Поскольку воля на подачу жалобы была реализована кассатором в рамках 10-дневного срока на обжалование, предусмотренного ст.338 ГПК РФ, суд правомерно восстановил ему срок на обжалование принятого по делу решения.



Судья Стех Н.Э.                                                                 Дело

                    

                        КАССАЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                                                 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего-судьи Копотева И.Л.,

судей Дубовцева Д.Н., Костенковой С.П.,

при секретаре Утробине А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 08 февраля 2012 года дело по частной жалобе Дорофеевой Я.Г. на определение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 23 ноября 2011 года, которым ходатайство представителя муниципального учреждения "..." - Сидорова В.А. о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы удовлетворено.

Представителю муниципального учреждения "..." - Сидорову В.А. восстановлен процессуальный срок для подачи кассационной жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 18 октября 2011.

Заслушав доклад судьи Костенковой С.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

14 ноября 2011 года представителем муниципального учреждения "..." - Сидоровым В.А. подана кассационная жалоба на решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 23 ноября 2011 года, принятого по гражданскому делу по заявлению муниципального учреждения "..." об оспаривании в части предписания государственного инспектора труда.

18 ноября 2011 года представителем муниципального учреждения "..." - Сидоровым В.А. подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование судебного решения.

Ходатайство мотивировано тем, что решение суда в окончательной форме получено муниципальным учреждением "..." только 31 октября 2011 года и что первоначально кассационная жалоба была ошибочно направлена непосредственно в Верховный Суд Удмуртской Республики.

В судебное заседание представитель заявителя - муниципального учреждения "...", заинтересованные лица - государственный инспектор труда Ш.М.И., Дорофеева Я.Г. не явились, дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Суд вынес вышеуказанное определение.

В частной жалобе заинтересованное лицо Дорофеева Я.Г. просит определение суда отменить, вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы направить на новое рассмотрение в тот же суд, ссылаясь на следующие доводы:

-суд первой инстанции не известил кассатора о дате судебного заседания по рассмотрению заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы, не направил ей данное заявление и кассационную жалобу, поданную представителем муниципального учреждения "...";

-суд первой инстанции, рассмотрев заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы в отсутствие кассатора, не обеспечил ей право на состязательность процесса;

-принятое по делу решение не вступило в законную силу ввиду волокиты, допускаемой судом первой инстанции;

-ошибочная подача жалобы в вышестоящий суд не является основанием для восстановления пропущенного процессуального срока на её подачу.

В судебное заседание представитель заявителя - муниципального учреждения "...", заинтересованные лица - государственный инспектор труда Ш.М.И., Дорофеева Я.Г. не явились, дело рассмотрено судом в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в частной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 18 октября 2011 года Октябрьским районным судом г. Ижевска принято решение по гражданскому делу по заявлению муниципального учреждения "..." об оспаривании в части предписания государственного инспектора труда.

Мотивированное решение изготовлено председательствующим судьей 24 октября 2011 года.

3 ноября 2011 года представителем муниципального учреждения "..." - Сидоровым В.А. в Верховный Суд Удмуртской Республики подана кассационная жалоба на вышеуказанное решение суда.

8 ноября 2011 года письмом заместителя председателя Верховного Суда Удмуртской Республики кассационная жалоба возвращена кассатору ввиду нарушения порядка её подачи.

14 ноября 2011 года вышеуказанное письмо и кассационная жалоба получены муниципальным учреждением "...", в этот же день кассационная жалоба направлена в суд, вынесший решение, - Октябрьский районный суд г. Ижевска.

18 ноября 2011 года представителем муниципального учреждения "..." - Сидоровым В.А. подано ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы.

Указанные обстоятельства подтверждаются документально и не вызывают сомнений у судебной коллегии.

Исходя из содержания ст.112 Гражданского процессуального кодекса РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Как указано в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 года №12 «О применении судами норм Гражданского процессуального кодекса РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» к уважительным причинам пропуска срока на подачу кассационной жалобы могут быть отнесены, в частности, случаи, когда копия решения суда получена стороной, не участвовавшей в судебном заседании, по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированной кассационной жалобы либо когда несоблюдение судом установленного ст.199 Гражданского процессуального кодекса РФ срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения, привело к невозможности подачи кассационной жалобы в установленный для этого срок.

Восстанавливая представителю муниципального учреждения "..." - Сидорову В.А. срок на подачу кассационной жалобы, суд первой инстанции исходил из того, что воля на подачу жалобы была им реализована в рамках 10-дневного срока на обжалование, предусмотренного ст.338 Гражданского процессуального кодекса РФ.

По мнению судебной коллегии, вывод суда первой инстанции мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела, оснований для признания его неправильным не имеется.

Частью 1 ст.112 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока в случае его пропуска по уважительным причинам без приведения исчерпывающего перечня обстоятельств, являющихся основанием для признания причин пропуска срока таковыми. При этом не предполагается произвольное применение содержащихся в приведенной правовой норме положений, поскольку она направлена на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников гражданского судопроизводства.

Вопрос о возможности восстановления пропущенного процессуального срока лицам, участвующим в деле, решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения.

Из материалов дела следует, что копия мотивированного решения суда получена истцом только 31 октября 2011 года. 3 ноября 2011 года, в рамках предусмотренного ст.338 Гражданского процессуального кодекса РФ срока, истцом в адрес Верховного Суда Удмуртской Республики была направлена кассационная жалоба на принятое по делу решение. В Верховный Суд Удмуртской Республики кассационная жалоба поступила 8 ноября 2011 года, 14 ноября 2011 года была возвращена кассатору в связи с нарушением порядка её подачи. 17 ноября 2011 года кассационная жалоба истца поступила в суд первой инстанции. При указанных обстоятельствах срок на подачу кассационной жалобы правомерно признан судом первой инстанции пропущенным истцом по уважительным причинам. В указанной части доводы кассатора направлены на иную оценку фактических обстоятельств дела, оснований для этого судебная коллегия не усматривает.

Довод частной жалобы о том, что Дорофеева Я.Г. как участвующее в деле лицо не было извещено о времени и месте судебного заседания по рассмотрению вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу кассационной жалобы, безоснователен.

Так, в материалах дела имеется телефонограмма от 18 ноября 2011 года (л.д.114), из содержания которой следует, что Дорофеева Я.Г. была своевременно извещена о судебном заседании, назначенном на 23 ноября 2011 года, на 8 часов 30 минут. При этом в силу ч.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ телефонограмма является надлежащим способом судебного извещения участвующих в деле лиц.

Довод частной жалобы о том, что Дорофеевой Я.Г. не была направлена копия кассационной жалобы представителя муниципального учреждения "..." - Сидорова В.А. одновременно с извещением о судебном заседании по рассмотрению заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы, также безоснователен.

Так, в силу п.1 ч.1 ст.343 Гражданского процессуального кодекса РФ направление иным участвующим в деле лицам копии кассационной жалобы является обязанностью судьи лишь в том случае, если такая жалоба подана в установленный ст.338 названного Кодекса срок.

Поскольку до принятия решения о восстановлении процессуального срока кассационная жалоба не считается поданной в установленный законом срок, обязанность её направления участвующим в деле лицам у судьи в момент поступления жалобы не возникла.

По факту восстановления представителю муниципального учреждения "..." - Сидорову В.А. срока на подачу кассационной жалобы и устранения им недостатков, указанных в определении об оставлении кассационной жалобы без движения, жалоба была направлена судом первой инстанции участвующим в деле лицам, что следует из содержания извещения от 17 января 2012 года (л.д.134). В указанной части судом первой инстанции права Дорофеевой Я.Г. как участвующего в деле лица не нарушены.

Согласно ч.2 ст.112 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению вопроса о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Применительно к названной норме процессуального права суд первой инстанции правомерно рассмотрел заявление представителя муниципального учреждения "..." - Сидорова В.А. в отсутствие Дорофеевой Я.Г., надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, нарушением принципа состязательности и равноправия сторон такое действие суда первой инстанции не является. В указанной части доводы кассатора также безосновательны.

Согласно ст.336 Гражданского процессуального кодекса РФ право на обжалование судебного постановления, принятого судом первой инстанции, предоставлено всем участвующим в деле лицам. Поскольку заявителем по делу такое право реализовано, решение суда первой инстанции не вступает в законную силу на предусмотренных законом основаниях, в указанной части суждения кассатора о волоките в действиях суда первой инстанции необоснованны.

В том случае, если заявитель частной жалобы полагает нарушенным её право на рассмотрение дела в разумный срок, она не лишена возможности обратиться с соответствующим заявлением в суд в установленном законом порядке.

Таким образом, принятое по делу определение является законным и обоснованным, постановленным с правильным применением норм процессуального права и отмене в пределах доводов частной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 374 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 23 ноября 2011 года оставить без изменения, частную жалобу Дорофеевой Я.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий      Копотев И.Л.

Судьи         Дубовцев Д.Н.

          Костенкова С.П.