решение суда об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления признано правомерным



Судья Байсарова А.С. Дело № 33-4298/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняк А.В.,

судей Константиновой М.Р., Рябова Д.В.,

при секретаре Ланшаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске 05 декабря 2011 года дело по кассационной жалобе представителя Ю.И.С. - Ю.И.Е. на решение Можгинского районного суда г.Ижевска от 12 октября 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Ю.И.С. к Администрации Алнашского района УР о признании незаконным решения комиссии по признанию граждан малоимущими и по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий № 34 от 01.02.2011 г. и постановления главы Администрации Алнашского района № 96 от 07.02.2011 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязании выдать сертификат на приобретение жилья отказано;

заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Солоняк А.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Ю.И.С. обратился в суд с иском к ответчику Администрации Алнашского района УР с требованиями о признании незаконными решения комиссии по признанию граждан малоимущими и по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий № 34 от 01.02.2011 г. и постановления главы Администрации Алнашского района № 96 от 07.02.2011 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязании выдать сертификат на приобретение жилья. Иск мотивирован тем, что 17 января 2011 года Ю.И.С., являясь инвалидом Великой Отечественной войны 1-ой группы, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья. До апреля 2005 года он проживал в принадлежащем ему <адрес> С 2005 года он проживает и зарегистрирован по месту жительства у своего сына Ю.И.Е. по <адрес> Вынужден был переехать к сыну из-за аварийного состояния его дома, непригодного для дальнейшего проживания. Отказывая ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, комиссия не приняла во внимание то обстоятельство, что он является инвалидом 1-ой группы, нуждается в постоянном постороннем уходе, имеет возраст 87 лет, в связи с чем ему необходимо благоустроенное помещение.

В судебном заседании представитель истца Ю.И.Е. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Алнашского района М.М.С. исковые требования не признал.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Ю.И.С.Ю.И.Е. просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что Можгинский районный суд УР находится под влиянием Администрации Алнашского района УР. Суд не принял во внимание, что сведений о том, что истец вселен в качестве члена семьи Ю.И.Е., не представлено. Суд не учел положения пп.4 п.1 ст.14, ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» о том, что инвалиды Великой отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз независимо от имущественного положения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно справке № 704 от 28.12 2010 г. военного комиссариата УР по г. Можга, Можгинскому, Алнашскому, Граховскому и Кизнерскому районов, Ю.И.С. являлся участником (инвалидом) Великой Отечественной войны и принимал участие в качестве военнослужащего, проходившего военную службу в действующей армии.

Удостоверением серии 1-А № 224603 и справкой серии МСЭ-017 № 604472 подтверждается, что Ю.И.С., 1924 года рождения, является инвалидом первой группы.

17 января 2011 г. Ю.И.С., проживающий по <адрес> обратился в Администрацию Алнашского района с заявлением о выплате денежной компенсации на приобретение жилья.

Решением Комиссии по признанию граждан малоимущими и по признанию граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий № 34 от 01.02.2011 г. инвалиду Великой Отечественной войны Ю.И.С. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по мотивам отсутствия оснований для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Постановлением главы Администрации Алнашского района от 07.02.2011 г. также отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Ю.И.С. был вселен и проживает в жилом доме по <адрес> как член семьи сына Ю.И.Е., также проживающего в указанном доме.

Ю.И.С. также является собственником жилого дома с постройками общей площадью 104,42 кв.м. по <адрес>

Данные обстоятельства следуют из объяснений сторон, подтверждаются соответствующими письменными доказательствами.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст.ст. 31, 51, 52, 57 ЖК РФ, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и решением Алнашского районного Совета депутатов от 10.03.2006 года.

Отказывая в удовлетворении заявления Ю.И.С., суд первой инстанции пришел выводу о том, что Ю.И.С. является членом семьи собственника жилья Ю.И.Е., обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше, чем предусмотрено учетной нормой жилой площади, установленной в Алнашском районе УР, в связи с чем отсутствуют основания для признания Ю.И.С. нуждающимся в жилом помещении.

Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия считает верным, так как он основан на правильном применении судом норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, подтвержден исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом первой инстанции по правилам статей 56, 67 ГПК РФ.

В силу п.п.3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту – Закон «О ветеранах») - ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения, то есть не требуется признании их малоимущими.

По смыслу пункта 3 пункта 1 статьи 15 Закона «О ветеранах» следует, что на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем имеют только лица, которые являются и признаны нуждающимися в жилых помещениях, что также следует из Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», в пункте 1 которого указано - считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Поскольку специальных оснований для признания ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны нуждающимися в жилых помещениях Закон «О ветеранах» не содержит, разрешение вопроса об их нуждаемости в жилых помещениях осуществляется в соответствии с положениями ЖК РФ.

В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Суд установил, что на момент обращения Ю.И.С. с заявлением о постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении, он проживает по <адрес> в качестве члена семьи собственника данного жилого помещения, и обеспеченность общей площадью жилого помещения Ю.И.Е. в указанном жилом помещении составляет 17,4 кв.метра, что более учетной нормы, установленной в Алнашском районе (13,5 кв.метров).

Доказательств наличия других оснований, предусмотренных ч.1 ст.51 ЖК РФ, для признания Ю.И.С. нуждающимся в жилом помещении не представлено.

Отсутствуют и не представлены доказательства, свидетельствующие об иных основаниях пользования Ю.И.С. домом по <адрес>

При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для принятия Ю.И.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях и о правомерности отказа в принятии его на учет администрацией Алнашского района УР в связи с его обеспеченностью общей площадью в пределах установленных норм в вышеуказанном жилом помещении.

Довод кассационной жалобы о том, что Можгинский районный суд УР находится под влиянием Администрации Алнашского района УР, является субъективным мнением истца, материалами дела не подтверждается.

Также необоснован довод жалобы о том, что суд не принял во внимание то, что сведений о вселении истца в качестве члена семьи Ю.И.Е. не представлено.

Согласно ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственниками в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно п.11 разъяснений Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31 ЖК РФ, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Учитывая, что Ю.И.С. является отцом Ю.И.Е., исходя из факта их совместного проживания в жилом помещении по <адрес> суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Ю.И.С. был вселен в жилое помещение в качестве члена семьи, что подтверждается его регистрацией в указанном жилом помещении. Доказательства отсутствия согласия собственника на регистрацию Ю.И.С. отсутствуют. В судебном заседании Ю.И.Е. не отрицал, что регистрация и вселение истца в данное жилое помещение осуществлены с его согласия.

Таким образом, кассационная жалоба сводится к доводам о переоценке доказательств и иному применению норм материального права, для чего оснований не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и не усматривает оснований для переоценки выводов суда и представленных доказательств. Решение основано на правильном применении норм материального права. Доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, кассационная жалоба не содержит.

Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, не имеется. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 12 октября 2011 года - оставить без изменения.

Кассационную жалобу представителя истца Ю.И.С.- Ю.И.Е.- оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи