пенсионный орган необоснованно исключил из подсчета специального стажа периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации



Судья Филиппов Р.Б. Дело 33-4649

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Коробейниковой Л.Н.,

судей Глуховой И.Л., Мельниковой Г.Ю.,

при секретаре Батуевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 26 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики на решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 14 ноября 2011 года, которым

иск ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворен.

Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии ФИО1.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики обязано назначить ФИО1 досрочно трудовую пенсию бессрочно с момента возникновения права, то есть с 26 апреля 2011 года, как достигшей возраста 50 лет, проработавшей на работе с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеющей страховой стаж 20 лет.

С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (Межрайонное) Удмуртской Республики взысканы в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 800 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики ФИО9, поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения ФИО1 и ее представителя по доверенности ФИО8, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указала, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии как проработавшей на работе с тяжелыми условиями труда в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». При этом ответчик необоснованно исключил из подсчета специального стажа периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации. Истица просит признать указанное решение Управления от 15.07.2011г. незаконным, обязать его назначить пенсию с момента возникновения права и взыскать судебные расходы.

В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что курсы повышения квалификации является для нее как медицинского работника, обязательными. В периоды прохождения курсов она также непосредственно обслуживала инфекционных больных.

Представитель Управления ФИО11 исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для зачета спорных периодов в льготный стаж.

Суд вынес вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм пенсионного законодательства. Ответчик со ссылкой на п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27,28 ФЗ №173-ФЗ» от 11.07.2002г. №516, п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996г. №29 приводит доводы об отсутствии оснований для включения в льготный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации.

Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает. Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установ­лены значимые обстоятельства дела.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516 (далее по тексту - Правила от 11.07.2002 года № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Позицией 2260000а раздела XXIV Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10 (далее по тексту Список № 2 от 26.01.1991г.) предусмотрена должность среднего медицинского персонала непосредственно обслуживающих больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях, кабинетах.

Как усматривается из материалов дела, периоды работы истицы в должности медицинской сестры инфекционного кабинета зачтены ответчиком в стаж с тяжелыми условиями труда в соответствии со Списком №2 в общей сложности в размере 9 лет 10 месяцев 03 дней.

Занимая указанную должность, истица находилась на курсах усовершенствования в периоды с 04.03.2002г. по 01.04.2002г. и с 24.04.2007г. по 23.05.2007г., эти периоды ответчиком в специальный стаж не включены.

Суд правомерно признал несостоятельными доводы ответчика об отсутствии оснований включения указанных периодов нахождения на курсах повышения квалификации в подсчет стажа.

Курсы усовершенствования судом обоснованно включены в медицинский стаж на основании ст.187 ТК РФ, поскольку за работником в указанный период сохранялось как место работы, так и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, суд верно учел, что для медицинских работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что периоды обучения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы. Основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п.4 Правил от 11.07.2002 года № 516 и п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996г. №29 отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы как основанные на неверном толковании и применении норм материального права не могут быть приняты во внимание. Судом первой инстанции данным доводам дана правильная правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна в полном объеме.

С учетом изложенного предусмотренные ст.362 ГПК РФ основания для отмены судебного решения и удовлетворения кассационной жалобы ответчика отсутствуют.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 14 ноября 2011 года, оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: