Решение об отказе в удовлетворении иска о признании незаконным отказа органа пенсионного фонда в назначении досрочной трудовой пенсии оставлено без изменения, ввиду недоказанности факта работы малярами с веществами не ниже 3 класса опасности



Судья Фаррухшина Г.Р.                Дело 33-4541

                        

КАССАЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего     Коробейниковой Л.Н.,         

судей                                     Анисимовой В.И., Глуховой И.Л.

при секретаре                       Батуевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 21 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1, ФИО2 в лице их ФИО4 ФИО3 на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 16 августа 2011 года, которым

исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав оставлены без удовлетворения.

исковые требования ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики по доверенности ФИО9, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) УР (далее по тексту - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование иска указывает, что решением Управления № 601/01-15 от 04.12.2009г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием требуемого льготного стажа по Списку № 2. При этом ответчик исключил из подсчета стажа период работы: с 03.05.1983г. по 04.05.1995г. – маляром ЖКО 313 производственного объединения «Ижмаш». Полагая незаконным исключение данного периода из специального стажа, истица просит признать незаконным решение ответчика от № 601/01-15 от 04.12.2009г., обязать его назначить пенсию с момента возникновения права, взыскать судебные расходы.

ФИО2 обратилась в суд с иском к Управлению о восстановлении пенсионных прав. Иск мотивирован тем, что ей отказано в назначении досочной трудовой пенсии решением ответчика № 208/01-15 от 20.05.2005г., в связи с исключением из подсчета стажа периода с 20.09.1984г. по 14.03.1996г. работы маляром ЖКО 313 производственного объединения «Ижмаш». Истица просит признать незаконным решение ответчика от № 208/01-15 от 20.05.2005г., обязать ответчика назначить пенсию с момента возникновения права, взыскать судебные расходы.

Определением суда от 02.03.2011г. гражданские дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебном заседании ФИО1 и ФИО2 заявленные исковые требования поддержали.

Представитель ФИО1 и ФИО2 - ФИО3 на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что истицы не настаивают на включение в специальный стаж периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, в частично-оплачиваемом отпуске. Указала, что право на досрочное назначение пенсии у ФИО1 возникло 09.11.2009г., у ФИО2 – 11.02.2005г.

Представитель Управления Созонова Е.Г. исковые требования не признала, указывая на отсутствие оснований включения спорных периодов в подсчет стажа ФИО1 и ФИО2

Суд вынес вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе представитель истиц ФИО3 просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение судом правил оценки доказательств, нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы, оснований его отмены по существу не находит.

Как усматривается из материалов дела, имеется спор относительно включения в льготный стаж периодов работы:

- истицы ФИО1 - с 03.05.1983г. по 04.05.1995г. маляром ЖКО 313 производственного объединения «Ижмаш» (впоследствии с 1991г. - Государственный завод «Ижмаш», с 1994г. - АООТ «Ижмаш»).

- истицы ФИО2 - с 20.09.1984г. по 14.03.1996г. маляром ЖКО 313 производственного объединения «Ижмаш».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 данного закона возраста женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Согласно разделу ХХХIII поз.232 00000-13450 Списка №2, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.1991г. № 517, право на льготное обеспечение имеют маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктами 2, 19 Разъяснения Минтруда и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, установлено, что право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

В тех случаях, когда в Списках № 1 и 2, предусмотрены не только наименования профессии и должности, но и показатели по условиям труда, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при определении права работника на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться Государственным стандартом Системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». В этом ГОСТе дан перечень и установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в зависимости от особенностей их действия на организм человека делятся на четыре класса опасности: вещества чрезвычайно опасные (1 класс), вещества высокоопасные (2 класс), вещества умеренно опасные (3 класс), вещества мало опасные (4 класс).

Таким образом,значимым обстоятельством для признания права ФИО14. на досрочную трудовую пенсию по пп. 2 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» является факт постоянной занятости в качестве маляров с веществами не ниже третьего класса опасности.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к обоснованному выводу о том, что бесспорных доказательств работы ФИО16 З.С. как маляров с веществами не ниже 3 класса опасности в спорные периоды ими не представлено.

Указанный вывод суда основан на анализе и оценке совокупности представленных доказательств. Так, сведениями трудовых книжек, приказами работодателя, личными карточками истиц подтверждена работа ФИО15 качестве маляров. Доказательств, с очевидностью, не вызывающей сомнения, факт работы истиц с веществами не ниже 3 класса опасности не представлено.

Сведениями трудовой книжки, приказами о приеме на работу, переводе, иными приказами работодателя, личными карточками истиц указанные обстоятельства не подтверждаются.

Справка ДОАО «Ижмаш ЖКУ-313», уточняющая характер работы ФИО17 как маляра с вредными веществами не ниже 3 класса опасности (л.д.20), обоснованно признана судом недопустимым доказательством, поскольку не имеет номера, даты выдачи, в ней отсутствует указание на период работ с вредными веществами, основания выдачи справки не конкретны. Суд обоснованно отклонил как недопустимое доказательство справку ДОАО «Ижмаш-ЖКУ-313» от 11.02.2002г. (л.д.21) о работе ФИО18 Г.Г. с вредными веществами не ниже 3 класса опасности, подписанную начальником отдела 313, полномочия которого на подписание указанной справки не подтверждены надлежащим образом. Доводы кассационной жалобы о неправильной оценке указанных доказательств судебной коллегией отклоняются, как необоснованные.

Справка, уточняющая характер работ, ФИО19 работодателем не выдавалась.

Иных доказательств, с безусловностью свидетельствующих о применении истицами в работе вредных веществ не ниже 3 класса опасности, не представлено.

Изменение с 26.01.1991г. наименования профессии «маляр» на «маляр, занятый на работе с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности», как то установлено приказом директора Государственного завода «Ижмаш» от 27.11.1992г. №347 для отдела №313 (л.д. 41), в трудовых книжках истиц не произведено. Более того, указанный приказ содержит ссылку на утвержденный список работников отдела 313, в котором фамилии истиц отсутствуют.

В материалы дела представлена незаверенная копия с копии Списка профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденная 17.07.1992г., в которой поименована должность маляра, работающего с нитрокрасками, нитролаками, свинцовыми красками. Ранее копия заверялась юрисконсультом ОАО «ИжАвто». Судом дана правильная оценка представленной копии документа. В связи с тем, что подлинник документа не обнаружен, указанная копия вызывает сомнения в достоверности, относимости и допустимости данного документа. При оценке данной копии судом правильно принято во внимание то обстоятельство, что подлинник самого документа на ОАО «ИжАвто» отсутствует и на хранение не передавался, само ОАО «ИжАвто не является правопреемником АО «Ижмаш», где проходила работа истиц, что следует из ответа ОАО «ИжАвто» от 09.02.2011г., архивной справки ОАО «ИжАвто» от 12.01.2011г.

Само по себе то обстоятельство, что копия документа, заверенная юрисконсультом ОАО «ИжАвто», находится в материалах ранее рассмотренного гражданского дела по иску ФИО20. к Управлению о восстановлении пенсионных прав, не наделяет его доказательственным значением при рассмотрении настоящего иска. Принятие данного документа как доказательства при рассмотрении другого гражданского дела, не может исключить оценку этого документа на предмет его относимости, допустимости, достоверности при рассмотрении настоящего дела.

Показания свидетелей обоснованно отвергнуты судом, как недопустимые доказательства, в силу установленного ст. 13 ФЗ от 17.12.2002г. №137-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» прямого запрета на подтверждение характера работ свидетельскими показаниями.

Представленные по делу доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке доказательств, отличной от той оценки, которая дана судом первой инстанции, судебная коллегия оснований для такой переоценки не находит.

С учетом изложенного, кассационная жалобы удовлетворению не подлежит.

        Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 16 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО21 - без удовлетворения.

Председательствующий:                        Коробейникова Л.Н.

        Судьи:       Анисимова В.И.

Глухова И.Л.