решение об отказе в удовлетворении иска прокурора о признании незаконным решения органа местного самоуправления оставлено по существу без изменения. Представление прокурора удовлетворено частично. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.



Судья Медведева В.А.                                                            Дело № 33-509/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Солоняка А.В.,

судей Рябова Д.В., Пономаревой А.В.,

при секретаре Шафигуллине И.Ш.

с участием прокурора Борзенковой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 20 февраля 2012 года гражданское дело по исковым требованиям прокурора Кизнерского района УР в интересах Гариповой Г. о признании решения администрации МО «<данные изъяты>» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны и о понуждению совершить указанную постановку с даты обращения с указанным заявлением,

по апелляционной жалобе Гариповой Гульсары, апелляционному представлению прокурора Кизнерского района Удмуртской Республики на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2011 года, которым иск прокурора Кизнерского района в интересах Гариповой Гульсары о признании решения администрации МО «<данные изъяты>» от 29 июля 2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны и о понуждению совершить указанную постановку с даты обращения с указанным заявлением, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Рябова Д.В., выслушав заключение прокурора, полагавшей по существу решение суда не подлежащим отмене, представителя ответчика - Главы администрации МО «<данные изъяты>» -Зуева А.Н., не согласившегося с доводами жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Кизнерского района УР обратился в суд с иском в интересах Гариповой Гульсары о признании решения администрации МО «<данные изъяты>» об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны и о понуждению совершить указанную постановку с даты обращения заявителя с указанным заявлением в органы местного самоуправления, мотивируя свои требования тем, что решением жилищно-бытовой комиссии МО «<данные изъяты>» № 25 от 29 июля 2011 года Гариповой Гульсаре, вдове участника Великой Отечественной войны, отказано в постановке на очередь на получение жилья на основании ст. 53 Жилищного кодекса, так как заявитель совершила действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, зарегистрировавшись по адресу <адрес> с 11.02.2011 года, став 8-ой по числу лиц зарегистрированных на указанной жилой площади. Истец считает, что переезд Гариповой Г. из д. Н. Бурнак Кизнерского района стал вынужденным шагом, так как последняя в силу своего престарелого возраста нуждается в постороннем уходе в силу возраста (87 лет) и имеющихся заболеваний, необходимая медицинская помощь может быть оказана ей только при проживании в районном центре, кроме того, какого-либо жилья в собственности Гарипова Г. не имеет. Также истец указал, что фактически в <адрес> Гарипова Г. проживает последние 3 года, регистрацию получила только в 2011 году, считает, что регистрация лица по месту жительства не порождает права собственности, не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признания лица членом семьи и не является безусловным основанием для определения времени проживания лица в конкретном жилом помещении.

В судебном заседании помощник прокурора Кизнерского района Чирков А.П. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.

Гарипова Г., в чьих интересах заявлен иск, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства в зал суда не явилась, предоставила суду заявление о рассмотрение дела без ее участия, заявленные требования просит удовлетворить.

Представитель администрации МО «<данные изъяты>» Кизнерского района в лице главы МО Зуева А.Н., с требованиями прокурора не согласился, просил суд заявление прокурора оставить без удовлетворения.

Суд постановил по делу вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Гарипова Г. просит отменить судебное решение и вынести новое решение, которым удовлетворить иск прокурора. В качестве основания для отмены указывается на его незаконность.

В представлении прокурора также ставится вопрос об отмене судебного решения и вынесении нового решения об удовлетворении иска. В качестве основания для отмены указывается на нарушение судом норм материального и процессуального права

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в интересах законности в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что Гарипов Нафик, 1919 года рождения, умерший 29 августа 1960 года, согласно сведений полученных из отдела военного комиссариата Удмуртской Республики по городу Можге, Можгинскому, Апнашскому, Граховскому и Кизнерскому районам, являлся участником Великой Отечественной войны, его супругой согласно решения Кизнерского районного суда от 10 декабря 2004 года об установлении факта регистрации брака, является Гарипова Г. (л.д. 12,13,14).

Справкой № 07 от 18 апреля 2011 года выданной МУЗ «<данные изъяты>», установлено, что Гарипова Г., 1924 года рождения, нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д. 31).

Согласно выписки из домовой книги по <адрес>, установлено, что по указанному адресу на 11 мая 2011 года всего зарегистрировано 8 человек, при этом Гарипова Г. зарегистрировалась 11 февраля 2011 года, в период времени с 2008 года по 2010 год регистрацию по указанному адресу получили еще 4 человека, один из которых малолетний ребенок (л.д.25).

Собственником жилого дома с надворными постройками по ул. Азина, д. 44 пос. Кизнер является Мухамадьярова М.Н., дочь Гариповой Г., о чем свидетельствует выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.17).

Общая площадь указанного жилого помещения в соответствии со сведениями, полученными из Кизнерского отделения ГУП «<данные изъяты>», составляет 85,14 кв.м (л.д.24).

Также согласно акта обследования вышеуказанного жилого помещения от 13 июля 2011 года и заключения от 13 июля 2011 года межведомственной комиссией дом в пос. Кизнер, по ул. Азина, д. 44 признан пригодным для проживания (л.д.29,30)

Согласно сведений полученных из администрации МО «<данные изъяты>» Кизнерского района, установлено, что Гарипова Гульсара, 24 августа 1924 года рождения является собственником земельного участка в размере 0,42 га <адрес>, на котором расположен жилой дом 1974 года постройки общей площадью 35 кв.м и надворные постройки; Гарипова Г. снята с регистрационного учета 8 февраля 2011 года (л.д.50, 51)

25 июля 2011 года Гарипова Г. обратилась в администрацию МО «<данные изъяты>» с заявлением поставить ее на учет как нуждающейся в жилом помещении, при этом как установлено в судебном заседании подпись под заявлением поставила дочь Гариповой Г., Мухамадьярова М.Н. (л.д. 10).

Решением жилищно-бытовой комиссии МО «<данные изъяты>» от 29 июля 2011 года заявление Гариповой Г., о поставке на учет на получение жилья оставлено без удовлетворения на основании ст. 53 ЖК РФ (л.д.9).

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.

Суд первой инстанции, исходя из установленных обстоятельств, пришел к выводу, что требования прокурора Кизнерского района, заявленные в интересах вдовы участника Великой Отечественной войны Гариповой Г., не подлежат удовлетворению.

Так, указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», установлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которые в силу ст. 52 ЖК РФ должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Письмом Минрегиона РФ от 19 марта 2010 г. N 10496-СК/07 «По вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны» органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления были даны разъяснения и в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с вышеуказанным Указом Президента лиц, которые намеренно ухудшили свои жилищные условии, при этом указывалось на невозможность постановки на учет граждан, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, до истечения пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, выводы суда первой инстанции о том, что истица намеренно совершила какие-либо действия в результате которых истица может быть признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, материалами дела не подтверждается.

Так по смыслу указанной нормы, ограничения в постановке граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях могут считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение данной нормы должно осуществляться во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Учитывая, что фактическое вселение в жилое помещение Гариповой Г., 1924 года рождения, как вдовы ветерана Великой Отечественной войны возникло в связи с изменениями в Федеральный закон от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и было обусловлено необходимостью осуществления за Гариповой Г. постоянного постороннего ухода, как со стороны родственников, так и со стороны медицинских работников МБУЗ «<данные изъяты>», ее действия по вселению в 2008 году в жилое помещение к дочери, по мнению коллегии, не являются умышленными и недобросовестными. Таких доказательств администрация «МО «<данные изъяты>» в суд не представила, хотя в силу норм процессуального закона такая обязанность по предоставлению доказательств лежала на ответчике.

Поэтому выводы суда первой инстанции о том, что Гариповой Г. намеренно совершены действия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и что Гарипова Г. может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, подлежат исключению из мотивировочной части решения суда. В этой части доводы представления прокурора являются обоснованными.

При разрешении дела, судом первой инстанции было установлено, что:

- Гарипова Г. имеет на правее собственности жилой дом в <адрес> общей площадью 35 кв.м., проживая <адрес> является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 85,14 кв.м. (собственником является дочь)

- помещение в котором проживает Гирипова Г. отвечает установленным требованиям для жилых помещений, сведений о непригодности к проживанию прежнего ее жилого помещения, суду не предоставлено.

- не предоставлено сведений, что в доме по месту жительства Гариповой Г. проживают лица, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний.

- за последние 3 года в жилом помещении <адрес>, общей площадью 85,14 кв.м. зарегистрировано 5 человек: Ш.В.П. - 16.06.2008 года, М.Г.Н. - 20.01.2009 года, М.А.Р. - 02.08.2010 года, Г.Д.П. - 26.10.2010 года, и Гарипова Г. - 11.02.2011 года: всего зарегистрировано.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции посчитал, что в соответствии с требованиями ч.1 и ч. 2 ст. 51 ЖК РФ суммарная общая площадь жилых помещений составляет менее 14 кв. м на одного человека.

С таким расчетом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Так общая площадь жилого дома в <адрес>, собственником которого является дочь истицы, составляет 85,14 кв.м.

На данной площади на момент оспариваемого решения жилищно-бытовой комиссией МО «<данные изъяты>» было зарегистрировано 8 человек, включая и истицу.

Как было установлено судом первой инстанции в собственности истицы находится жилой дом в д. Бурнак Кизнерского района общей площадью 35 кв.м.

Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ - при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

С учетом указанной нормы закона площади жилых помещений суммируются ( 85,14 кв.м. + 35 кв.м. =120,14 кв.м.).

120,14 кв.м./8 человек ( которые были зарегистрированы на момент вынесения решения жилищно-бытовой комиссией МО «Кизнерское») = 15,01 кв.м. на одного человека, что является больше установленной учетной нормы площади жилого помещения в Кизнерском районе, равной 14 кв.м.

Таким образом, оснований для постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилых помещений у администрации МО «Кизнерское» не имелось.

При решении вопроса жилищно-бытовой комиссии МО «<данные изъяты>» от 29 июля 2011г. (л.д. 9) и согласно пояснений представителя ответчика в судебном заседании (л.д.61-62), указанные обстоятельства также являлись основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся Гариповой Г.

С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований по существу является правильным.

Изменение судебной коллегией выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований, не является основанием для отмены или изменения решения суда. По существу решение суда об отказе в удовлетворении требований является правомерным.

Доводы представления прокурора о том, что судом при вынесении решения не дана оценка приобщенному к материалам дела письменного доказательства -свидетельства № 719 от 7.11.2011г. о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> Мухамадьярова А.Ф., 2.10.2011г. рождения, судебной коллегией отклоняются, так как Мухамадьяров А.Ф. был зарегистрирован уже после решения жилищно-бытовой комиссией МО «<данные изъяты>» от 29.07.2011г. и у суда первой инстанции не имелось оснований учитывать регистрацию Мухамадьяров А.Ф. от 7.11.2011г. в качестве значимого по делу обстоятельства.

В соответствии со статьи 52 ЖК РФ решение о принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и представленных к нему документов.

Постановлением Администрации Кизнерского района № 423 от 5 июля 2006 года на глав муниципальных поселений возложена обязанность по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, также постановлением № 24 от 17 января 2006 года Администрации Кизнерского района установлена учетная норма площади жилого помещения на 1 человека равная 14 квадратным метрам (л.д.41,42).

В суд апелляционной инстанции были представлены представителем ответчика распоряжение от 6.05.2009г. № 12а о создании на территории МО «<данные изъяты>» жилищно-бытовой комиссии в составе 6 человек.

Таким образом, жилищно-бытовой комиссией МО «<данные изъяты>» в пределах ее полномочий принято к рассмотрению заявление Гариповой Г. о постановке ее на учет на получение жилья.

То что районный суд рассмотрел дело в порядке искового заявления, несмотря на то, что обязан был разрешить дело в порядке главы 25 ГПК РФ ( Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 10.08.2005г. за второй квартира 2005г.) в силу ст. 330 ГПК РФ не повлекло за собой вынесение незаконного решения и не является основанием для отмены решения суда.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении требований является по существу законным, оснований для отмены решения суда не имеется.

Доводы жалобы и представления об отмене решения суда удовлетворению не подлежат.

Представление прокурора в части изменения выводов суда первой инстанции подлежит частичному удовлетворению, в удовлетворении апелляционной жалобы Гариповой Г. следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 23 декабря 2011 года по существу оставить без изменения.

Апелляционное представление прокурора удовлетворить частично.

Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий:                

Судьи: