Судья Алабужева С.В. дело № 33-199/2012 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе: председательствующего - судьи Коробейниковой Л.Н., судей: Гулящих А.В., Мельниковой Г.Ю., при секретаре Метелевой Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 8 февраля 2012 года гражданское дело по иску ФИО9 к Открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» (далее - ОАО «<данные изъяты>») о признании незаконным отказа в осуществлении перерасчета суммы задолженности по оплате за электроэнергию и о возложении обязанности произвести перерасчет данной суммы задолженности, по кассационной жалобе истца ФИО10 А.В. на решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 9 ноября 2011 года, которым исковые требования ФИО11 А.В. к ОАО «<данные изъяты>» оставлены без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Гулящих А.В., объяснения представителя ответчика ФИО12 Н.А., действующей на основании доверенности от 15 ноября 2011 года сроком по 31 декабря 2012 года, возражавшей против удовлетворения жалобы, Судебная коллегия установила: ФИО13 А.В. обратился в суд с иском к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа начальника Ижевского отделения ОАО «<данные изъяты>» в осуществлении перерасчета денежной суммы за электроэнергию, о возложении на ОАО «<данные изъяты>» обязанности произвести перерасчет суммы задолженности, начиная с последнего осмотра счетчика инспектором. Данные требования истцом обоснованы тем, что он является собственником квартиры по адресу: <адрес> 25 мая 2011 года он получил уведомление о задолженности за электроэнергию в размере 3183 рублей 40 копеек, которая ему была начислена из-за неисправности счетчика. Вывод о неисправности счетчика был сделан, исходя из того, что при плановом осмотре счетчиков было установлено, что показания счетчика не менялись на протяжении некоторого времени. После чего плата за электроэнергию начисляется по некому нормативу. Учитывая, что в квартире более 3 лет никто не проживает (не зарегистрирован) ответчик обязан произвести перерасчет платы за электроэнергию. 6 июня 2011 года он обратился с заявлением о перерасчете платы за электроэнергию к начальнику Ижевского отделения ОАО «<данные изъяты>», к которому приложил копию поквартирной карточки. 18 июня 2011 года получил отказ в перерасчете. Данный отказ противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (п. 19). Согласно формуле расчета платы за электроэнергию, установленной названными Правилами при отсутствии зарегистрированных лиц размер платы за электроэнергию будет равен нулю. В ходе рассмотрения дела истец дополнил свои требования, просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию, исключив из неё сумму 3563 рубля 08 копеек (с даты последнего осмотра счетчика 1 апреля 2010 года). В судебном заседании в связи с перерасчетом ответчиком суммы задолженности истца по оплате электроэнергии, истец уточнил второе свое требование, просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за электроэнергию, исключив из неё сумму 2950 рублей 16 копеек (с даты последнего осмотра счетчика 1 апреля 2010 года). В обоснование своих требований истец сослался на основания, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика ФИО14 Н.А., действующая на основании доверенности от 13 декабря 2010 года сроком по 31 декабря 2011 года, исковые требования не признала, полагала, что основания для перерасчета платы за электроэнергию отсутствуют, поскольку при проверке счетчика истца было установлено, что он не исправен. В связи с чем расчет платы за электроэнергию ему был произведен на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 2007 года № 59. Суд вынес вышеуказанное решение. В кассационной жалобе истец ФИО15 А.В. просит решение суда отменить, указывая, что суд необоснованно определил его действия, как подпадающие под действие ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд сделал неверный вывод о том, что для разрешения дела не применимо Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307. Истец в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В соответствие со ст. 354 ГПК РФ дело Судебной коллегией рассмотрено в его отсутствие. Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, Судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает. Разрешая спор, суд исследовал и проанализировал все обстоятельства дела, и доказательства, представленные сторонами, дал им соответствующую правовую оценку и правомерно сделал вывод о необоснованности заявленных истцом требований. Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, истец ФИО16 А.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>. В данной квартире с 15 июля 2008 года никто по месту жительства не зарегистрирован. 1 июня 2011 года контролером МУП г. Ижевска «<данные изъяты>» ФИО17 А.В. составлен акт проверки подключения приборов электроэнергии, согласно которому при проверке работоспособности прибора учета (счетчика ЦЭ680, 2009 года выпуска, № №) электроэнергии объекта электроснабжения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ФИО18 А.В., установлено, что электросчетчик сломан, при включении электроприборов счетчик не реагирует, отсутствуют импульсы, счетный механизм не вращается, показания счетчика 01640. В этом же акте выдано предписание заменить счетчик до 15 июня 2011 года. 25 мая 2011 года ФИО19 А.В. получено уведомление ОАО «<данные изъяты>» от 12 мая 2011 года № № о наличии у него задолженности перед ОАО «<данные изъяты>» по оплате за потребленную электроэнергию в размере 3184 рублей 40 копеек. ФИО20 А.В. предложено в срок до 20 июня 2011 года оплатить данную задолженность, сообщено о возможности применения мер воздействия в случае не исполнения данного требования в виде прекращения подачи электроэнергии, взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами. 6 июня 2011 года ФИО21 А.В. обратился к начальнику Ижевского отделения ОАО «<данные изъяты>» с заявлением, в котором указал, что считает начисленную ему сумму задолженности по оплате электроэнергии необоснованной в связи с отсутствием зарегистрированных в квартире лиц, просил сделать перерасчет данной платы в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. 15 июня 2011 года в адрес ФИО22 А.В. ОАО «<данные изъяты>» направлен ответ № №, в котором со ссылкой на ст.ст. 153, 155 и 157 ЖК РФ указано на отсутствие оснований для перерасчета платы за потребленную электроэнергию. Данные обстоятельства объективно подтверждаются, кроме объяснений сторон, представленными ими письменными доказательствами, и сторонами не оспариваются. В ходе рассмотрения дела ответчиком произведен перерасчет задолженности истца по оплате за электроэнергию. Данная задолженность определена в размере 2950 рублей 16 копеек. Суд, установив данные обстоятельства и проверив представленный ответчиком расчет задолженности истца по оплате электроэнергии, согласился с расчетом данной задолженности истца. В связи с чем отказал истцу в удовлетворении его исковых требований. В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. На основании ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электроснабжение. В силу ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2010 года № 1242), в случае выявления неисправности или утраты расчетного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется на основании показаний контрольного прибора учета. В случае отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии осуществляется, если договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии) не установлено иное, на основании имеющихся статистических данных за аналогичный период предшествующего года, в котором определение объема потребления данным потребителем осуществлялось на основании приборов учета с учетом темпов изменения объема потребления электрической энергии по сравнению с указанным годом. Указанный способ расчета объема потребления электрической энергии используется при условии наличия статистики за период не менее одного года, если сетевая организация владеет или на основании договора с потребителем или гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) обслуживает расчетный прибор учета, а также в случае уведомления потребителем о выходе из эксплуатации или утрате принадлежащего ему и обслуживаемого им прибора учета в течение установленного договором срока для ремонта или замены прибора учета. В иных случаях расчет объема потребления электрической энергии осуществляется в соответствии с пунктами 145 - 147 настоящего документа. Согласно абз. 3 п. 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Нормативы потребления услуг по электроснабжению населением Удмуртской Республики при отсутствии приборов учета установлены постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 2007 года № 59. Нормативы потребления различаются в зависимости от того, является ли жилой дом многоквартирным или нет, оснащен дом газовыми или электрическими плитами, оборудован ли дом лифтами или нет, а также в зависимости от количества комнат в жилом помещении и количества проживающих человек в жилом помещении. Пунктами 19-28 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (в редакции от 21 июля 2008 года) «О порядке предоставления коммунальных услуг» определен порядок начисления платы за пользование коммунальными услугами. Из установленных названными Правилами формул определения платы за электроэнергию следует, что при отсутствии в квартире индивидуального прибора учета размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги и количества проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении лиц. Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19,21 и 22 настоящих Правил. Поскольку у ответчика отсутствует контрольный прибор, позволяющий проверить показания прибора учета истца, а также отсутствовала статистика объема потребления истцом электроэнергии за указанный в п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии период (расчеты производились на основании данных контрольных обходов и расчетным путем), ответчик обоснованно в соответствии с п. 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии объем потребления истцом электрической энергии определил с учетом нормативов потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 2007 года № 59 «Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению населением Удмуртской Республики при отсутствии приборов учета». Ответчиком расчет произведен исходя из норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению, установленного на 1 человека для двухкомнатной квартиры в многоквартирном доме (119 кВт. ч) без учета 7 кВт. ч, предусмотренных нормативом на освещение мест общего пользования. Что квартира находится в многоквартирном доме, следует из поквартирной карточки. То, что квартира является двухкомнатной, оборудована газовой (огневой) плитой, истцом не оспаривается. С учетом этого, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что норматив потребления коммунального услуги по электроснабжению квартиры истца применен правильно. Плата за электрическую энергию начислена в соответствии с требованиями п. 155 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии за весь период, истекший с даты предыдущей контрольной проверки технического состоянии точки поставки на розничном рынке (места присоединения энергопринимающего оборудования к электрическим сетям), уровня энергопотребления и состояния приборов учета потребителя. Как следует из акта проверки подключении приборов учета электроэнергии от 1 июня 2011 года, дата последней проверки прибора учета квартиры истца 22 января 2010 года. Именно с января 2010 года ответчиком произведено начисление платы за электрическую энергию, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги. Довод истца о том, что ответчик не вправе в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам производить начисление платы за электрическую энергию, судом первой инстанции обосновано отклонен, поскольку как следует из представленного истцом расчета платы за электроэнергию, а также показания прибора учета и из объяснений самого истца, последний, несмотря на отсутствие у него регистрации по месту жительства в данной квартире, с момента снятия его с регистрационного учета фактически пользовался данной квартирой и потреблял подаваемую в квартиру электрическую энергию. Однако, несмотря на это, ежемесячно потребленную электрическую энергию не оплачивал, сведения о потребленной электрической энергии ответчику не предоставлял. О том, что прибор учета электрической энергии его квартиры неисправен, истец ответчику не сообщил, своевременно мер к его замене не принял. С заявлением прекратить подачу электроэнергии в квартиру в связи с не проживанием в ней и неиспользованием электрической энергии истец к ответчику не обращался. С учетом этого суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что применение порядка расчетов, указанного истцом, исходя из количества лиц зарегистрированных в квартире лиц, приведет к нарушению прав и законных интересов ответчика, который свои обязательства в части предоставления коммунальных услуг по электроснабжению квартиры истца осуществлял надлежащим образом. А потому вывод суда о необходимости определения размера платы за электрическую энергию, исходя из норматива потребления данной коммунальной услуги, установленного на 1 человека, независимо от отсутствия регистрации истца по месту жительства в квартире, является правильным. Данный вывод суда основан на вышеприведенных положениях жилищного законодательства. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, как постановленное с правильным применением норм материального права, является законным, кассационная жалоба истца удовлетворению не подлежит. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила: решение Первомайского районного суда г. Ижевска от 9 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу истца ФИО23 А.В. оставить без удовлетворения. Председательствующий Л.Н. Коробейникова Судьи А.В. Гулящих Г.Ю. Мельникова