в удовлетворении иска о защите прав потребителей отказано, поскольку нарушение ответчиком срока безвозмездного устранения недостатков вызвано недобросовестными действиями самого истца



Судья Поляков Д.В. Дело № 33-3998

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Булатовой О.Б.,

судей Костенковой С.П., Шаровой Т.В.,

при секретаре Ланшаковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 9 ноября 2011 года гражданское дело по кассационной жалобе Региональной общественной организации «Общество потребителей Удмуртии»

на решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 ноября 2011 года,

которым исковые требования Региональной общественной организации «Общество потребителей Удмуртии» в интересах потребителя А.З.К. к закрытому акционерному обществу «П» о защите прав потребителей оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Шаровой Т.В., объяснения представителя Региональной общественной организации «Общество потребителей Удмуртии» - В.Л.В., представителя истца А.З.К.А.А.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ЗАО «П» - П.А.В., представителя ООО «К» - Т.А.Н., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Региональная общественная организация «Общество потребителей Удмуртии» обратилась в суд с иском, заявленным в интересах А.З.К. к ЗАО «П» о защите прав потребителей.

Требования мотивированы тем, что 9 апреля 2007 года А.З.К. приобрела в ООО «Ф» по договору купли-продажи автомобиль марки «Suzuki - Grand Vitara», стоимостью <...> руб. Импортером данного автомобиля является ответчик - ЗАО «П». Автомобиль был приобретен для личных и семейных нужд. Эксплуатировал автомобиль сын истца – А.А.В. на основании доверенности.

16 апреля 2010 года в процессе эксплуатации автомобиль во время движения заглох, загорелась контрольная лампа давления масла двигателя. В этот же день истец обратилась к официальному дилеру концерна Suzuki - ООО «К», который выполнил работы по комплексной мойке, компьютерной диагностике электронных систем автомобиля, промывке систем впрыска, промывке дроссельной заслонки. Общая стоимость работ составила <...> руб.

Однако в ходе дальнейшей эксплуатации те же недостатки проявились вновь. 28 апреля 2010 года А.А.В. обратился в ООО «К», которое выполнило работы по подготовке автомобиля к сервисному обслуживанию, диагностике и поиску неисправностей, замене масляного фильтра, замене датчика давления масла. Общая стоимость работ составила <...> руб.

15 мая 2010 года во время движения под капотом автомобиля появился сильный стук. Автомобиль был отбуксирован в ООО «А». По результатам осмотра автомобиля сообщили, что автомобиль поврежден предположительно в результате масляного голодания. От разборки двигателя истец отказалась.

31 мая 2010 года произведен осмотр автомобиля специалистом, в ходе которого нарушений правил эксплуатации не выявлено, предположительно установлен производственный недостаток двигателя.

30 июня 2010 А.З.К. направила в адрес импортера - ЗАО «П» письменное требование о безвозмездном устранении недостатка автомобиля.

Поскольку ответчик данное требование в установленный срок не исполнил, истец считает, что вправе возвратить товар импортеру и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

В ходе судебного разбирательства процессуальный истец изменила исковые требования и просила суд взыскать с ответчика:

- денежную сумму, уплаченную за товар, в размере <...> руб.;

- компенсацию морального вреда - <...> руб.;

- убытки в виде расходов на аренду автомобиля за период с 1 июня по 31 июля 2010 года – <...> руб.;

- убытки в виде расходов на диагностику и устранение недостатков – <...> руб.;

- убытки в виде расходов на оплату юридических услуг – <...> руб.;

- разницу между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент вынесения судом решения – <...> руб.;

- убытки в виде расходов на оплату стоянки автомобиля за период с 16 мая по 6 декабря 2010 года – <...> руб.;

- судебные расходы – <...> руб.;

- штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, установленный п.6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей», 50 % от которого взыскать в пользу Региональной общественной организации «Общество потребителей Удмуртии».

В судебное заседание истец А.З.К., представитель третьего лица – ООО «Ф» не явились, в соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель истца А.З.К.А.А.В., представитель РОО «Общество потребителей Удмуртии» - В.Л.В. исковые требования с последующим их изменением поддержали.

Представитель ответчика – П.А.В. исковые требования не признал.

Представитель третьего лица – ООО «К» - Т.А.Н. исковые требования полагал не подлежащими удовлетворению.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе РОО «Общество потребителей Удмуртии» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указано на недоказанность установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В возражениях на кассационную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда по существу правильным и не подлежащим отмене.

Из материалов дела следует, что 9 апреля 2007 года истец А.З.К. приобрела в ООО «Ф» автомобиль марки «Suzuki - Grand Vitara» стоимостью <...> руб.

Ответчик - ЗАО «П» является официальным дилером завода-изготовителя.

16 апреля 2010 года автомобиль был доставлен А.А.В. в ООО «К» в связи с неоднократным прекращением работы двигателя на холостом ходу и загоранием контрольной лампы давления масла в двигателе. Специалистами ООО «К» произведена комплексная мойка, промывка дроссельной заслонки. Стоимость работы составила <...> руб.

28 апреля 2010 года А.А.В. вновь обратился с аналогичными недостатками в ООО «К», специалистами которого произведена диагностика и поиск неисправностей, замена масляного фильтра и замена датчика давления масла в двигателе. Стоимость работ составила <...> руб. Рекомендован контроль уровня масла в ДВС.

30 июня 2010 года представителем истца – В.Л.В. в адрес ЗАО П» направлено требование о безвозмездном устранении недостатка двигателя путем его замены (т.1 л.д.110)

Невыполнение данного требования послужило поводом для обращения в суд с вышеуказанным иском.

При разрешении спора суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Закона РФ 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с п.1 ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 года № 575 автотранспортные средства отнесены к технически сложным товарам, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.

Материалами дела установлено, что при обнаружении неисправности двигателя автомобиля истец предъявила официальному дилеру концерна Suzuki - ЗАО «П» требование об их безвозмездном устранении.

18 августа 2010 года требование поступило в адрес ЗАО «П».

19 августа 2010 года ЗАО «П» направило в адрес А.З.К. письменный ответ о необходимости представления доказательства производственного брака автомобиля, копии ПТС, гарантийно-сервисной книжки, заказов-нарядов по ремонту автомобиля в ООО «К» от 16 и 28 апреля 2010 года, доверенность на представителя, а также иные документы по ремонту и обслуживанию автомобиля (при наличии) и автомобиль (при необходимости проведения проверки качества и экспертизы). Для оперативного предоставления требуемых документов и решения вопроса о необходимости доставки автомобиля в технический центр предложено связаться с руководителем группы гарантийной политики ГК СИМ (т.1 л.д.140).

Данное письмо получено А.З.К. 26 августа 2010 года.

Вместе с тем истец требуемые документы, а также автомобиль для осмотра ответчику не представил, следовательно, ответчик не мог выявить и при наличии на то законных оснований устранить недостатки в автомобиле истца.

Таким образом, в действиях истца имеет место злоупотребление правом, поскольку нарушение ответчиком срока безвозмездного устранения недостатков вызвано недобросовестными действиями самого истца.

Наличие в действиях (бездействии) истца злоупотребления правом в соответствии со ст.10 ГК РФ является основанием для отказа истцу в защите принадлежащего ему права и, соответственно, основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поэтому с решением суда по существу заявленного спора коллегия соглашается.

Доводы жалобы касающиеся наличия существенных недостатков в автомобиле являются необоснованными.

Из текста искового заявления усматривается, что основанием исковых требований явились обстоятельства нарушения срока устранения недостатков.

В порядке ст.39 ГПК РФ истец требования иска не изменял, то есть требования, связанные с наличием в спорном автомобиле существенных недостатков, истец не предъявлял. Поэтому в предмет доказывания по настоящему делу эти обстоятельства не входили.

Поскольку истец в качестве основания иска не ссылался на наличие существенного недостатка двигателя автомобиля, все выводы суда первой инстанции в этой части подлежат исключению из мотивировочной части решения суда. По этому же основанию подлежат отклонению и доводы кассационной жалобы и возражений на нее.

Решение суда первой инстанции по существу является правильным, предусмотренные ст.362 ГПК РФ основания для его отмены отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 9 ноября 2011 года оставить без изменения.

Кассационную жалобу Региональной общественной организации «Общество потребителей Удмуртии» оставить без удовлетворения.

Председательствующий О.Б. Булатова

Судьи С.П. Костенкова

Т.В. Шарова