о признании незаконным отказа в назначении ЕДК на приобретение продовольственных товаров



Судья Старкова Т.М. Дело № 33- 1853

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Анисимовой В.И.,

судей Шаровой Т.В., Коробейниковой Л.Н.,

при секретаре Ланшаковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 30 мая 2011 года дело по кассационной жалобе представителя истца Р.А.В.

на решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2011 года,

которым отказано в удовлетворении исковых требований В.Н.Л. к Управлению социальной защиты населения в Игринском районе о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров незаконным, возложении обязанности на Управление социальной защиты населения в Игринском районе производить начисление ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 1 января 2011 года в размере <...> руб., в дальнейшем производить индексацию данной компенсации в указанном размере в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Заслушав доклад судьи Шаровой Т.В., объяснения представителя истца – Р.А.В., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

В.Н.Л. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения в Игринском районе (далее - УСЗН) о признании отказа в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров незаконным (далее - компенсация), возложении обязанности на УСЗН производить начисление ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров (далее - ЕДК на питание) с 1 января 2011 года в размере <...> руб., в дальнейшем производить индексацию данной компенсации.

Требования мотивировала тем, что 27 ноября 2010 года умер ее муж В.А.А., инвалид 1-й группы, увечье получено при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Она имеет право на получение компенсации, однако в назначении данной компенсации ей было необоснованно отказано в связи с тем, что не приложен к заявлению полный пакет документов.

В судебное заседание В.Н.Л. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Р.А.В. требования иска поддержал.

Представитель УСЗН –А.Л.Н. требования иска не признала, пояснила, что в документах, представленным истцом, отсутствовало заключение межведомственного экспертного совета (военно – врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.

Представитель казны РФ в лице Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования, считает, что суд неправильно применил нормы материального права. Полагает, что для получения мер социальной поддержки истец должна была доказать только факт смерти мужа, его инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы и получение им при жизни мер социальной поддержки. Вместе с тем суд не применил ч.4 ст.14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон РФ № 1244-1). Считает, что круг лиц, имеющих право на получение ЕДК на питание, установлен Законом РФ № 1244-1, а постановление Правительства РФ № 907 лишь определяет порядок осуществления выплат.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.

Судом установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.

В.А.А. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является инвалидом 1 - й группы в связи с увечьем, полученным при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, на В.А.А. распространялись меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе он являлся получателем компенсации.

В.Н.Л. H.Л. состояла с В.А.А. в зарегистрированном браке с 9 августа 1975 года.

В.А.А. умер 27 ноября 2010 года.

9 декабря 2010 г. В.Н.Л. H.Л. обратилась в УСЗН с заявлением о назначении и выплате компенсации, к заявлению приложены копия паспорта, копия удостоверения, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о смерти.

Из письменного сообщения УСЗН от 17 декабря 2010 года установлено, что В.Н.Л. H.Л. отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в связи с тем, что в представленных документах отсутствует заключение межведомственного экспертного совета (военно- врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.

Оценивая доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; полно, объективно и всесторонне исследовал доказательства и дал им правильную оценку.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона РФ № 1244-1, гарантируются в том числе ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста.

Согласно части 4 статьи 14 Закона РФ № 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Согласно статьи 4 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации Закона о ЧАЭС постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 907 утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее – Правила).

Данные Правила определяют в соответствии с Законом о ЧАЭС порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Право на компенсацию ранее не распространялось на жен и вдов граждан, получающих социальную поддержку по данному Закону при жизни и после их смерти.

24 сентября 2010 г. постановлением Правительства РФ № 751 внесены изменения в вышеуказанные Правила, которые вступили в силу 12 октября 2010 г.

Внесенные изменения в Правила дополняют перечень лиц, которым гарантируется право на компенсацию (пункт 1 Правил), а именно включены граждане, указанные в части четвертой статьи 14 Закона о ЧАЭС, к которым относиться истец, и определяют, что для выплаты компенсации необходимо представить заверенные копии дополнительных документов (п.2 Правил), в том числе заверенную копию заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.

Судебная коллегия считает, что суд законно и обоснованно отказал в назначении выплаты компенсации, поскольку истом В.Н.Л. при обращении в УСЗН не было приложено заключение межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.

Довод жалобы, что истец относиться к категории «семья умерших инвалидов» и должна предъявить в УСЗН лишь два документа: копии удостоверения и свидетельства о смерти - является ошибочным, Правила определяют единый порядок для всех категорий граждан, имеющих право на ЕДК, при обращении в УСЗН для получения данной компенсации.

Обжалуемое судебное постановление вынесено с правильным применением норм материального и процессуального права.

Каких-либо иных обстоятельств, которые бы могли в силу ст. 362 ГПК РФ явиться основанием к отмене судебного постановления, жалоба не содержит.

На основании изложенного судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,

определила:

решение Игринского районного суда Удмуртской Республики от 20 апреля 2011 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу представителя В.Н.Л.Р.А.В. оставить без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Анисимова

Судьи Л.Н. Коробейникова

Т.В. Шарова