Понуждение к ликвидации несанкционированных свалок.



Судья Старкова Т.М. Дело № 33-3840

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Коробейниковой Л.Н.,

судей Анисимовой В.И., Глуховой И.Л.,

при секретаре Батуевой А.Ш.

с участием прокурора Репиной В.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 31 октября 2011 года кассационнуюгода частноданское дело по. жалобу Администрации муниципального образования «...» на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 14 сентября 2011 года, которым исковые требования прокурора Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «...» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Коробейниковой Л.Н., объяснения главы муниципального образования «...» Зонова О.Н., объяснения прокурора Репиной В.К., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Игринского района УР в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «...» о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, указывая при этом, что 20 июля 2011 года в прокуратуру Игринского района от Перминова А.Е. поступило сообщение о наличии несанкционированных свалок на территории лесопарковой зоны «С.» и прибрежной территории реки Саля. В рамках проведенной проверки было установлено, что в квартале 11 выдела 5, квартале 10 выдела 26, квартале 29 выдела 9, квартале 73, прилегающем к выделу 7 Пионерского участкового лесничества ГКУ УР «...» обнаружено загрязнение лесов отходами производства и потребления. По результатам проверки был составлен акт о нарушении лесного законодательства от 26 июля 2011 года. В соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Пунктом 1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами. Непринятием МО «...» мер по ликвидации несанкционированных свалок нарушаются права и свободы граждан, вследствие чего создаются препятствия гражданам к осуществлению их прав и свобод на благоприятную природную среду. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. В исковом заявлении прокурор Игринского района просил суд обязать Администрацию МО «...» в срок до 20 октября 2011 года ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в квартале 11 выдела 5, квартале 10 выдела 26, квартале 29 выдела 9, квартале 73, прилегающем к выделу 7 Пионерского участкового лесничества ГКУ УР «...».

В судебном заседании представитель прокуратуры Воронов А.В. предъявленные требования уточнил, просил суд обязать Администрацию МО «...» в срок до 20 октября 2011 года ликвидировать несанкционированную свалку на территории лесного фонда ГКУ УР «...» в квартале 11 выдела 5, располагающийся на территории МО «...», при этом поддержал доводы в обоснование требований, изложенные в исковом заявлении. Кроме того, пояснил, что остальные кварталы, указанные в исковом заявлении, находятся на территории других муниципальных образований.

Представители ответчика Администрации МО «...» - Зонов О.Н., Агафонов Н.И. исковые требования не признали.

Представитель третьего лица ГКУ УР «...» - Леонтьев А.Ф. уточненные требования прокурора полностью поддержал.

Представители третьего лица Автономного учреждения УР «У. » - Сорокина С.В., Корепанов В.В. требования прокурора Игринского района УР считали законными и обоснованными.

Представитель Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Глава МО «...» просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, указывая, что со стороны Администрации МО «...» принимаются все меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов, на территории п. Игра устанавливаются контейнеры под ТБО, заключаются договоры на сбор и вывоз ТБО на полигон складирования.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Игринского района Удмуртской Республики проведена проверка, в ходе которой выявлено, что на территории государственного лесного фонда ГКУ УР «...» в выделе 5 квартала 10 расположена несанкционированная свалка.

Указанные земли находятся на территории МО «...».

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования прокурора, пришел к выводу о том, что ответчиком не исполняются надлежащим образом, обязанности по сбору и вывозу отходов производства и потребления, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Судебная коллегия находит выводы суда, основаны на правильном применении норм материального права.

В ст. 42 Конституция Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела усматривается, что Администрацией «...» требования Конституции Российской Федерации и вышеназванных законов не исполнены.

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о незаконности бездействия ответчика в части непринятия должных мер к организации сбора и вывоза отходов на территории МО «...».

Доводы о неправильном применении норм материального права основаны на неверном толковании норм Лесного кодекса РФ. Основными целями и задачами лесничества является охрана, защита и воспроизводство лесов. Возникновение свалки в лесном массиве не вызвано действием или бездействием лесничества в рамках предоставленных ему полномочий.

Доводы ответчика о принятии со стороны Администрации МО «...» всех необходимых мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в частности, установка контейнеров для ТБО, заключение договоров со специализированными организациями на вывоз бытовых отходов и мусора на полигоны складирования, не опровергают доводы о ненадлежащей организации ответчиком указанной деятельности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 14 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации МО «...» - без удовлетворения.

Председательствующий Л.Н. Коробейникова

Судьи В.И. Анисимова

И.Л.Глухова