судом правомерно отказано в досрочном назначении пенсии истцу как педагогическому работнику ввиду недостаточности требуемого специального стажа



Судья Исматова Л.Г. Дело № 33-4624

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе

председательствующего Коробейниковой Л.Н.,

судей Глуховой И.Л., Мельниковой Г.Ю.,

при секретаре Батуевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 26 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе ФИО1 на решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 28 сентября 2011 года, которым

в удовлетворении иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав с требованиями:

признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении досрочной пенсии по старости,

обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики зачесть в специальный педагогический стаж периоды: с 21.04.1983г. по 26.04.1985г., с 01.11.1999г. по 31.12.2000г., с 01.01.2001г. по 28.08.2003г., с 29.08.2003г. по 29.05.2010г.,

обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики назначить ФИО1 пенсию по старости с момента обращения за пенсией, т.е. с 29.05.2010г.

отказано.

Взыскано с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в возмещение затрат на юридические услуги 300 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ФИО1 и его представителей ФИО8 и ФИО9, поддержавших доводы жалобы, объяснения ФИО2 Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики ФИО10, полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту - Управление) о восстановлении пенсионных прав. В обоснование указал, что решением Управления от 30.06.2010г. ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии как лицу, не менее 25 лет проработавшему в учреждениях для детей. При этом ответчик необоснованно исключил и педагогического стажа следующие периоды: с 21.04.1983г. по 26.04.1985г. - служба в Вооруженных Силах ССР, с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. и с 01.01.2001г. по 28.08.2003г. - работа в должности завуча по учебно-воспитательной работе и педагога дополнительного образования в <данные изъяты> с 29.08.2003г. по 29.05.2010г. - работа в качестве педагога дополнительного образования в <данные изъяты> Полагая возможным включение указанных периодов работы в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии на основании действующего в спорные периоды пенсионного законодательства, истец просит отменить решение Управления от 30.06.2010г., обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж и назначить истцу досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением – с 29.05.2010г., взыскать судебные расходы.

В судебном заседании истец данные требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители истца ФИО8, ФИО9 на удовлетворении иска настаивали. Пояснили, истец оспаривает решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, отмененное решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ Указывали на необходимость переоценки пенсионных прав истца по всем периодам путем последовательного применения действовавших в указанные периоды нормативных актов и Списков.

Представитель Управления ФИО12 исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие у истца требуемого стажа для досрочного назначения пенсии.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска. Приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права, неверной оценке представленных доказательств. Указывает на наличие правовых оснований для включения в стаж спорных периодов работы и назначения досрочной пенсии. Полагает, что его требования о переоценке пенсионных прав по ранее действовавшему пенсионному законодательству не нашли отражения в судебном решении.

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.

Как следует из материалов дела, решением Управления от 30.06.2010г. стаж, зачтенный ответчиком, на момент обращения за назначением пенсии (29.05.2010г.) составил 14 лет 05 месяцев 01 день. При этом ответчиком включен в стаж только период работы истцы в качестве преподавателя и заведующего по учебно-воспитательной работе в <данные изъяты> с 01.06.1985г. по 31.10.1999г.

Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ отменено решение Управления от ДД.ММ.ГГГГ При этом в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии включен дополнительно оспариваемый в настоящем иске период с 01.11.1999г. по 31.12.2000г. как работы в должности педагога дополнительного образования в <данные изъяты> Специальный стаж истца на дату обращения за назначением пенсии составил 15 лет 07 месяцев 02 дня.

Стороны расходятся в вопросе о наличии оснований для зачета в стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п.19 п. ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». следующих периодов:

- с 21.04.1983г. по 26.04.1985г. службы в Вооруженных Силах СССР,

- с 01.01.2001г. по 28.08.2003г. работы в должности завуча по учебно-воспитательной работе и педагога дополнительного образования в <данные изъяты>

- с 29.08.2003г. по 29.05.2010г. работы в качестве педагога дополнительного образования в <данные изъяты>

Истец настаивал на применении пенсионного законодательства, действующего в спорные периоды.

К периодам, имевшим место до 01.10.1993г., суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым были утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» (далее - Перечень и Положение от 17.12.1959г. № 1397).

Отказывая во включении спорного периода службы в Вооруженных Силах СССР, суд сослался на невыполнение условий, предусмотренных п.п. «б» п.3 Порядка зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в Вооруженных Силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних учебных заведениях Приложения № 6, утвержденного Приказом Минпроса СССР от 05.01.1977г. № 2, согласно которому педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются периоды службы в Вооруженных Силах СССР при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность по основному месту работы. Суд указал, что непосредственно до начала службы в Вооруженных Силах СССР истец не занимался педагогической деятельностью.

Судебная коллегия с выводами суда о возможности применения Приказа Минпроса СССР от 05.01.1977г. №2 к спорному периоду не соглашается по следующим основаниям. Само Положение от 17.12.1959 года № 1397 не ограничивает возможность зачета в стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР какими-либо дополнительными условиями, в том числе, обязательным осуществлением педагогической деятельности непосредственно до службы в армии и непосредственно после нее. Приказ Минпроса СССР от 05.01.1977г. № 2, на который ссылается ответчик, утвержден в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. № 1057 «О повышении минимальной заработной платы рабочих и служащих с одновременным увеличением ставок и окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в непроизводственных отраслях народного хозяйства» в целях повышения благосостояния работников просвещения.

Инструкция «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденная вышеуказанным Приказом Минпроса СССР от 05.01.1977г. № 2, в своем составе имела Приложение № 6, на которое ссылается суд и ответчик, и применялась только при исчислении заработной платы работников просвещения (как указано в пункте 1 Инструкции), но не для исчисления педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Вместе с тем, судебная коллегия находит, что указанные выводы суда не повлекли вынесения незаконного решения.

Возможность включения в педагогический стаж службы в составе Вооруженных Сил СССР была предусмотрена пунктом 1 подпункта «г» Положения от 17.12.1959г. №1379 (действующего до 01.10.1993г.). Не оспаривая возможность применения указанного постановления к спорному периоду службы в Вооруженных Силах СССР, судебная коллегия находит, что данный период деятельности подлежал включению только при условии выполнения п. 4 Правил от 17.12.1959г. № 1397, в соответствии с которым время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Судебная коллегия полагает, что оснований для вывода о соблюдении условий п. 4 Положения от 17.12.1959г. №1397 и наличии 16 лет 08 месяцев (2/3) стажа, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, в данном случае не имеется.

Так, совокупный анализ вышеприведенных норм Положения от 17.12.1959г. №1397 позволяет сделать вывод о том, что пункт 2 Положения подразделял работу в учреждениях, организациях и должностях, которая предоставляла право на пенсию по выслуге лет и была включена в Перечень и иную, приравниваемую работу, которую можно было включить только при определенных условиях, например, при соблюдении требований п. 4 Положения. Таким образом, служба в армии являлась «приравниваемой работой», не была предусмотрена Перечнем и тем самым не могла быть отнесена к работе в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в смысле п.4 Положения от 17.12.1959г. №1397.

В решении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик включил истцу в специальный стаж 14 лет 05 месяцев 01 день, в решении от ДД.ММ.ГГГГ стаж истца составил 15 лет 07 месяцев 02 дня. В подсчет указанных в п.4 Положения 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, не могли быть зачтены периоды работы педагогом дополнительного образования в учреждении дополнительного образования для детей после 01.01.2001г., поскольку такой порядок подсчета противоречит п.12 Правил от.29.10.2002г. №781, в соответствии с которым сама возможность зачета периодов работы истца после 01.01.2001г. педагогом дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей обусловлена наличием на указанную дату (на 01.01.2001г.) стажа работы продолжительностью 16 лет 08 месяцев, это условие в данном случае не выполняется.

Следовательно, для зачета в стаж спорного периода в соответствии с п.2 Положения от 17.12.1959г. №1397, истец должен был на 01.01.2001г. иметь не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев) работ, предусмотренных Перечнем от 17.12.1959г. или Списком от 29.10.2002г. №781. В данном случае это условие не выполнено.

Таким образом, ввиду невыполнения условий п.4 Правил от 17.12.1959г. период службы в Вооруженных Силах РФ не подлежит включению в специальный педагогический стаж истца.

Период с 01.01.2001г. по 28.08.2003г. также не подлежит включению в педагогический стаж работ, дающих право на досрочное назначение пенсии. В спорный период истец осуществлял деятельность как завуч по учебно-воспитательной работе и педагог дополнительного образования в <данные изъяты>

Часть указанного периода (до принятия постановления от 29.10.2002г. №781) возможно оценить на основании постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Кроме того, весь период возможно оценить на основании постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.

Списком от 22.09.1999г. №1067 в Разделе 15 «Наименование учреждений» предусмотрены учреждения дополнительного образования, однако Разделом 2 «Наименование должностей» для указанного вида учреждений не предусмотрено должностей заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе.

Списком от 20.10.2002г. №781 в разделе 2 «Наименование учреждений» названы учреждения дополнительного образования, при этом для этих учреждений Разделом 2 «Наименование должностей» предусмотрены должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.

Вместе с тем, пп. «в» п. 8 Правил от 29.10.2002г. № 781 установлены ограничения для включения в стаж педагогической деятельности по указанной должности в учреждении дополнительного образования: включаются периоды этой работы только до 01.11.1999г.

Таким образом, работа истца в должности завуча по учебно-воспитательной работе в <данные изъяты> включению в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии не подлежала.

В спорный период с 01.01.2001г. и по 29.05.2010г. истец осуществлял также деятельность и как педагог дополнительного образования в <данные изъяты> данная должность и учреждение предусмотрены Списком от 29.10.2002г. №781.

При этом пунктом 12 Правил от 29.10.2002г. для включения работы в указанной должности и учреждения в педагогический стаж за периоды, начиная с 01.01.2001г. установлены условия:

- на 01.01.2001г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Первое условие п. 12 Правил от 29.10.2002г. №781 в данном случае не выполнено. При проверке этого условия в подсчет стажа работы период службы в Вооруженных Силах СССР включен быть не может, поскольку период службы в армии не предусмотрен Списком от 29.10.2002г. №781. Не относится этот период и к работам, перечисленным в Перечне от 17.12.1959г. №1397, как уже указывалось, возможность его включения предусматривалась только Положением №1397.

Таким образом, на 01.01.2001г. педагогический стаж истца не достигал требуемых 16 лет 08 месяцев, что в силу требований п.12 Правил от 29.10.2002г. № 781, не предоставляет ему право на включение в стаж периодов работы педагогом дополнительного образования с 01.01.2001г. Ввиду того, что истцом не выполнены требования подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» о наличии педагогического стажа в количестве 25 лет, оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.

С учетом изложенного кассационная жалоба истца удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, придя к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд в соответствии со ст.100 ГПК РФ частично взыскал с ответчика понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя в сумме 300 рублей. При этом суд сослался на то, что пенсионный орган своим решением от 12.08.2011г отменил ранее вынесенное решение от 30.06.2010г. об отказе в установлении пенсии ФИО1, произведя перерасчет специального стажа истца с 14 лет 05 месяцев 01 дня до 15 лет 07 месяцев 02 дней. Суд расценил данное обстоятельство как добровольное удовлетворение ответчиком требований истца о признании незаконным оспариваемого решения Управления от 30.06.2011г. Вместе с тем, требования истца по настоящему делу касаются восстановления своего права на досрочное назначение пенсии. Однако как первым решением Управления от 30.06.2011г., так и вторым решением пенсионного органа от 12.08.2011г., которым был произведен перерасчет специального стажа истца в сторону его увеличения, в установлении досрочной пенсии ФИО1 было отказано ввиду недостаточности стажа педагогической деятельности. Следовательно, принятие Управлением решения от 12.08.2011г. не может рассматриваться как добровольное удовлетворение ответчиком требований истца в рамках настоящего дела, учитывая, что в удовлетворении иска о досрочном назначении пенсии истцу отказано. При таких обстоятельствах предусмотренные ГПК РФ основания для взыскания с ответчика расходов истца на оплату услуг ФИО2 отсутствуют. Эти выводы суда подлежат исключению из судебного решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Индустриального районного суда г.Ижевска от 28 сентября 2011 года по существу оставить без изменения, исключив из резолютивной части решения указание на взыскание с Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики в пользу ФИО1 расходов на оплату юридических услуг в сумме 300 рублей.

В удовлетворении кассационной жалобы ФИО1 отказать.

Председательствующий:

Судьи: