вывод суд об отсутствии у истца права на досрочное назначение пенсии является правильным



Судья Лазарчук Л.В. Дело 33- 4356

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Коробейникова Л.Н.,

судей Анисимовой В.И., Глуховой И.Л.

при секретаре Батуевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 07 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2011 года, которым

ФИО1 в удовлетворении иска к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики ФИО9, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование иска указывает, что решением Управления № 18665 от 24 июня 2009г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого льготного стажа. Истец полагает, что период службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 28 сентября 1981г. по 09 ноября 1983г. подлежит включению в льготный стаж в соответствии с разъяснением Минтруда РФ от 07 октября 2003г. №4 и постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2003г. №2-П на основании действовавшего в указанный период пенсионного законодательства. Истец просит обязать ответчика назначить пенсию с момента обращения за ее назначением, то есть с 22 июня 2009г.

В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении иска настаивал. Просил назначить истцу пенсию с применением Списка №1 от 1991г., при этом спорный период службы в Вооруженных Силах СССР включить в стаж работ с вредными условиями труда на основании Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г.

Представитель Управления ФИО11 исковые требования не признала, указывая на отсутствие у истца требуемого льготного стажа.

Суд вынес вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Указывает на неправильное применение и толкование судом норм пенсионного законодательства. Полагает возможным включение спорного периода на основании законодательства, действующего в этот период, и досрочное назначение пенсии по условиям п.п.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Судебная коллегия, дав оценку доводам кассационной жалобы, материалам дела, находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

В исковом заявлении, в пояснениях, данных в ходе рассмотрения дела, истец настаивал на оценке его пенсионных прав в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и назначении пенсии с уменьшением возраста в 51 год, а возможность включения спорного периода его службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 28 сентября 1981г. по 09 ноября 1983г. в льготный стаж работ с вредными условиями труда обосновывал Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г. и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.

Данная правовая позиция истца пенсионному законодательству не соответствует.

Как усматривается из материалов дела, в оспариваемом решении ответчиком произведена оценка пенсионных прав истца по двум вариантам: на основании пенсионного законодательства, действовавшего в спорные периоды работы истца, и на основании действующего пенсионного законодательства.

При оценке пенсионных прав истца на основании ранее действовавшего законодательства ответчик учел, что после службы в армии истец работал по профессии, предусмотренной Списком №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956г. №1173 (далее - Список №1 от 22 августа 1956 г. №1173).

Согласно п.п. «а» ч.1 ст.9 Закона СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях» на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В силу ч.2 ст.9 указанного Закона рабочие и служащие, предусмотренные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, имеют право на пенсию по старости на льготных условиях, если не менее половины стажа, необходимого для назначения им этой пенсии, приходится на соответствующие работы, дающие право на пенсию на льготных условиях (независимо от места последней работы) – то есть в данном случае 10 лет.

Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденной постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590 (далее Положение от 03.08.1972г. № 590) служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивалась к льготной работе, предшествовавшей или следующей за службой.

В соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956г., Положением от 03.08.1972г. № 590 Управлением обоснованно включен период службы в Вооруженных силах СССР на основании п. 109 Положения, льготный стаж истца составил 9 лет 6 месяцев 11 дней, что не достигает установленного законом 10-летнего стажа. Возможность назначения пенсии со снижением пенсионного возраста данным Законом не предусматривалась.

При оценке пенсионных прав истца по действующему пенсионному законодательству, ответчик включил истцу периоды его работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 (далее Список № 1 от 26.01.1991г.) в размере 7 лет 4 месяца 29 дней.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ, и принятых на его основе нормативно правовых актов, специальный стаж истца не достиг установленного указанной нормой стажа 10 лет, при этом период службы в Вооруженных Силах СССР Управлением обоснованно не включен, однако указано на возможность снижения пенсионного возраста, в соответствии с абз.2 пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и возникновении права на пенсию в 53 года. Оценка пенсионных прав истца, произведенная в оспариваемом решении Управлением, признана судом правильной, с указанными выводами суда судебная коллегия соглашается. Как следует из материалов дела, на сегодняшний день по достижении 53 лет истец реализовал свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Выводы суда относительно невозможности одновременного применения механизма суммирования льготных и приравненных к ним работ, установленного ранее действовавшим законодательством 1956г. и подсчета стажа на основании действующих Списков № 1 от 26 января 1991г. (а, следовательно, и условия о снижении пенсионного возраста, установленного пп.1 п.1 ст. 27 ФЗ Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001г.) являются правильными. Данные выводы основаны на верном толковании норм пенсионного законодательства и не подлежат пересмотру коллегией.

С введением в действие Закона РСФСР от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» Закон СССР «О государственных пенсиях» от 14 июля 1956г. и принятое в соответствии с ним Положение от 03 августа 1972г. № 590 фактически утратили силу. Действительно, Федеральный закон от 17 декабря 2002г. № 173-ФЗ предусматривал возможность применения при оценке пенсионных прав законодательства, утратившего силу, но действовавшего в период выполнения данной работы, однако при таком применении все периоды работы и иной общественно полезной деятельности должны были быть засчитаны в стаж с применением условий, правил и механизмов подсчета соответствующего стажа, предусмотренных ранее действовавшим законодательством. Такой вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004г. № 2-П, а также в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П, в Определении от 5 ноября 2002 года № 320-О.

Учитывая вышеизложенное, решение суда является законным и обоснованным, оснований назначения истцу пенсии с уменьшением возраста (по достижении 51 года) с учетом службы в Вооруженных Силах СССР не имелось, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: