Поскольку на момент заключения договора приватизации дом аварийным признан не был, оснований для признания сделки ничтожной как не соответствующей ст.4 Закона РФ `О приватизации жилищного фонда в РФ` у суда не имелось



Судья Елкина В.А.                        Дело № 33-2483

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Рябова Д.В., Пономаревой А.В.,

          при секретаре Волковой О.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 18 июля    2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.К.И. на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 2 июня 2011 года, которым постановлено следующее.

             В удовлетворении исковых требований     Д.И.Н., Д.Н.Г., действующей за себя    и малолетнего Д.В.И., Д.К.И. к Администрации МО «Увинский      район» о предоставлении     жилого помещения    отказать.

            Иск Управления имущественных и земельных отношений Администрации МО «Увинский район» к Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.В.И., Д.К.И. о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность удовлетворить.

            Признать недействительным договор от 24 марта 2006 года, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Увинского района УР и Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.В.И. и Д.К.И., действующим с согласия родителей, о передаче в собственность граждан квартиры в жилом доме, находящейся в <адрес>

           Данное решение является основанием для аннулирования записи регистрации от 25 апреля 2006 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве общей долевой собственности Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.В.И. и Д.К.И. на однокомнатную квартиру с сенями (назначение: жилое; площадь общая 26,3 кв. м, этаж 2,кадастровый (или условный номер) объекта: ), расположенную по адресу: <адрес>, а также для снятия Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.К.И. и Д.В.И. с регистрационного учета по адресу: <адрес>.

             Взыскать госпошлину в доход МО «Увинский район» : с Д.И.Н. в размере <...> рублей, с Д.Н.Г., действующей за себя и несовершеннолетнего Д.В.И.-<...> рублей, с Д.К.И.-<...> рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения Д.И.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Администрации МО «Увинский район» и Управления    имущественных и земельных отношений Администрации муниципального образования «Увинский район» УР - П.В.А.(доверенность от 12 января 2011 года и доверенность от 4 февраля 2011 года), ссылавшейся на необоснованность жалобы и просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

           Д.И.Н., Д.Н.Г., действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего    Д.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.К.И. обратились в суд с иском к Администрации МО «Увинский район» о предоставлении им в собственность жилого помещения, ссылаясь на то, что ответчик нарушил их права собственников жилого помещения, произведя снос жилого дома в <адрес>, пер.Восточный, <адрес>, в котором находилась принадлежащая им на праве собственности квартира. Жилой дом был признан аварийным, поэтому истцы    проживали по другому адресу. В мае 2010 года истцы     обнаружили, что дом снесен. Ответчик о сносе дома собственников не уведомил, восстановить права отказывается. Истцы просят обязать ответчика предоставить им в собственность    другое жилое помещение, взыскать расходы по уплате госпошлины в размере <...> рублей. Правовым основанием указаны положения ч.10 ст.32    ЖК РФ.

            Управление имущественных и земельных отношений Администрации МО «Увинский район» (далее- Управление) обратилось с иском к    Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.К.И., несовершеннолетнему Д.В.И. о признании договорапередачи в собственность Д.И.Н. квартиры в <адрес> от 24 марта 2006 года недействительным, ссылаясь на то, что сделка совершена под влиянием обмана. Д.И.Н. в 2003 году получил сертификат на приобретение жилья в рамках федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». Порядок получения сертификатов регулировался постановлением Правительства РФот 19 марта 2002 г. № 168 и в соответствии с этим правовым актом Д.И.Н. и члены его семьи дали письменное обязательство не приватизировать занимаемое ими жилое помещение и не отчуждать его. В нарушение взятого на себя обязательства Д.И.Н. через полтора года после улучшения жилищных условий обратились сзаявлением о приватизации квартиры, скрыв при этом факт получения сертификата и наличие обязательства. Договор передачи квартиры в собственность Д.И.Н. в <адрес> заключен под влиянием обмана. Правовым основанием указаны положения ст.179 ГК РФ.

            В ходе судебного заседания Д.И.Н. заявил о применении срока исковой давности.

              Гражданские дела судом соединены     в одно производство.

              Решением Увинского районного суда г. Ижевска от 12 января 2011 года исковые требования Управления имущественных и земельных    отношений Администрации МО «Увинский район»       к Д.И.Н. о признании     недействительным    договора    передачи жилого помещения в собственность удовлетворены. Д.И.Н. в удовлетворении требований к Администрации МО « Увинский район» о взыскании выкупной цены снесенного    жилого помещения     в размере <...> рублей отказано.

             Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда УР от 28 февраля 2011 года решение Увинского районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

             В ходе судебного    заседания Управление имущественных и земельных отношений    Администрации МО «Увинский район»    изменило основание иска, указывая     на то, что сделка по приватизации квартиры изначально противоречила закону, поэтому является ничтожной в    силу ст.168 ГК РФ. При получении жилищного    сертификата    истцы обязались передать и не приватизировать занимаемое жилье, что ими было нарушено.

             В судебном заседании Д.И.Н. первоначальные исковые требования поддержал, просил    обязать Администрацию    МО «Шарканский район» предоставить    в собственность истца     жилое помещение,       исковые требования Управления имущественных и земельных отношений Администрации МО «Увинский район» не признал.

              Д.Н.Г., действующая за себя и несовершеннолетнего Д.В.И., Д.К.И. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом. Направили заявление, в котором указали, что свои исковые требования поддерживают.

                Представитель Администрации МО «Увинский район» и Управления    имущественных отношений МО «Увинский район»- П.В.А. исковые требования Д.И.Н. не признала, исковые требования    о признании сделки ничтожной поддержала.

               Суд постановил вышеуказанное    решение.

               В кассационной жалобе Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.К.И. просят решение суда отменить,    по делу вынести новое решение об удовлетворении    их требований в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Суд признал сделку ничтожной на том основании, что жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, не подлежали приватизации, однако такое основание    не было указано     заявителем в иске. Кроме того, истек срок исковой давности.

                 Изучив     материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

           Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилое помещение по адресу: <адрес> находилось на балансе МУП « Нылгинский льнозавод».

           Согласно домовой книге    и поквартирной карточке с 15 октября 1990 года в указанной квартире прописаны    Д.Н.Г., Д.К.И., с 15 февраля 1991 года - Д.И.Н.,с 28 августа 1996 года - Д.В.И.(л.д.11 т.1).

               Согласно выписке    из протокола жилищно-бытовой комиссии Первомайского РОВД от 24 ноября 1997 года Д.И.Н. состоял в очереди на    получение жилья с 10 марта 1987 года (л.д.32, т.1).

               Согласно выписке из протокола ЖБК по учреждению ЯЧ-91/10 от 2 сентября 2003 года Д.И.Н. включен в список участников Программы    на получение жилищного    сертификата (л.д.23, т.1).

              8 сентября 2003 года Д.И.Н. обратился с заявлением к председателю комиссии о включении его в состав    участников федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» и выдаче    жилищного сертификата для приобретения    жилого помещения в г. Ижевске. Д.И.Н. был ознакомлен с условиями участия в     программе «Государственные жилищные сертификаты» и обязался их выполнять. Такое    же обязательства дали члены его семьи - супруга Д.Н.Г., действующая за себя и несовершеннолетнего     Д.В.И., и Д.И.Н.(л.д.21).

              16 августа 2003 года Д.И.Н. с одной стороны (именуемый должник) и начальник учреждения ЯЧ-91/10(ИК-10) УФСИН России по УР Д.А.Н. с другой стороны, а также директор МУП «Нылгинский льнозавод» В.Н.Г. подписали обязательство, по условиям которого должник в связи с обеспечением жилым помещением с помощью ГЖС в г. Ижевске    обязался в установленном законом порядке сдать занимаемое жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, площадью 17,10 кв.м в квартире <адрес> со всеми      проживающими совместно с ним членами семьи в срок    не позднее 2 месяцев со дня приобретения жилого помещения с помощью государственного жилищного сертификата, а также не приватизировать, не закладывать, не передавать эту жилую площадь по договорам отчуждения с момента подписания настоящего обязательства. Директор МУП «Нылгинский    льнозавод»      обязался принять    от Д.И.Н. занимаемое       им жилое помещение в установленный обязательством срок (л.д.35, т.1).

             На основании договора от 24 марта 2004 года Державины     приобрели по государственному жилищному сертификату в общую долевую собственность трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>(л.д.21-24, т.2).

               На основании     постановления главы Администрации МО «Увинский район» от 31 декабря 2005 года в муниципальную собственность произведена передача объектов    жилищного фонда МУП « Нылгинский льнозавод », в том числе жилого дома    по адресу: <адрес>(л.д. 66-67,т.1)

            Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО «Увинский район», указанный     жилой дом    включен в муниципальную имущественную казну Увинского    района (л.д.12 т.1).

              23 ноября 2005 года Д.И.Н. обратился    в Увинский    филиал УП «Удмурттехинвентаризация» и Администрацию Увинского района с заявлениями    о приватизации квартиры по адресу: <адрес>,(л.д.72,75 т.1.)

             24 марта 2006 года между    Комитетом по управлению имуществом    Увинского района (балансодержатель) и Д.И.Н. заключен     договор о передаче    в собственность граждан квартиры по адресу: <адрес>(л.д.10,т1).

              Право собственности в равных долях на указанное    жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке.

               Заключением межведомственной комиссии       от 4 декабря 2006 года    жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение    утверждено постановлением Администрации МО «Увинский район» 29 декабря 2006 года (л.д.80-81).

                15 апреля 2010 года      МКП «Служба единого заказчика» заключен договор о сносе дома.

                 В настоящее время дом по адресу: <адрес>, снесен.

                 Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.

                    Суд, разрешая спор и удовлетворяя требования    Управления      имущественных и земельных     отношений Администрации МО «Увинский район», признавая     договор приватизации от 24 марта 2006 года, заключенный между Управлением и Д.И.Н., ничтожным, исходил из того, что Д.И.Н., принимая    добровольно участие в     программе «Государственные жилищные сертификаты», обязательство по передаче       однокомнатной квартиры в силу закона не исполнили,    реализовав    при этом свое право по обеспечению другим жилым помещением с помощью государства и, следовательно, утратили право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. Кроме того, жилое помещение на момент приватизации в силу Закона РФ « О приватизации жилищного    фонда в Российской Федерации» не подлежало приватизации, поскольку находилось в аварийном состоянии. Данные обстоятельства являются, как указал суд первой инстанции,    основаниями для признания сделки приватизации ничтожной, не влекущей правовых последствий.

               Признав договор приватизации    от 24 марта 2006, заключенный между Управлением и Д.И.Н. ничтожной сделкой, суд пришел к выводу, что Д.И.Н. не имели законных оснований для получения спорной квартиры в собственность, следовательно, отсутствуют основания для предоставления    Державиным      жилого помещения в собственность.

                 Судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части признания      недействительным договора передачи    жилого помещения     в собственность от 24 марта 2006 года, заключенного между Д.И.Н. и Комитетом по управлению    имуществом, подлежит отмене, в связи с тем, что обстоятельства, на которые ссылается Управление как на основания для признания сделки ничтожной, а именно неисполнение    Д.И.Н. обязательства по сдаче квартиры, исходя из требований     гражданского законодательства, не могут являться основаниями для признания сделки ничтожной.

               Не может быть признан ничтожным в данном случае договор приватизации и по тем основаниям, что на момент приватизации жилой дом находился в аварийном состоянии. Д.И.Н. приватизировали квартиру 24 марта 2006 года, дом же в установленном законом порядке был признан аварийным, подлежащим сносу    4 декабря 2006 года. Исходя из того, что на момент заключения договора приватизации дом аварийным    признан не был в установленном законом порядке, оснований для признания сделки ничтожной как не соответствующей ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» у суда    не имелось.

                Поскольку обстоятельства, подлежащие    доказыванию судом установлены, судебная коллегия считает возможным в этой части по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении требований Управлению имущественных и земельных отношений Администрации МО «Увинский район» к Д.И.Н. о признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность граждан отказать.

              Поскольку решение в части признания      договора приватизации квартиры       судебной коллегией отменено, оснований для применения последствий в виде аннулирования записи регистрации    о праве собственности, снятия    Д.И.Н. с регистрационного учета не имеется, в этой    части решение также         подлежит      отмене.

              Материалами дела подтверждено, что Д    реализовали предоставленный      им жилищный сертификат, а именно по договору от 24 марта 2004 года приобрели в    общую долевую собственность трехкомнатную квартиру.

               В соответствии с федеральной целевой программой «Государственные    жилищные сертификаты» (постановление Правительства РФ от 19 марта 2002 года № 168 «О совершенствовании деятельности по реализации федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты») для получения сертификата гражданин    обязан сдать жилое помещение после приобретения    жилого помещения с помощью сертификата. Такое обязательство     Д.И.Н. на себя приняли, но не исполнили. В материалах дела имеется их заявление и обязательство, в соответствии с которым они обязались сдать балансодержателю занимаемую ими квартиру в <адрес> не позднее 2 месяцев со дня приобретения жилого помещения с помощью ГСЖ. Обязательство о сдаче квартиры сформулировано четко и понятно. В перечисленных документах указано какая именно квартира должна быть передана балансодержателю- МУП «Нылгинский льнозавод», то есть определен предмет гражданско-правового обязательства, указано когда квартира должна быть передана, тем не менее, при подаче документов на    приватизацию     Д.И.Н. не сообщили о наличии у них обязательства по передаче     данной квартиры в муниципальную собственность.

            В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

            Державины      обязаны были сдать квартиру после приобретения      иного жилого помещения с помощью ГСЖ. Зная о наличии     обязательства по сдаче жилого помещения, Д.И.Н. приватизировали    однокомнатную квартиру, что свидетельствует о злоупотреблении ответчиком своим правом, что в силу ст.10 ГК РФ является недопустимым. Право собственности     гражданина на имущество, которое приобретено в нарушение принятых обязательств, не может быть     передано ему в    связи с необходимостью    исполнения им    взятых на себя обязательств.

              При таких обстоятельствах вывод суда об отказе истцу в удовлетворении исковых требований о предоставлении     жилого помещения в собственность        является правильным.

                Требования истцов о предоставления жилья в собственность основаны    на положениях ч.10 ст.32 ЖК РФ. Однако     данная правовая норма не может быть применена, поскольку между    Администрацией МО «Увинский район» и Д.И.Н. не было достигнуто соглашение по отчуждению      собственности.

             Доводы, содержащиеся кассационной жалобы о применении срока исковой давности, судебной коллегией отклоняются, поскольку не влияют на существо         вновь принятого судебного решения, которым отказано в признании сделки     ничтожной.

             Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                    ОПРЕДЕЛИЛА:

           решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 2 июня 2011 года, которым    удовлетворен иск Управления имущественных и земельных отношений Администрации МО «Увинский район» к Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.В.И., Д.К.И.    о признании     договора от 24 марта 2006 года о передаче в собственность граждан квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, недействительным, отменить, в этой части по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управлению имущественных отношений администрации МО «Увинский район» к Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.В.И., Д.К.И. отказать.

             В остальной части решение суда оставить без изменения.

              Кассационную жалобу    Д.И.Н., Д.Н.Г., Д.В.И., Д.К.И. удовлетворить    частично.

             Председательствующий судья

                  Судьи