Судья Майорова Л.В. Дело 33-4600 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе: председательствующего Коробейниковой Л.Н., судей Шаровой Т.В., Глуховой И.Л., при секретаре Батуевой А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 28 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 26 октября 2011 года, которым исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской республики удовлетворены частично. Признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики № от 28 октября 2010 года в части отказа во включении ФИО1 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периода работы с 01 марта 1987 года по 31 марта 1989 года; исчисления периодов работы с 15 марта 1982 года по 22 июня 2003 года и с 25 июля 2003 года по 27 декабря 2003 года в календарном исчислении. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики обязано включить в сроки осуществления лечебной деятельности ФИО1: период работы в <данные изъяты> центральной районной больнице, в должности фельдшера <данные изъяты> средней школы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как один месяц работы за 1,2 месяца; периоды работы в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> с 01 марта 1987 года по 31 марта 1989 года в календарном исчислении; период нахождения в отпуске по беременности и родам с 25 июля 2003 года по 28 декабря 2003 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца; На Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики возложена обязанность назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию, как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, с 02 сентября 2010 года. В удовлетворении остальных требований ФИО1 отказано. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ФИО1 и ее представителя по доверенности ФИО8, полагавших жалобу необоснованной, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А : ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики (далее - Управление) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования мотивирует тем, что ответчик решением от 28.10.2010г. отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность, в связи с недостаточностью стажа. Период работы с 01.03.1987г. по 31.03.1989г. в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> (далее - СПАП) <данные изъяты> центральной районной больницы незаконно исключен ответчиком из подсчета стажа со ссылкой на несоответствие наименования учреждения Спискам. Считает также незаконным исчисление периодов ее работы с 15.03.1982г. по 21.06.1983г. в должности фельдшера <данные изъяты> центральной районной больницы (далее - СЦРБ); с 22.06.1983 г. 28.02.1987г. в должности фельдшера поликлиники № СЦРБ; 01.04.1989г. 31.03.1991г. в должности участковой медсестры поликлиники № СЦРБ; с 01.04.1991г. по 05.09.1991г. в должности старшей медсестры поликлиники № СЦРБ календарном, а не в льготном порядке как работы в сельской местности 1 месяц за 1,2 месяца в соответствии с Постановлением СМ СССР от 17.12.1959г. №1397. Также полагает незаконным исчисление в календарном порядке следующих периодов работ: с 06.09.1991г. по 31.07.1992г. в должности старшей медсестры поликлиники №; с 01.08.1992г. по 04.04.1993г. в должности главной медсестры <данные изъяты> центральной районной поликлиники (далее СЦРП); с 05.04.1993г. по 31.12.1993г. в должности старшей медсестры СЦРП; с 01.01.1994г. по 20.06.2000г. в должности старшей медсестры СЦРП; с 21.06.2000г. по 31.12.2002г. в должностях старшей и главной медсестры МУЗ «СЦРП»; с 03.10.2005г. по 19.11.2005г., с 27.11.2005г. по 22.03.2009г., с 24.03.2009г. по 02.09.2010г. в качестве главной медсестры МУЗ «СЦРП». Указанные периоды, по мнению истицы, подлежат исчислению в льготном порядке как работа в сельской местности (1 год за 1 год 3 месяца). Льготное исчисление стажа вышеуказанных периодов связывает с тем, что, несмотря на месторасположение СРЦБ и СЦРП в городе Сарапуле, она осуществляла лечебную деятельность в сельской местности только в отношении сельского населения. Кроме того, указывает, что период работы с 01.01.2003г. по 28.12.2003г. в должности главной медсестры МУЗ «СЦРП» не анализировался ответчиком и необоснованно не включен ответчиком в специальный стаж. Просит признать незаконным решение ответчика от 28.10.2010г., обязать ответчика включить вышеуказанные периоды в стаж осуществления медицинской деятельности в льготном порядке как работу в сельской местности, обязать ответчика досрочно назначить ей пенсию с момента обращения за ее назначением. В ходе рассмотрения дела истица отказалась от исковых требований в части возложения на ответчика обязанности исчислять периоды ее работы: с 01.01.1994 г. по 20.06.2000 года в должности старшей медсестры <данные изъяты> центральной районной поликлиники; с 21.06.2000 г. по 31.12.2002 г. в должности старшей и главной медсестры МУЗ «СЦРП»; с 03.10.2005г. по 19.11.2005г., с 27.11.2005г. по 22.03.2009г., с 24.03.2009г. по 02.09.2010г. в качестве главной медсестры МУЗ «СЦРП», с 01.01.2003г. по 24.07.2003 г. в должности главной медсестры МУЗ «СЦРП» в льготном порядке как работу в сельской местности: 1 год за 1 год 3 месяца. Определением суда от 03.10.2011г. принят отказ от исковых требований в указанной части, производство по делу в этой части прекращено (л.д. 146, 147). В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении иска настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель Управления ФИО12 исковые требования не признала. Пояснила, что периоды работы истцы по 31.12.1993г. включены в стаж в календарном исчислении, поскольку местом работы в спорные работы в спорные периоды являлась <данные изъяты> центральная районная больница, а рабочим местом являлась Поликлиника №, также расположенная в г.Сарапуле. <данные изъяты> центральная районная поликлиника была поставлена на учет 06.01.1994г. С 01.01.1994г. исчисление стажа истицы, как работника СЦРП, произведена Управлением в льготном порядке 1 год за 1 год 3 месяца. Период работы истицы с 01.03.1987г. по 31.03.1989г. в СЦРБ в должности заведующей здравпунктом СПАП не включен в стаж ввиду отсутствия данной должности в соответствующих Списках. Представитель третьего лица Муниципального учреждения здравоохранения «№ городская больница» ФИО9 исковые требования полагала обоснованными. Полагала период работы истицы с 01.03.1987г. по 31.03.1989г. в качестве заведующей здравпунктом подлежащим включению в стаж. В здравпункте имелась одна штатная единица. Заработная плата истцу начислялась как среднему медицинскому персоналу с установлением доплаты за заведование. Суд вынес вышеизложенное решение. В кассационной жалобе Управление просит решение суда отменить и вынести новое решение об отказе в иске ввиду неправильного применения норм материального права. Оспаривает наличие правовых оснований для включения в стаж периода работы истицы с 01.03.1987г. по 31.03.1989г. в должности заведующей здравпунктом СПАП в <данные изъяты> районной больнице ввиду отсутствия наименования должности в соответствующих Списках. Указывает на незаконность включения судом в льготном исчислении периода нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 25.07.2003г. по 28.12.2003г. Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает. Ответчик в кассационной жалобе оспаривает решение суда в части включения в стаж периода работы истицы с 01.03.1987г. по 31.03.1989г. заведующей здравпунктом СПАП в <данные изъяты> районной больнице и исчисления периода 25.07.2003г. по 28.12.2003г. нахождения в отпуске по беременности и родам в льготном порядке. Исходя из положений ч.1 ст.347 ГПК РФ, судебная коллегия проверяет законность судебного решения в пределах доводов кассационной жалобы. Как следует из материалов дела в период с 01.03.1987г. по 31.03.1989г. должность истицы в <данные изъяты> центральной районной больнице именовалась как «заведующая здравпунктом СПАП», что подтверждается записью №3 трудовой книжки и приказом №28 от 04.03.1987г. о переводе истицы на эту должность. В связи с тем, что периоды, имевшие место до и после указанного периода, анализировались судом на основании Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, действовавшего до 01.10.1993г., включены судом с учетом льготного исчисления стажа, предусмотренного данным постановлением, спорный период подлежит оценке также на основании указанного нормативно-правового акта. Возможность применения судом норм, утративших силу, но действовавших в спорный период, следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 18-П от 15.06.1998г., в Определении № 320-О от 05.11.2002г. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, (далее по тексту Положение от 17.12.1959 года № 1397). Подразделом 1 Раздела II «Врачи и другие медицинские работники» Перечня от 17.12.1959г. №1397 предусмотрены должности фельдшера, медицинских сестер – всех независимо от наименования должности, и больничные учреждения всех типов и наименований. Судом установлено, что в спорный период наименование должности истицы в трудовой книжке и приказе о переводе от 04.03.1987г. не совпадала с наименованием должности в иных первичных документах работодателя. Так, приказом от 27.03.1989г. №33 перевод истицы на другую работу произведен с должности фельдшера поликлиники №. Тарификационным списком работников за 1987г. ее должность указана как медсестра участка (л.д. 50). Из искового заявления и объяснений истицы в судебных заседаниях суда первой инстанции следует, что в спорные периоды ею осуществлялась лечебная деятельность, она полностью исполняла обязанности фельдшера, а кроме того выполняла обязанности заведующей здравпункта, получая соответствующую доплату. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными карточками-справками за 1987-1989г.г., в соответствии с которыми истице производится оплата как фельдшеру и выплачивается надбавка как заведующей здравпункта (л.д. 44-49). В соответствии со справкой, уточняющей характер работы или условия труда, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, выданной МУЗ <данные изъяты> городская больница» № от 21.06.201г. в период с 01.03.10987г. по 31.03.1989г. истица работала в должности заведующей здравпунктом-фельдшером В штатном расписании здравпунктов на 1987г. в фельдшерском здравпункте СПАП имелась только одна ставка с должностью зав. здравпунктом. Аналогично в 1988г. и в 1989г.г. в штатных расписаниях здравпунктов <данные изъяты> центральной районной больницы у здравпункта СПАТЛ (СПАП, АТП) также имелась только одна ставка – зав. здравпунктом. В соответствии с Положением о здравпункте, утвержденном приказом Министерства здравоохранения СССР от 3.01.1978г. №12 здравпункт является структурным подразделением поликлиники (амбулатории) и возглавляется заведующим здравпунктом-фельдшером. Таким образом, занимая данную должность, истица осуществляла деятельность, как фельдшер, что полностью соответствует вышеуказанному Положению. В соответствии с п. 45 приказа Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 г. № 900, которым утверждены штатные нормативы медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь центральных районных и районных больниц сельских районов, городских больниц и поликлиник (амбулаторий) городов и поселков городского типа (рабочих, курортных и городских) должность заведующей здравпунктом - фельдшера отнесена к среднему медицинскому персоналу. В соответствии с пунктом 5.25 Положения об аттестации средних медицинских работников, являющегося приложением № 1 к приказу Минздрава СССР от 9 октября 1987 г. № 1104 фельдшера - заведующие здравпункты отнесены к средним медицинским работникам. Отсутствие у истицы в трудовой книжке и в приказе о переводе на эту работу в наименовании должности указание «фельдшер» свидетельствует об ошибочном наименовании должности работодателем и не может быть расценено как обстоятельство, исключающее указанный период работы из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Период отпуска по беременности и родам с 25.07.2003г. по 28.12.2003г. включен ответчиком в календарном порядке. Период работы истицы до представления отпуска по беременности и родам, в должности главной медсестры <данные изъяты> центральной районной поликлинике ответчиком зачтен в стаж в льготном исчислении 1 год за 1 год 3 месяцев как работа в сельской местности (л.д. 140). Судебная коллегия соглашается с выводами суда, касающимися возможности льготного исчисления стажа в период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам. В периоды нахождения в отпуске по беременности и родам истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений. Отпуск по беременности и родам обоснованно исчислен судом в льготном порядке как и период работы, в течение которой это отпуск бы предоставлен. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденном Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, листок нетрудоспособности. В соответствии с п. 5 Правил от 11.07.2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Таким образом, пенсионное законодательство признает спорный период подлежащим включению в стаж, как период временной нетрудоспособности. Доводы кассационной жалобы основаны на неверном применении и толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание. Судом первой инстанции данным доводам дана правильная правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна в полном объеме. С учетом изложенного кассационная жалоба ответчика не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 26 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Сарапуле и Сарапульском районе Удмуртской Республики - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: