решение об отказе в удовлетворении иска о признании членами семьи оставлено без изменения, кассационая жалоба - без удовлетворения.



Копия:

Судья Карпова О.П.                                                                  Дело № 33-4065/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Солоняка А.В.,

судей Пономаревой А.В., Константиновой М.Р.,

при секретаре Шафигуллине И.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 14 ноября 2011 года гражданское дело по исковым требованиям Красноперовой Л.В. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска о признании членами семьи,

по кассационной жалобе представителя Красноперовой Л.В. – Сармакеева С.П., на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 26 августа 2011 года, которым постановлено:

«Иск Красноперовой Л.В. к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска о признании членами семьи оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения представителя Красноперовой Л.В. – Сармакеева С.П., действующего на основании доверенности от 09 ноября 2009 года, поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, представителей Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики Сухенькой М.С., Воробьевой В.В., действующих на основании доверенностей №24 от 06 мая 2011 года и №25 от 24 мая 2011 года, соответственно, возражавших против доводов жалобы, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноперова Л.В. (далее по тексту - истец), обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в Октябрьском районе города Ижевска (далее по тексту - Управление, ответчик) о признании членами семьи, мотивируя свои требования тем, что является членом семьи умершего инвалида Красноперова В.И., получившего увечье при исполнении иных обязанностей, связанное с ликвидацией аварии на Чернобыльской АЭС.

На день смерти Красноперова В.И., 26 сентября 2009 года, совместно с ним проживали также и другие его члены семьи, а именно: сын Краснопёров К.В., внук Быстров М.П. и внучка Лапина А.П..

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года №1244-1, Красноперову В.И. гарантировалась оплата в размере 50% в занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам его семьи, проживающим с ним, гарантировалась оплата в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

После смерти Красноперова В.И., истцу и другим членам семьи в соответствии с частью 4 статьи 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», стали предоставлять льготы по коммунальным услугам, гарантированные пунктом 3 части 1 вышеуказанного закона.

В соответствии с постановлениями Правительства Удмуртской Республики от 03 июня 2009 года №139 и от 07 сентября 2009 года №256, с 1 января 2010 года истцу предоставляли ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом членов семьи.

В соответствии с пунктом 15 Порядка предоставления ЕДК, при распространении в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Удмуртской Республики права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на членов семьи гражданина, проживающих совместно с ним, выплата компенсации, назначенной членам семьи, производится самому гражданину и, соответственно, и денежную компенсацию стали предоставлять ей с учетом и других членов семьи.

В марте 2011 года истец узнала, что УСЗН в Октябрьском районе г. Ижевска прекратят с 01 апреля 2011 года предоставление ей денежной компенсаций жилищно - коммунальных услуг с учетом ее внука Быстрова М.П. и внучки Лапиной А.П.

В апреле 2011 года она обратилась в УСЗН в Октябрьском районе г. Ижевска с заявлением о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации жилищно - коммунальных услуг с учетом внука Быстрова М.П. и внучки Лапиной А.П. - членов ее семьи и семьи умершего Красноперова В.И., с которыми истец совместно проживает.

УСЗН в Октябрьском районе г. Ижевска своим письмом от 19 апреля 2011 года №К-46/31 отказало в предоставлении ежемесячной денежной компенсации Быстрову М.П. и Лапиной А.П., ссылаясь на нормы статьи 31 ЖК РФ, а именно, что внуки не являются членами семьи истца и ее супруга.

Просила признать Быстрова М.П. и Лапину А.П. членами семьи Красноперова В.И. и Красноперовой Л.В..

В ходе судебного заседания истец Красноперова Л.В., ее представитель Сармакеев С.П., поддержали требования в полном объеме, при этом Красноперова Л.В. пояснила, что 31 августа 2009 года внук и внучка зарегистрировались по адресу: <адрес>, с момента вселения и по настоящее время они проживают единой семьей, вместе питаются, делают уборку, покупают мебель, оплачивают жилищно - коммунальные услуги.

Ответчик - представитель Управления социальной защиты населения в Октябрьском районе г. Ижевска в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в его отсутствие, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета иска, - представитель Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики Воробьева В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указала, что в ходе судебного заседания стороной истца не представлено доказательств вселения в спорную квартиру внуков, как членов семьи.

Представитель Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики - Сухенькая М.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что до 2010 года льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставлялись в натуральном виде, т.е. собственник жилья оплачивал жилищно-коммунальные услуги уже с учетом льготы. Льгота начислялась ЖКУ на основании заключенного договора с Министерством социальной защиты населения УР о возмещении расходов от предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

С 1 января 2010 года на территории УР установлена денежная форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим право на указанные меры социальной поддержки, регулируемая постановлениями Правительства УР от 03 июня 2009 года № 139 и от 07 сентября 2009 года № 256.

На основании постановления Правительства УР №256 от 07 сентября 2009 года, начисление ЕДК осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения УР по месту жительства граждан.

Требования истца о признании членами семьи внуков являются необоснованными, т.к. в соответствии с частью 1 статьи 31 ЖК РФ, членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Данная статья четко определяет членов семьи собственника жилого помещения, внуки к членам семьи не относятся. Просила в иске отказать.

Быстров М.П., Лапина А.П. в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены о времени и месте судебного заседания, дело рассмотрено в их отсутствие, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе заявитель просит решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 26 августа 2011 года отменить, по делу вынести новое решение, которым исковые требования Красноперовой Л.В. удовлетворить в полном объеме. В качестве основания для отмены указывается на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В судебное заседание истом представлены доказательства (показания свидетелей), что Быстров М.П. и Лапина А.П. являются членами семьи, ведут общее хозяйство. Права и законные интересы истца нарушаются не предоставлением льгот с учетом внуков, поскольку это ведет к увеличению расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг семьи Красноперовой Л.В.

           В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ - суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что до 1981 года Красноперова Л.В. состояла в браке с Красноперовым В.И.

Красноперов В.И. являлся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом 3 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы.

26 сентября 2009 года Красноперов В.И. умер в г. Ижевске.

Постоянно на день своей смерти он проживал по адресу: <адрес>, совместно с Красноперовой Л.В.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права (договор передачи комнат в квартире коммунального заселения в собственность № 13066 от 28 апреля 2007 года) Красноперовой Л.В. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Из копии поквартирной карточки по адресу: <адрес>, 31 августа 2009 года зарегистрированы Быстров М.П. и Быстрова А.П., при этом Быстрова А.П. 12 августа 2010 года с регистрации снята, в связи с изменением фамилии и 12 августа 2010 года вновь зарегистрирована по тому же адресу.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, сторонами не оспариваются.

Разрешая требование истца, суд руководствовался Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года №1244-1 (далее Закон N 1244-1), постановлениями Правительства от 03 июня 2009 года № 139 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме» и от 07 сентября 2009 года № 256 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике», статьей 31 ЖК РФ.

В соответствии со статьей 4 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 (с последующими изменениями и дополнениями) социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона указаны категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

При жизни Красноперов В.И., являясь участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, относился к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Пунктом 3 части 1 статьи 14 этого же Закона установлено, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Таким образом, в данной норме определен конкретный круг получателей социальной поддержки и предусмотрено, что социальная поддержка на оплату жилого помещения предусмотрена как на инвалида-чернобыльца, так и на совместно с ним проживающих членов семьи. Социальная же поддержка по оплате коммунальных услуг предусмотрена только на самого инвалида вследствие чернобыльской катастрофы и не предусмотрена членам его семьи.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки в виде субвенций и полномочия по установлению форм предоставления указанных мер социальной поддержки.

         Постановлением Правительства от 03 июня 2009 года № 139 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме», согласно которому с 01 января 2010 года вместо ранее предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установлены указанные меры в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕДК), порядок предоставления которой установлен постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 сентября 2009 года № 256 «О Порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике» (далее - Порядок предоставления ЕДК).

В соответствии с пунктом 5 Порядка предоставления ЕДК, размер ЕДК определяется в процентном отношении от величины региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, ежегодно утверждаемых Правительством Удмуртской Республики. Процентное отношение от величины регионального стандарта устанавливается в следующих размерах:

50 процентов гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Удмуртской Республики имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

15 процентов гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Удмуртской Республики имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения (пункт 6).

Частью 4 статьи 14 указанного Закона РФ установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные, пунктами 2, 3, 7-8, 12-15 настоящей статьи, распространяются на семьи умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространялись меры социальной поддержки, предусмотренные настоящей статьей.

Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы на членов его семьи распространяются только те меры социальной поддержки, которые распространялись на членов семьи при жизни получателя социальной поддержки. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения распространялись на совместно с ним проживающих членов семьи.

Следовательно, юридически значимым обстоятельством по данному делу является вселение и проживание Лапиной А.П. и Быстрова М.П. в качестве членов семьи Красноперова В.И. – участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС при его жизни и Красноперовой Л.В. – собственника в квартире по адресу: <адрес> ведение с ними общего хозяйства.

Судом в соответствие с требованиями статей 56, 59, 67 ГПК РФ распределено между сторонами бремя доказывания, определено какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать.

Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании Лапиной А.П. и Быстрова М.П. в качестве членов семьи.

Судебная коллегия находит данный вывод правильным, поскольку истцом не представлены достаточные, достоверные и допустимые доказательства вселения и проживания внуков Красноперова В.И. и Красноперовой Л.В. в жилом помещении по адресу: <адрес> при жизни участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

          Из копии поквартирной карточки усматривается, что Быстров М.П. и Лапина (Быстрова) А.П. зарегистрированы по указанному адресу 31 августа 2009 года, за 26 дней до смерти Красноперова В.И. (л.д.6). До этого проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес> со своими родителями Быстровой Т.В. и Быстровым П.В., что подтверждается справкой из ЖЭУ №15 (л.д. 64). Показания свидетелей Григорьевой Н.А. и Перелыгиной Н.И. с достоверностью не подтверждают факт того, что имелось волеизъявление умершего на вселение и проживание внуков как членов его семьи, что они действительно фактически постоянно проживали в жилом помещении по адресу: <адрес> и вели с дедушкой и бабушкой общее хозяйство, оказывали взаимную материальную и иную поддержку. Иных доказательств истец суду не представила.

          Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что права и законные интересы истца не нарушаются, поскольку Красноперова Л.В. пользуется в полном объеме социальными льготами, гарантированными государством.

          Поэтому доводы кассационной жалобы о неправильном определении судом обстоятельств, что привело к отказу в признании Быстрова М.П. и Лапиной А.П. членами семьи являются не состоятельными.

          То, что до 01 апреля 2011 года вопреки требованиям части 4 статьи 14 Закона РФ N 1244-1 предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с учетом Быстрова М.П. и Лапиной А.П., не может являться основанием для признания их членами семьи Красноперова В.А. и Красноперовой Л.В.

          Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку повторяет правовую позицию истцов, выраженную ими в иске и в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ в решении суда, - оставлению без удовлетворения

На основании изложенного, руководствуясь статьей     361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 26 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:                                                               Солоняк А.В.

Судьи:                                                                                                Пономарева А.В.

                                                                                                      Константинова М.Р.

Копия верна:                        судья                           Константинова М.Р.