в удовлетворении заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления судом отказано правомерно



Судья Сутягина С.А.                                                         Дело № 33-2119/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Стяжкина С.Л.,

судей Полушкина А.В., Солоняк А.В.,

при секретаре Шафигуллине И.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 29 июня 2011 года дело по кассационной жалобе Б.Р.М. на решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2011 года, которым в удовлетворении заявления Б.Р.М. о признании незаконным отказа Администрации Индустриального района г.Ижевска в регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны, постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, взыскании компенсации морального вреда, отказано;

заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., выслушав пояснения представителя Б.Р.М.З.И.А. (по доверенности от 14.02.2011 года, сроком на 3 года), поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Заявитель Б.Р.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Индустриального района г.Ижевска в регистрации в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий инвалида Великой Отечественной войны, о понуждении Администрации Индустриального района г.Ижевска к постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, о взыскании компенсации морального вреда в сумме 2000000 рублей. Заявление мотивировано тем, что письмом от 31.03.2011 года №Б-90/01-013 заместителя главы Администрации Индустриального района г.Ижевска Н.И.А. заявителю незаконно было отказано в постановке на учёт по мотивам отсутствия документов, подтверждающих статус участника Великой отечественной войны (далее ВОВ). Заявитель считает, что представленные им документы – копия аттестата зрелости, выданного 9 Казанской специальной военной средней школой 30.06.1945 года, справка об инвалидности от 27.01.2000 года - подтверждают, что он является участником ВОВ согласно пп. «з» п.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ и имеет право на меры социальной поддержки как инвалид ВОВ. Заявитель считает, что письмом от 31.03.2011 года на него незаконно возложена обязанность по проведению обследования жилого дома для признания его непригодным для проживания. Затягивание решения вопроса о регистрации заявителя в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий нарушает права заявителя и причиняет моральный вред.

В судебном заседании представитель истца Б.Р.М. P.M. - З.И.А. заявление поддержал.

Представитель Администрации Индустриального района г.Ижевска, С.М.О. просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Б.Р.М. P.M. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела по существу. Судом неправильно применены нормы материального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 17 сентября 2003 года Б.Р.М. выдано удостоверение серии ВВ , о том, что он является ветераном Великой Отечественной войны и имеет права и льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно архивной справки Главного архивного управления при кабинете Министров РФ № 569 с/у от 31.01.2011 года, Б.Р.М. значился в списках учащихся 10 (3) класса 9-й Казанской Специальной средней школы военно-воздушных сил Министерства просвещения с октября 1944 года, приказом от 30.06.1945 года №83 отчислен после окончания полного курса обучения.

Согласно справки МСЭ 005 от 27.01.2000 года Б.Р.М. имеет 2 группу инвалидности по общему заболеванию, установленную бессрочно.

Б.Р.М. является собственником 2/3 доли жилого дома, общей площадью 106 кв.м., жилой площадью 70,6 кв.м., и 2/3 земельного участка площадью 732 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Б.Р.М. проживает и зарегистрирован по месту жительства по указанному адресу с 06.05.1980 года.

04.03.2011 года в Администрацию Индустриального района г.Ижевска поступило заявление Б.Р.М., в котором он просил поставить его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как инвалида Великой Отечественной войны, проживающего в доме, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

В заявлении Б.Р.М. ссылается на то, что в силу п.2 ст.15 Федерального закона «О ветеранах» он имеет право на меры социальной поддержки, установленные для инвалидов войны; дом, в котором он проживает, не отвечает требованиям, указанным в п.12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", подвергается постоянным затоплениям.

31.03.2011 года Б.Р.М. P.M. направлен письменный ответ, которым Администрацией Индустриального района г. Ижевска указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих, что он по статусу относится к категории граждан, на которых распространено действие Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», а также необходимость предоставления ряда документов для признания жилого дома непригодным для проживания.

Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются письменными доказательствами.

При разрешении дела, суд руководствовался требованиями главы 25 ГПК РФ, Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Отказывая в удовлетворении заявления, суд 1 инстанции указал, что представленной заявителем архивной справки Главного архивного управления при кабинете Министров РФ № 569 с/у от 31.01.2011 года, недостаточно для подтверждения права получения льгот, не установлено нарушение прав заявителя.

Изучив доводы жалобы, проверив решение суда в полном объеме, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.

Принятие граждан на учёт нуждающихся производится с целью дальнейшего обеспечения их жильём из государственного или муниципального жилищного фонда.

Ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям.

Основания для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены частью 1 статьи 51 ЖК РФ. К ним отнесены граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. (ч.3). С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. (ч.4). Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. (ч.5).

Исходя из положений ч.4 ст.52 ЖК РФ, обязанность представить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, лежит на заявителе.

Поскольку заявитель просил принять его на учет как нуждающегося по тем основаниям, что он проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ), и как относящегося к определенной категории лиц, указанных в Федеральном законе «О ветеранах», то Б.Р.М. обязан представить надлежащие документы, подтверждающие данные обстоятельства.

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Согласно пп. «з» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» к числу ветеранов ВОВ относятся: участники Великой Отечественной войны, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Согласно ст.4 Федерального закона «Об инвалидах» к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ)

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Б.Р.М. в орган местного самоуправления представлено удостоверение, указывающее на то, что он является ветераном ВОВ, имеет права и льготы, установленные статьёй 20 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно положениям ст.20 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из представленного удостоверения, Б.Р.М. является ветераном ВОВ как относящийся к категории лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев и награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (подпункт 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах"), для которых меры социальной поддержки в виде обеспечения жильём Федеральным законом «О ветеранах» не предусмотрены.

Выводы суда о том, что заявителем не были представлены предусмотренные законом документы, подтверждающие наличие соответствующих льгот, являются обоснованными, соответствуют материалам дела, поскольку согласно ст.28 Федерального закона «О ветеранах» (документы, подтверждающие права ветеранов) реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.

Постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 (ред. от 31.03.2009) "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны" утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны; описание бланка удостоверения ветерана Великой Отечественной войны; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.

Согласно Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны единого образца (далее - удостоверение), выдаваемое лицам, указанным в статье 2 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим их право на меры социальной поддержки.(п.1). При заполнении пустой строки после слов "Предъявитель настоящего удостоверения" делается запись "ветеран - участник", если предъявитель относится к лицам, указанным в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", или запись "ветеран", если предъявитель относится к лицам, указанным в подпунктах 2 - 4 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона. Статья, на основании которой ветерану предоставляются меры социальной поддержки, проставляется на основании имеющихся у него подтверждающих документов либо исходя из записи в ранее выданном удостоверении. В случае возникновения оснований, дающих в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" право на дополнительные меры социальной поддержки, производится соответствующая запись. (п.4).

Таким образом, при изменении оснований, дающих право на меры социальной поддержки, в удостоверении должна быть внесена соответствующая запись о дополнительных мерах социальной поддержки.

Б.Р.М. в орган местного самоуправления представлено удостоверение ветерана ВОВ, указывающее только на наличие льгот по ст.20 Федерального закона «О ветеранах»; удостоверение, указывающее об иных льготах, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», заявителем не представлено.

Выводы суда 1 инстанции о том, что архивная справка Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан от 31.01.2011 года № РФ №569с/у недостаточно для подтверждения права на получение льгот, предусмотренных для категории ветеранов ВОВ, указанных в пп. «з» п.1 ч.1 ст.2 ФЗ «О ветеранах», является правомерным и обоснованным, поскольку справка не заменяет предусмотренного законом документа, подтверждающего права ветерана.

Кроме того, заявителем не представлено необходимых документов для признания его нуждающимся в жилом помещении по указанным им основаниям, как проживающего в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. (п.3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (п.4).

Согласно п.7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно п.42 вышеуказанного Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494).

Из указанных положений следует, что проверка соответствия помещения установленным требованиям и заключение межведомственной комиссии осуществляются на заявительной основе, то есть требуется подача гражданином соответствующего заявления с приложением определенных документов в межведомственную комиссию, о чем по существу было указано в письме от 31.03.2011 года.

Из представленных материалах следует, что Б.Р.М. не обращался в созданную органом местного самоуправления межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома непригодным для проживания, а сразу обратился в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учёт нуждающихся.

При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что оспариваемый ответ от 31.03.2011 года заместителя главы Администрации района нельзя расценивать как отказ в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении.

Проанализировав письмо Администрации Индустриального района г.Ижевска от 31.03.2011 года № Б-90/01-013, судебная коллегия отмечает, что в данном письме отсутствует указание о принятии решения об отказе заявителю в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении.

Указанное письмо содержит разъяснение о том, на какие категории граждан распространяется Указ Президента РФ №714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»; на необходимость представления документов, подтверждающих отнесение заявителя к категории лиц, указанных в пп.«з» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах»; разъяснен порядок признания жилого дома непригодным для проживания и перечень документов, предусмотренных п.45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, подлежащих предоставлению в комиссию с заявлением.

Таким образом, выводы суда в части обстоятельств, установленных по делу, о том, что 31.03.2011 года Б.Р.М. P.M. направлен ответ, которым Администрацией Индустриального района г.Ижевска отказано в постановке на учет Б.Р.М. P.M., не соответствует установленным по делу обстоятельствам. Однако, на существо принятого решения и правильность разрешения заявления данный вывод не повлиял, поэтому не может явиться основанием для отмены принятого решения.

Судебная коллегия считает, что выводы суда 1 инстанции об отсутствии нарушений прав заявителя Администрацией Индустриального района г.Ижевска на момент обращения в суд являются обоснованными; у суда первой инстанции отсутствовали основания для понуждения Администрации района к принятию Б.Р.М. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанным им основаниям и основания для взыскания с Администрации района в пользу Б.Р.М. компенсации морального вреда.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для переоценки выводов суда и представленных доказательств.

Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, кассационная жалоба не содержит.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2011 года - оставить без изменения.

Кассационную жалобу Б.Р.М. P.M. - оставить без удовлетворения.

Председательствующий                    С.Л.Стяжкин

Судьи                                А.В.Полушкин

А.В.Солоняк