Копия: Судья Багаутдинова Г.Р. Дело № 33-4475/2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе: председательствующего Солоняка А.В., судей Рябова Д.В., Константиновой М.Р., при секретаре Шафигуллине И.Ш. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 19 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению Девятова В.Ф. об оспаривании отказа органа местного самоуправления в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по кассационной жалобе Девятова В.Ф. на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 25 октября 2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении заявления Девятова В.Ф. об оспаривании отказа органа местного самоуправления в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать». Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения представителя заявителя Девятова В.Ф. – Девятовой Е.А., действующей на основании доверенности от 05 июля 2011 года, поддержавшей доводы жалобы, просившей решение суда отменить, представителя Администрации г. Воткинска Модиной Н.Ю., действующей на основании доверенности №3273 от 29 августа 2011 года, возражавшей против доводов жалобы, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Девятов В.Ф. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, мотивируя следующим. 03 июля 2011 года Девятов В.Ф. как участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, обратился в Администрацию г. Воткинска с письменным заявлением о постановке на учет как нуждающегося для получения отдельного жилого помещения, согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Заявление Администрацией рассмотрено и в его просьбе отказано письмом №2729 от 19 июля 2011 года на основании данных об его имуществе, со ссылкой на Жилищный кодекс РФ. Однако, согласно данному Указу (в редакции Указа Президента РФ от 19 января 2010 года №30), в связи с предстоящим 65-летием Победы в ВОВ 1941-1945 г.г., нуждаемость ветерана в жилом помещении определяется не Жилищным кодексом РФ, а специальным Указом Президента РФ, в соответствии с которым он должен быть признан нуждающимся в жилом помещении. Согласно Федеральному закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5, общая площадь жилья на 1 человека предусмотрена не менее 22 кв.м. В соответствии с принятыми 05 июня 2009 года Государственной Думой РФ поправками в Федеральный закон «О ветеранах» нормы площади на 1 человека увеличены до 36 кв. м. В соответствии со статьей 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Согласно статье 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии с частью 2 статьи 35 и частью 1 статьи 40 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. С отказом в постановке Девятова В.Ф. на учет, как нуждающегося в отдельном жилье, заявитель не согласен, считает, что нарушаются его конституционные права гражданина, в связи с чем, вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. В соответствии со статьей 256 ГПК РФ, просит суд признать незаконным отказ, принятый 19 июля 2011 года Администрацией г. Воткинска, в постановке на учет Девятова В.Ф., 21 октября 1925 года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, как нуждающегося в жилом помещении. Гражданское дело на основании части 2 статьи 257 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие заявителя Девятова В.Ф., представителя Управления социальной защиты населения, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В судебном заседании представитель заявителя - Палатов Л.H., действующий на основании ордера, поддержал заявленные требования. Представитель Девятова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования, заявленные в иске, поддержала. Представитель Администрации г. Воткинска - Вихарева И.А., действующая на основании доверенности, с заявлением не согласилась. Суд постановил по делу вышеуказанное решение. В кассационной жалобе Девятов В.Ф. просит отменить решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 25 октября 2011 года, по делу вынести новое решение, которым удовлетворить его заявление. В качестве основания для отмены указывается на неправильное применение судом к возникшим правоотношениям норм материального права – пункта 7 статьи 52 ЖК РФ, статьи 51 ЖК РФ. Суд должен был применить не нормы жилищного законодательства, а специальные нормы – Указ Президента РФ от 07 мая 2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента РФ от 19 января 2010 года №30), в котором указано, что нуждаемость ветерана в жилом помещении определяется не ЖК РФ, а специальным Указом Президента РФ. В соответствии с частью 1 статьи 347 ГПК РФ - суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает. Из материалов гражданского дела следует и установлено судом первой инстанции следующее. 05 июля 2011 года Девятов В.Ф. обратился в Администрацию МО «<данные изъяты>» с письменным заявлением о постановке на учет как нуждающегося для улучшения жилищных условий, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. по Президентской программе «Обеспечение жилым фондом ветеранов Великой Отечественной войны», с приложением документов: копии паспорта, копии страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, копии удостоверения ветерана - участника Великой Отечественной войны, копии справки об инвалидности, копии справки из БТИ о наличии или отсутствии жилья в собственности всех постоянно зарегистрированных в занимаемом жилом помещении, копии договора социального найма жилого помещения от 28 августа 2003 года (л.д. 58). Из письма и.о. главы Администрации города Воткинска Кожевникова А.В. от 19 июля 2011 года № 2729 на обращение Девятова В.Ф. от 03 июля 2011 года следует, что Администрация города Воткинска не имеет законных оснований для принятия Девятова В.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях, как участника Великой Отечественной войны, поскольку в соответствии с Жилищным кодексом РФ, граждане, которые совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет с момента совершения указанных действий. По предоставленным документам видно, что Девятов В.Ф. имел в собственности жилой дом по адресу: <адрес>. В отношении указанного жилого дома право собственности прекращено 10 августа 2009 года. На основании изложенного, решение вопроса о принятии Девятова В.Ф. на учет нуждающихся в жилых помещениях возможно только после 10 августа 2014 года (л.д. 6). Распоряжением Администрации города Воткинска Удмуртской Республики от 14 июня 2011 года №133-о на момент подписания письма от 19 июля 2011 года, исполнение обязанностей главы Администрации г. Воткинска возложено на Кожевникова А.В. (л.д. 59). Копией удостоверения серии ВОВ № 135184 от 16 декабря 2005 года Управления социальной защиты населения Администрации г. Воткинска УР подтверждается, что Девятов Василий Федорович, как ветеран участник Великой Отечественной войны имеет права и льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» (л.д. 5). Девятов В.Ф. является инвалидом 1 группы, бессрочно, что подтверждается копией справки Сер. МСЭ-017 № 598900 от 25 марта 2004 года. Из справки Воткинского филиала ГУП «<данные изъяты>» от 04 мая 2011 года № 577 следует, что жилой дом по адресу: <адрес> был зарегистрирован на праве собственности за Девятовым В.Ф., на основании договора купли-продажи от 23 июля 1986 года, №2-4-3078, удостоверенного нотариусом Шпулинг М.А., право собственности прекращено 10 августа 2009 года в Управлении Росреестра по Удмуртской Республике (л.д. 46). Согласно договору социального найма жилого помещения трехкомнатной квартиры по адресу: г. Воткинск, ул. Зверева, д. 8, кв. 47, от 28 августа 2003 года нанимателем указанной квартиры является Девятов С.В. на основании ордера на жилое помещение № 006657 серии А от 15 февраля 1994 года (л.д. 16-25). В справке ООО «<данные изъяты>» г. Воткинска от 28 сентября 2011 года указано, что Девятов В.Ф. зарегистрирован 04 сентября 2009 года по адресу: <адрес> как отец нанимателя (л.д. 26). Срок, предусмотренный частью 1 статьи 256 ГПК РФ, для обращения в суд с вышеуказанным заявлением заявителем не пропущен. Заявление поступило в суд 03 октября 2011 года. Данные обстоятельства подтверждены материалами гражданского дела, сторонами не оспаривались. Для правильного разрешения возникшего спора суду надлежало выяснить, полномочным ли органом принято обжалуемое решение, соблюден ли порядок его принятия, являлся ли заявитель нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. Указанные обстоятельства, имеющие правовое значение, судом первой инстанции установлены правильно, оценены с учетом положений действующего законодательства. Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07 мая 2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" по договорам социального найма в установленном положениями ЖК РФ порядке (пункт 1). Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 вышеуказанного Закона «О ветеранах», инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Судом первой инстанции установлено, что до обращения в суд с указанными требованиями Девятов В.Ф. являлся собственником жилого дома с постройками и земельного участка по адресу: г. <адрес>, его право собственности прекращено 08 мая 2009 года в связи с заключением 14 апреля 2009 года договора дарения со своей внучкой Романовой Н.С. Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что Девятов В.Ф., подарив свою недвижимость, намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем, решение вопроса о принятии заявителя на учет возможно только через пять лет, а именно после 10 августа 2014 года. Кроме того, как следует из материалов гражданского дела, в настоящее время, заявитель Девятов В.Ф. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, где зарегистрирован 04 августа 2009 года. Нанимателем указанной квартиры является сын заявителя – Девятов С.В., жилье находится в муниципальной собственности. В соответствии с положениями статьи 67 ЖК РФ наниматель квартиры Девятов С.В. вселил своего отца в жилое помещение в качестве члена семьи, и его право пользования вышеуказанным жилым помещением никем не оспаривается. Согласно статье 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. В силу пункта 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно частям 4 и 5 статьи 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. В соответствии с решением Воткинской Городской Думы от 15 февраля 2006 года №53 «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно техническим и кадастровым паспортам на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общая площадь помещения составляет 57,9 кв.м. Из поквартирной карточки на указанное жилое помещение следует, что общая площадь жилого помещения составляет 58,1 кв. м, число членов семьи составляет 6 человек. Таким образом, размер общей площади занимаемого истцом жилого помещения составляет на одного члена семьи 9,65 кв.м. (57,9 : 6), что превышает учетную норму для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по г. Воткинску. На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Администрации МО «<данные изъяты>» не имелось правовых оснований для признания заявителя Девятова В.Ф. нуждающимся в жилом помещении, оспариваемые действия Администрации г. Воткинск законны, обоснованны, совершены в рамках своей компетенции, в установленном законом порядке и не нарушают права заявителя. Судебная коллегия считает, что выводы соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах материального права, подтверждены исследованными доказательствами, оценка которых произведена судом по правилам статьи 67 ГПК РФ. Довод кассационной жалобы о том, что суд при вынесении решения должен был применить не нормы жилищного законодательства, а Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно признан судом несостоятельным, поскольку положения данного Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года №714, как верно отметил суд, не устанавливают порядок признания ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а направлены на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем, в том числе ветеранов участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иных доводов, влекущих отмену или изменение судебного решения, заявителем в кассационной жалобе не приведено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 362 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 25 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Солоняк А.В. Судьи: Рябов Д.В. Константинова М.Р. Копия верна: судья Константинова М.Р.