в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья отказано, поскольку обеспеченность заявителя жилой площадью превышает учетную норму, установленную на территории муниципального образования



Судья Елькина С.А.        Дело № 33-658

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Солоняка А.В.,

судей Пономаревой А.В., Константиновой М.Р.,

         при секретаре Шафигуллине И.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 7 марта 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Красногорский район»

на решение Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 19 декабря 2011 года,

которым иск С.Н.А. к Администрации муниципального образования «Красногорский район» о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Красногорский район» от 12 мая 2011 года об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязанности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении удовлетворен.

Признано незаконным постановление Администрации муниципального образования «Красногорский район» от 12 мая 2011 года с изменениями, внесенными в его преамбулу постановлением от 8 августа 2011 года об отказе С.Н.А. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязана Администрация муниципального образования «Красногорский район» поставить С.Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения представителей С.Н.А.- Н.О.И.(доверенности от 1 июля 2011 года, сроком действия на 1 год), Ж.В.В.(ордер от 7 марта 2012 года), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

С.Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Красногорский район» о признании незаконным постановления Администрации МО «Красногорский район» от 12 мая 2011 года об отказе в принятии на учет нуждающейся в жилом помещений, предоставляемом по договору социального найма, и возложении обязанности на ответчика постановить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявления     указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны - С.И.И., умершего 20 января 2009 года, и имеет право в соответствии с Законом о ветеранах на получение жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ « Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Считает отказ администрации незаконным, нарушающим ее права. В заявлении истец указала, что      проживает в квартире по адресу: <адрес>, жилой площадью 37,9 кв.м. Помимо нее в данной квартире зарегистрированы и проживают ее дочь Н.О.И., зять Н.И.В. и внуки Н.С.И. и Н.Н.И. Обеспеченность жильем на одного члена семьи составляет 7,58 кв. м, что менее учетной нормы, установленной в Красногорском районе Удмуртской Республики. В декабре 2010 года и в мае 2011 года истец обратилась в Администрацию МО «Красногорский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако получила отказ на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ со ссылкой на превышение учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории Красногорского района Удмуртской Республики.

В ходе судебного разбирательства истец указала, что в декабре 2011 года она обратилась в Администрацию МО «Красногорский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении. Однако постановление Администрации МО «Красногорский район» от 12 мая 2011 года ей было отказано со ссылкой на п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ.

В судебное заседание истец С.Н.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представители истца- Н.О.И. и Ж.В.В. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика - Администрации МО «Красногорский район» - С.А.Н. исковые требования не признал, ссылаясь на законность оспариваемого постановления и отсутствие оснований для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Администрацией МО «Красногорский район» ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу решения суда со ссылкой на недоказанность установленных по делу обстоятельств, имеющих значение для дела, неверную оценку доказательств по делу.

Заявитель жалобы считает, что суд не учел, что у С.Н.А. имеется жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который фактически принят в порядке наследования, но не зарегистрирован в установленном законом порядке. Кроме того, завершено строительство жилого дома по адресу: <адрес>, который принадлежит семье С.Н.А., но право собственности на него не зарегистрировано. Все это свидетельствует о наличии у истца и членов ее семьи жилья, общая площадь которого превышает учетную норму на одного человека.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников судебного разбирательства, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец С.Н.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны и ветераном Великой Отечественной войны.

С 16 августа 2002 года истец зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>. Общая площадь квартиры составляет 51,7 кв.м, в том числе жилая - 37,9 кв.м.

По указанному адресу также зарегистрированы и являются собственниками квартиры по 1/4 доле: дочь Н.О.И., зять Н.И.В., внуки Н.С. и Н.Н..

28 декабря 2010 года С.Н.А. обратилась в Администрацию МО «Красногорский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и ранее льготами, кредитами на улучшение жилищных условий не пользовалась.

Письмом от 20 января 2011 года Администрация МО «Красногорский район» отказала истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, со ссылкой на превышение обеспеченности истца жильем учетной нормы, установленной в Красногорском районе Удмуртской Республики на 1 человека, а также со ссылкой на то, что ее дочери Н.О.И. выдан жилищный заем на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, строительство дома завершено в 2006 году.

         Постановлением Администрации МО «Красногорский район» от 12 мая 2011 года С.Н.А. вновь отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании подп.2 п.1 ст.54 ЖК РФ.

Постановлением Администрации МО «Красногорский район» от 8 августа 2011 года в постановление от 12 мая 2011 года внесены изменения, в которых указано, что у Н.И.В. имеется жилой дом, введенный в эксплуатацию в 2008 году, площадь которого составляет 96 кв. м, на строительство данного дома Н.О.И. и членам ее семьи в 2002 году был выдан жилищный заем, что свидетельствует о том, что С.Н.А. использовала право на улучшение жилищных условий. Кроме того, С.Н.А. проживает по адресу: <адрес>, с 1986 года. Право С.Н.А. состоять на учете в качестве нуждающейся в жилых помещения не подтверждено, в постановке на учет отказано на основании подп.2 п.1 ст.54 ЖК РФ.

Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования С.Н.А., суд исходил     из того, что истец проживает в качестве члена семьи собственника жилого помещения в квартире общей площадью 51,7 кв. м по адресу: <адрес>, вместе со своей дочерью, ее мужем и двумя внуками и имеет право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как в расчете на каждого члена семьи приходится     10,3 кв. м общей площади, что меньше учетной нормы на одного человека, установленной в МО «Красногорский район». Кроме того, суд указал, что с момента совершения действия (вселение в квартиру своей дочери), в результате которого истец ухудшила свои жилищные условия, прошло более 5 лет, и, поскольку истец является вдовой участника Великой Отечественной войны, она вправе состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Судебная коллегия находит данные выводы ошибочными, основанными на неправильной оценке имеющихся в деле доказательств, неправильного применения норм материального права.

Указом Президента Российской Федерации № 714 от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»(пункт1).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной      войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, основанием для обеспечения вышеуказанной категории граждан жильем является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.         

Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст.51 ЖК РФ

В силу пункта 2 части 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися     в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо     собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и      обеспеченные общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение     уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется     исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу ч.ч. 4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Постановлением главы Администрации МО «Красногорский район» от 24 апреля 2006 года на территории Красногорского района УР установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия граждан, нуждающихся     в улучшении жилищных условий.

Суд установил, что истец проживает с семьей из 5 человек:С.Н.А.,ее дочь Н.О.И.,зять -Н.И.В.,внуки Н.С.И., Н.Н.И.- в двухкомнатной квартире, общей площадью 51,7 кв. м, по адресу : <адрес>, собственниками которой являются Н.О.И.,Н.И.В.,Н.С.И.,Н.Н.И. Истец зарегистрирована в спорной квартире 16 августа 2002 года.

В рамках реализации программы «Жилище» 2 сентября 2002 года районной жилищной     комиссией     по распределению кредитов физическим лицам на строительство и приобретение жилья за счет средств бюджета Удмуртской Республики выделен льготный кредит Н.О.И. с учетом членов семьи, в том числе с учетом члена семьи С.Н.А. исходя из социальной     нормы жилья на 1 человека 15 кв. м, на семью 75кв.м.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представлен пролонгированный договор аренды земель населенных пунктов от 23 сентября 2010г, акт приема- передачи в аренду земельного участка, из которых следует, что Н.И.В. предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов площадью 0,18 га для строительства индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>

23 декабря 2008 года Н.И.В. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию -индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно техническому паспорту общая площадь данного жилого помещения составляет 89,3 кв.м.

            В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса в Российской Федерации, разрешение     на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме и является основанием для государственной регистрации права собственности на     созданный объект недвижимости в соответствии со ст.25 Федерального закона « О государственной регистрации прав     на недвижимое имущество и сделок с ним».

               Исходя из того, что дом <адрес>     фактически создан, отказ от права собственности на вновь возведенный дом надлежащими доказательствами не подтвержден, доказательств в осуществлении препятствий в регистрации спорного домовладения истцом не представлено, судебная коллегия приходит к выводу, что вновь возведенный дом принадлежит Н., членом семьи которой является С., что следует из исследованных в суде первой     инстанции доказательств, а также пояснений представителя Н.О.И., данных     в суде апелляционной инстанции.

            Суммарная общая площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи Н. (51,7 кв. м и 89,3 кв. м), позволяет сделать вывод о том, что приходящаяся на долю истца общая площадь- 28,2 кв.м, превышает учетную норму жилой площади, установленную на территории Красногорского      района УР, в связи с чем Администрация Красногороского района правомерно отказала истцу в признании нуждающейся      в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

             Вместе с тем подлежит исключению из мотивировочной части решения суждения суда относительно того, что с момента прописки С.Н.А.     в качестве члена семьи по адресу: <адрес>, прошло более пяти лет на момент подачи заявления о постановке на учет, поскольку данное обстоятельство правового значения для настоящего спора не имеет.

            С учетом     изложенного решение суда подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, подлежащие доказыванию, судом первой инстанции определены правильно, судебная коллегия считает возможным по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований      истцу отказать в полном объеме.

           Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

                                                      ОПРЕДЕЛИЛА:

           решение Юкаменского районного суда Удмуртской Республики от 19 декабря 2011 года отменить, по делу вынести      новое решение, которым в удовлетворении исковых требований С.Н.А. к Администрации муниципального образования «Красногорский район» о признании незаконным постановления Администрации МО « Красногорский район» от 12 мая 2011 года, которым С.Н.А. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, и возложении обязанности       по постановке С.Н.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказать.

           Апелляционную жалобу      Администрации МО «Красногорский район» удовлетворить.

          

          Председательствующий судья

           Судьи

          Копия верна.

          Судья:                                                                         Пономарева А.В.