уполномоченного представителя представило в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики документы о выдвижении партийного муниципального списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным округам для участия в выборах депутатов Совета депутатов МО «Завьяловский район» пятого созыва.

29 октября 2011 года представленный заявителем пакет документов по выдвижению муниципального списка кандидатов с учетом выявленных ранее и устраненных к этому времени замечаний был рассмотрен ТИК Завьяловского района на предмет заверения муниципального списка кандидатов в соответствии со ст. 27 (пункт 15) Закона УР № 70-РЗ от 22 декабря 2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» и ст. 35 (часть 14) ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

В результате данного рассмотрения ТИК Завьяловского района отказала заявителю в заверении муниципального списка кандидатов, о чем вынесла постановление № 35.7 от 29.10.2011 г.

Основанием отказа в заверении муниципального списка кандидатов явилось предоставление заявителем неполного пакета документов, а именно отсутствие отдельных документов на кандидатов: <данные изъяты>, <данные изъяты>, что, по мнению ТИК Завьяловского района, является нарушением пункта 12 статьи 27 Закона УР № 70-РЗ от 22.12.2009 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике».

03 ноября 2011 года ТИК Завьяловского района во исполнение требований ст. 29 (пункт 17) Закона УР № 70-рз от 22.12.2009 г. и ст.38 (пункт 18) ФЗ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», был рассмотрен вопрос о регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты от Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике.

В результате данного рассмотрения ТИК Завьяловского района отказала заявителю в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты от РО ПП СР в УР, о чем вынесла постановление от 03.11.2011 за № 37.1.

Основанием для отказа в регистрации в данном случае также явилось предоставление неполного пакета документов, а именно отсутствие отдельных документов на кандидатов: <данные изъяты>, <данные изъяты>, поскольку в постановлении об отказе в регистрации списка от 03.11.2011 № 37.1 указана ссылка на постановление ТИК Завьяловского района от 29.10.11 № 35.7 и на пункты 2 и 4 части 22 ст. 29 Закона УР № 70-РЗ от 22.12.2009 г.

Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОСИИЯ в Удмуртской Республике обратилось в суд с заявлением о защите избирательных прав, в котором просило:

-признать постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от 29 октября 2011 года за № 35.7 «Об отказе в заверении муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Партия Справедливая Россия» - незаконным;

-признать постановление территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики от 03 ноября 2011 года за № 37.1 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»- незаконным;

-возложить обязанность на территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики зарегистрировать муниципальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

В обоснование заявленных требований указано, что оснований для отказа в заверении муниципального списка кандидатов от Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республики не было, потому что со стороны заявителя были представлены все указанные в части 14 статье 35 ФЗ-67 документы: муниципальный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 ФЗ № 67-ФЗ, а также официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

Также были представлены и другие документы, перечисленные в пункте 13 статьи 27 Закона Удмуртской Республики № 70-РЗ от 22 декабря 2009 года. Претензий к соблюдению порядка выдвижения списка кандидатов, предусмотренного Федеральным законом «О политических партиях», ТИК Завьяловского района при рассмотрении вопроса о заверении списка, не предъявляла.

Кроме этого, со стороны заявителя в ТИК Завьяловского района были представлены пояснения о том, что непредставление документов на <данные изъяты> и <данные изъяты> не может быть признано нарушением, поскольку в принципе таковым не является.

<данные изъяты> был включен в муниципальный список кандидатов ошибочно, так как на конференции РО ПП СР в УР он был выдвинут только по Уральскому одномандатному избирательному округу № 12.

Относительно <данные изъяты>, то при составлении муниципального списка была допущена описка: вместо отчества «<данные изъяты>» было ошибочно указано «<данные изъяты>

Представитель заявителя - Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике по доверенности – Ахуков Ю.В., <данные изъяты>., заявленные требования поддержали, ссылаясь на основания и доводы, изложенные в заявлении.

Представители заинтересованного лица – территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики – ее председатель Нагаева З.Р. Кучумов А.Г. возражали против удовлетворения заявления заявителя.

Суд вынес вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель территориальной избирательной комиссии Завьяловского района Удмуртской Республики просит решение суда отменить, и принять новое решение, отказав заявителю в удовлетворении требований.

В качестве основания для отмены решения суда кассатор ссылается на то, что судом не применены нормы материального права, подлежащих применению часть 16 ст. 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», неверно истолкованы и применены нормы материального права- пункты 2, 3, 8 статьи 33 подпункт «е» пункта 3 статьи 61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», части 9,10,12,13 статьи 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике».

Прокурор представил в суд кассационной инстанции отзыв от кассационного представления.

Отзыв от кассационного представления приобщен судебной коллегией к материалам дела.

В силу части 2 ст. 345 ГПК РФ, отзыв кассационного представления, является основанием для прекращения кассационного производства по кассационному представлению прокурора.

Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.

Суд первой инстанции правильно установил значимые по делу обстоятельства, не допустил нарушений норм материального и процессуального права, влекущих за собой отмену судебного решения.

Суд установил следующее обстоятельства.

14 октября 2011 года в городе Ижевске состоялась конференция регионального отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

По итогам конференции принято решение о выдвижении от избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Удмуртской Республике муниципальный список кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва для баллотирования по муниципальному округу в количестве 35 человек.

В общемуниципальную часть данного списка вошли согласно очередности: <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>

<данные изъяты> в муниципальный список кандидатов включен не был.

27 октября 2011 года составлен акт о том, что уполномоченным представителем избирательного объединения «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» <данные изъяты>., представлены в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района все необходимые документы с уведомлением о выдвижении муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва и выдвижения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам.

Данный акт подписан с одной стороны, <данные изъяты>, с другой стороны представителем избирательной комиссии.

28 октября 2011 года составлен акт о приеме документов от уполномоченного представителя избирательного объединения «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», о том, что уполномоченный представитель избирательного объединения «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» <данные изъяты>., представил в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района следующие документы с уведомлением о выдвижении муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва и выдвижения списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам:

- официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список кандидатов, включенных в муниципальный список кандидатов, и являющихся членами данной политической партии;

- нотариально удостоверенная доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам и образец (оттиск) печати для финансовых документов.

В поданный список ошибочно включен <данные изъяты>. Поскольку он не был выдвинут в список кандидатов, включенных в муниципальный список кандидатов, хотя и является членом данной политической партии, документы в отношении него в территориальную избирательную комиссию не передавались.

Отчество <данные изъяты> в переданном в территориальную избирательную комиссию списке было указано неправильно – «<данные изъяты>».

28 октября 2011 года Территориальная избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республики вынесла постановление № 34.7 «Об отказе в заверении муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

Территориальная избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республики указала в постановлении, что в заявлении неверно указано отчество <данные изъяты>, которое не соответствует представленной копии паспорта, и на отсутствие документов на <данные изъяты>.

28 октября 2011 года <данные изъяты> как уполномоченный представитель избирательного объединения «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» обратился с заявлением в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района, в котором уведомил о технической ошибке на <данные изъяты>., данные на которого занесены в муниципальный список в кандидаты в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Удмуртской Республике».

<данные изъяты> является кандидатом в депутаты только по Уральскому одномандатному избирательному округу № 12.

В этот же день в территориальную избирательную комиссию Завьяловского района Удмуртской Республики поступили заявления <данные изъяты> и председателя Совета регионального отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» о том, что, соответственно в написании отчества <данные изъяты> допущена техническая ошибка и что технической ошибкой также является включение в муниципальный список <данные изъяты>.

Аналогичные пояснения <данные изъяты> дал 29 октября 2011 года на заседания территориальной избирательной комиссии, в ходе которого в том числе рассматривался вопрос о заверении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».

На <данные изъяты> не были представлены и не должны были быть представлены документы в территориальную избирательную комиссию.

29 октября 2011 года Территориальная избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республики вынесла постановление №» 35.7 «Об отказе в заверении муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» отказала в заверении муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район», выдвинутый 14 октября 2011 года избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» (число кандидатов в муниципальном списке кандидатов -36).

Принимая данное решение, избирательная комиссия Завьяловского района Удмуртской Республик, указала следующее:

- уполномоченным представителем «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» <данные изъяты> не представлено доказательств того, что у <данные изъяты> председателя Совета регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике и уполномоченного представителя избирательного объединения «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» <данные изъяты> имеются полномочия по исключению кандидатов из муниципального списка, утвержденного конференцией Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике. Доводы <данные изъяты> о том, что в бюллетени на Конференции УРО отсутствовала фамилия <данные изъяты>, доказательствами не подтверждены;

- уполномоченным представителем «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» <данные изъяты> не представлено доказательств того, что у <данные изъяты> имеются полномочия по внесению изменению данных в список кандидатов муниципального списка, утвержденных конференцией Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике, и на основании пункта 16 статьи 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» 9,10,12,13 статьи 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике;

- в нарушение статьи 12 статьи 27 Закона Удмуртской Республики № 70-РЗ, избирательное объединение «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» представило неполный пакет документов, а именно, отсутствие отдельных документов на кандидатов: <данные изъяты>

03.11.2011 года территориальная избирательная комиссия вынесла постановление № 37.1 «Об отказе в регистрации муниципального списка кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» пятого созыва, выдвинутого избирательным объединением «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» со ссылкой в его обоснование на те же доводы, послужившие отказом в заверении списка кандидатов и на сам отказ в заверении этого списка.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в заверении муниципального списка кандидатов от регионального отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ». В территориальную избирательную комиссию были представлены все документы, указанные в части 14 статьи 35 ФЗ № 67-ФЗ и части 9, 10,12,13 статьи 27 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», включая муниципальный список кандидатов, выдвинутых РО ПП СР в Удмуртской Республике.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными.

Пунктом 14 статьи 35 Федерального Закона № 67-ФЗ, предусмотрено, что список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Если в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в список кандидатов включены кандидатуры, предложенные общественным объединением, не являющимся политической партией, или его структурным подразделением, в указанную избирательную комиссию представляются также нотариально удостоверенная копия соглашения, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 26 Федерального закона «О политических партиях», и список граждан, включенных на основании этого соглашения в список кандидатов. Законом может быть предусмотрено, что вместе со списком кандидатов избирательное объединение представляет и иные документы, связанные с выдвижением списка кандидатов. При этом законом не может быть предусмотрена обязанность представления копии устава политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением. Федеральным законом может быть установлен иной срок для заверения списка кандидатов.

В этом же норме закона прописано на то, что основаниями для отказа в заверении списка кандидатов являются отсутствие документов, указанных в законе, несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях», настоящим Федеральным законом.

Пункт 25 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечисляет все возможные основания для отказа в регистрации муниципального списка кандидатов.

Других оснований для отказа в Федеральном Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не указано.

В соответствии с пунктом 27 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленного пунктами 24-26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.

В силу части 16 ст. 27 Закона Удмуртской Республики № 70-РЗ, Основанием для отказа в заверении муниципального списка кандидатов могут служить отсутствие или неполный набор документов, указанных в частях 9, 10, 12 и 13 этой же статьи, а также несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов. В частях 9, 10, 12 и 13 ст. 27 Закона УР указываются следующие документы:

-решение съезда (конференции, собрания) избирательного объединения (часть 9);

-протокол о выдвижении муниципального списка (часть 10);

-муниципальный список кандидатов (часть 12);

-копии зарегистрированного устава партии; документа о внесении записи об избирательном объединении в единый госреестр юридических лиц; Решение о назначении уполномоченных представителей изб. объединения, нотариально соглашения с кандидатами, не являющимися членами партии, если такие есть (часть 13).

Документы, на отсутствие которых, ссылается территориальная избирательная комиссия /заявление кандидата о согласии баллотироваться, документ о принадлежности к партии, копии паспорта, документов об образовании, месте работы и занимаемой должности, о том, что кандидат является депутатом, сведения об имуществе по установленной форме/, перечисленные по всему тексту Закона Удмуртской Республики № 70-РЗ, и обозначены, как «указанные в частях 2, 3 и 5 статьи 24 Закона УР № 70-РЗ».

Таким образом, отсутствие или неполный пакет документов, указанных в пунктах 2, 3 и 5 ст. 24 Закона УР № 70-РЗ, в отношении отдельных кандидатов, включенных в список, не мог явиться основанием для отказа в заверении муниципального списка кандидатов.

Данный вывод подтверждается также системным толкованием данной нормы с положениями части 23 статьи 29 Закона УР № 70-РЗ, из пункта 7 которой прямо следует, что отсутствие среди представленных избирательным объединением при выдвижении и регистрации муниципального списка кандидатов, документов, указанных в частях 2, 3 и 5 статьи 24 закона УР № 70-РЗ, в отношении отдельного кандидата, включенного в муниципальный список, является основанием для исключения избирательной комиссией такого отдельного кандидата из уже заверенного списка кандидатов на стадии регистрации этого списка.

На обязанность избирательной комиссии исключить в таком случае кандидата из Списка, указано также и в пункте 5 Разъяснений ЦИК РФ утв. постановлением Центральной Избирательной Комиссии РФ от 23 марта 2007 г. N203/1272-4.

Довод территориальной избирательной комиссии о том, что отсутствие заверенного списка кандидатов само по себе делает невозможной регистрацию списка, является ошибочным, не основанным на законе.

Заявляя данный довод в жалобе, кассатор не указывает конкретную правовую норму, подтверждающую эту позицию.

Между тем, закон не содержит императивного требования о допуске к регистрации только тех списков кандидатов, которые были ранее заверены избирательной комиссией.

Более того, в перечне оснований для отказа в регистрации муниципальных списком кандидатов, предусмотренных в ст. 38 (часть 25) закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., и в ст. 29 (часть 22) Закона УР № 70-РЗ, и которые являются исчерпывающими, такого основания для отказа в регистрации муниципального списка, как его не заверение избирательной комиссией, не существует.

Правовые последствия заверения муниципального списка, (пункт 5 статьи 37 закона № 67-ФЗ, пункт 2 статьи 28 Закона УР № 70-РЗ) связывает стадию заверения муниципального списка кандидатов только лишь с началом сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения муниципального списка, которые в свою очередь необходимы партии (списку) для последующей регистрации списка.

Но поскольку те политические партии, которые указаны в пункте 16 ст. 38 закона № 67-ФЗ (то есть, которые уже пользуются поддержкой определенного законом числа избирателей), включая и «ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», освобождены от процедуры сбора подписей, то в силу этого обстоятельства, стадия заверения списка для таких политических партий теряет придаваемый законом этому действию, смысл.

Тем самым, отсутствие заверенного списка для таких политических партий не является препятствием для последующей регистрации выдвинутого ими списка.

Вывод суда о том, что неполное представление необходимых документов и(или) сведений в отношении отдельных кандидатов может служить основанием для исключения указанных кандидатов из муниципального списка, но не может служить основанием для отказа в регистрации самого муниципального списка кандидатов в целом, является правильным, основанным на системном толковании ст.ст. 33, 38 (пункты 1, 1.1., подпункты «б» - «62» пункта 25, подпункты «ж», «з», «и» пункта 26) закона № 67-ФЗ.

В то же время, нарушения ст. 5 закона № 67-ФЗ, на которое ссылаются кассаторы, в данном случае не усматривается. В чем конкретно выражается нарушение данной нормы, в жалобе не разъясняется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что со стороны заявителя в территориальную избирательную комиссию были представлены все необходимые документы, достаточные для того, чтобы зарегистрировать список, исключив из него кандидата <данные изъяты>

Указанные обстоятельства подтверждаются актами от 27 и 28.10.11, постановлением ТИК № 35.7 от 29.10.11, письмами уполномоченного представителя заявителя <данные изъяты> от 28.10.11, выпиской из протокола Конференции РО ПП CP в УР от 14.10.2011, показаниями представителя ТИК Нагаевой З.Р., уполномоченного представителя <данные изъяты>

Оценка в этой части имеющихся в деле доказательств, произведена всесторонне, в полном соответствии с правилами, предусмотренными главой 6 ГПК РФ.

Что касается утверждения в постановлении территориальной избирательной комиссии от 29.10.2011 года № 35.7 / л.д. 55-56/ о том, что уполномоченным представителем «ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» <данные изъяты> не представлено доказательств, имеющихся у него полномочий по внесению изменений данных в список кандидатов муниципального списка, утвержденных конференцией регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике, то с ним нельзя согласиться.

В силу пункта 2 ст. 39 закона № 67-ФЗ, от имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов, также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список.

<данные изъяты> был назначен уполномоченным представителем регионального отделения политической Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике / решение Бюро совета регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Удмуртской Республике от 17 октября 2011 г. № 4\3, л.д. 21/

Поэтому <данные изъяты> как уполномоченный представитель регионального отделения партии вправе был представлять в территориальную избирательную комиссию сведения об изменении первоначальных данных.

При таких обстоятельствах и в пределах доводов кассационной жалобы, решение суда не подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 345, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

Решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу –без удовлетворения.

Прекратить кассационное производство по кассационному представлению прокурора.

Председательствующий                                         Копотев И.Л.

Судьи                                                                           Шалагина Л.А.

        Шарова Т.В.