бездействие местной администрации по ведению регистрационного учёта граждан по месту жительства и месту пребывания признано незаконным



Судья Медведева В.А.                                                Дело № 33-3001/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Стяжкина С.Л.,

судей Пономаревой А.В., Солоняк А.В.,

с участием прокурора Р.В.К.,

при секретаре Батуевой А.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 5 сентября 2011 года дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Граховское» на решение Граховского районного суда Удмуртской Республики от 20 июля 2011 года, которым заявление прокурора Граховского района УР о признании бездействия администрации МО «Граховское» Граховского района УР незаконным и о понуждении к действию удовлетворено, признано незаконным бездействие администрации МО «Граховское» по выполнению полномочий по регистрационному учету граждан по месту пребывания и месту жительства, возложена обязанность на администрацию МО «Граховское» вести регистрационный учет граждан по месту пребывания и месту жительства;

заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., выслушав пояснения главы МО «Граховское» Ч.А.Н., поддержавшего доводы жалобы; возражения прокурора, считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Граховского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Граховское», указывая, что до 23.06.2011 года на территории МО «Граховский район» действовал территориальный пункт Управления Федеральной миграционной службы России по УР, который был ликвидирован. В соответствии с Законом РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ» в населённых пунктах, где отсутствует территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органом регистрационного учёта является - местная администрация. Однако, администрация МО «Граховское» от осуществления регистрационного учёта граждан устранилась, о чем свидетельствуют отказы администрации на обращения граждан о регистрации их по месту жительства в с.Грахово.

В судебном заседании помощник прокурора Граховского района на заявлении настаивал.

Глава администрации МО «Граховское» Ч.А.Н. с требованиями прокурора не согласился, ссылаясь на отсутствие уведомления о закрытии территориального пункта УФМС по УР в Глазовском районе; на отсутствие полномочий по регистрационному учёту.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней администрация МО «Граховское» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно истолкованы и применены нормы права; указывает на то, что осуществление регистрационного учёта граждан не является полномочиями органа местного самоуправления; передача государственных полномочий органу местного самоуправления должна сопровождаться финансовым обеспечением; выводы суда об отсутствии на территории Граховского района территориального пункта УФМС России по УР не доказаны.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в администрацию МО «Граховское» с заявлением о регистрации по месту жительства обращались 05.07.2011 года и 07.07.2011 года граждане А.А.В. и Т.Д.Р., из письменного ответа главы муниципального образования соответственно от 06.07.2011 года и от 07.07.2011 года последним отказано в регистрации по месту жительства по мотивам отсутствия таких полномочий у органа местного самоуправления согласно ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ и гл.4, ст.7 Устава МО «Граховское».

На момент обращения граждан по вопросу постановки на регистрационный учёт в Граховском районе УР территориальное подразделение Управления федеральной регистрационной службы по УР прекратило деятельность в связи с сокращением штатов.

Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются письменными доказательствами и по существу сторонами не оспариваются.

При разрешении спора, суд 1 инстанции руководствовался положениями ст.4 Закона РФ от 25.06.1993 N5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", ст.19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента РФ N928 от 19.07.2004г., и Административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в РФ, утвержденного Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208, и пришёл к выводу о том, что в случае отсутствия в населенном пункте территориального подразделения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление регистрационного учёта граждан по месту жительства и месту пребывания, эти функции возлагаются на местную администрацию, в частности, по данному делу - на Администрацию МО «Граховское». Бездействие местной администрации по осуществлению регистрационного учета граждан суд признал незаконным.

Изучив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда основано на правильном применении норм материального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждены достаточными доказательствами.

Судебная коллегия считает не состоятельными и не подлежащими удовлетворению доводы жалобы о том, что судом неправильно истолкованы и применены нормы права, изложенные в решении, поскольку статьёй 4 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 прямо предусмотрено, что в населенных пунктах, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ являются эти территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Местной администрацией в населённом пункте – село Грахово - является Администрация МО «Граховское», соответственно, в случае отсутствия, в том числе и в результате ликвидации территориального подразделения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, полномочия по регистрационному учёту возлагаются на Администрацию МО «Граховское».

Доводы об отсутствии финансирования указанных полномочий не могут служить основанием для неисполнения Администрацией МО «Граховское» полномочий, возложенных на неё Законом РФ от 25.06.1993 года №5242-1. Неисполнение указанных полномочий нарушает права неопределенного круга лиц, прибывающих в с.Грахово временно или на постоянное место жительства, препятствует соблюдению требований закона о необходимости регистрации граждан по месту жительства или по месту временного пребывания. За проживание гражданина без регистрации предусмотрена административная ответственность (ст.19.15 КоАП РФ).

Спорные правоотношения, касающиеся финансового обеспечения деятельности органа местного самоуправления по регистрационному учёту граждан, являются самостоятельными, могут быть разрешены администрацией МО «Граховское» в судебном порядке, и не могут служить основанием для неисполнения, предусмотренных законом полномочий, ограничением в осуществлении прав и обязанностей неопределенного круга граждан, в интересах которых выступает прокурор.

Согласно ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В силу ч.2 ст.249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.

Указанные положения распространяются и на порядок рассмотрения дел в суде кассационной инстанции.

Согласно ответа зам.начальника УФМС России по УР К.Е.А. от 02.09.2011 года №1/8-16329 на запрос суда кассационной инстанции, о предстоящем сокращении территориального подразделения в с.Грахово главы МО «Граховское» и МО «Граховский район» уведомлены в мае 2011 года начальником территориального подразделения УФМС по УР, с 23.06.2011 года в с.Грахово прекращен приём граждан по вопросам осуществления юридически значимых действий, за исключением консультаций и разъяснений. В период с 23.06. по 08.07.2011 года к начальнику ТП в с.Грахово дважды обращались сотрудник МО «Граховское» С.С.В., которой были переданы все необходимые бланки и журналы для осуществления регистрационных действий, предоставлена нормативно-правовая база и даны разъяснения.

Исходя из имеющихся в деле доказательств, следует, что Администрации МО «Граховское» было известно о сокращении территориального пункта УФМС по УР, вследствие чего уклонение от осуществления регистрационных действий (бездействие) является неправомерным.

Выводы суда о бездействии Администрации МО «Граховское» подтверждены достаточными доказательствами, в том числе фактами неудовлетворения обращений граждан по вопросу регистрационного учёта, фактами непризнания возложенных на местную администрацию законом полномочий.

Следовательно, требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Граховское» и о понуждении к осуществлению регистрационного учёта являются законными, обоснованными и правомерно удовлетворены судом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для переоценки этих выводов и представленных доказательств.

Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, кассационная жалоба не содержит.

Таким образом, оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Граховского районного суда Удмуртской Республики от 20 июля 2011 года - оставить без изменения.

Кассационную жалобу администрации муниципального образования «Граховское» - оставить без удовлетворения.

Председательствующий                    С.Л.Стяжкин

Судьи                                А.В.Пономарева

А.В.Солоняк