Судья Кожевникова Ю.А. Дело № 33а- 909
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Рябова Д.В.,
судей Пономаревой А.В., Долгополовой Ю.А.,
при секретаре Батуевой А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 29 марта 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе В.И.Ю. на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 17 января 2012 года, которым заявление В.И.Ю. об оспаривании решения должностного лица органа местного самоуправления оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пономаревой А.В., объяснения В.И.Ю., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя Администрации МО «Город Можга»-К.А.Г.(по доверенности), объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики(Минстрой УР)- С.Л.В.(по доверенности),ссылавшихся на необоснованность жалобы и просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.И.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главы Администрации муниципального образования «Город Ижевск» об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Требования мотивированы тем, что с 8 февраля 2010 года В.И.Ю. является пенсионером Федеральной службы исполнения наказаний. Уволен по болезни. Выслуга лет по состоянию на 8 февраля 2010 года составила в календарном исчислении более 21 года, в льготном-25.В период службы жильем обеспечен не был, в собственности жилых помещений не имел и не имеет. 27 августа 2003 года был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления по месту жительства. 29 сентября 2011 года обратился в Администрацию МО «Город Можга» о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы»Жилище» на 2011-2015 годы. Его заявление постановлением главы Администрации от 25 октября 2011 года оставлено без удовлетворения, с чем он не согласен.
В судебное заседание заявитель В.М.Ю. не явился, его представитель З.Р.В. требования поддержала.
Представитель Администрации муниципального образования «Город Можга» - К.А.Г. требования заявителя не признала.
Представитель заинтересованного лица -Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР -в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором указал, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, поскольку для получения сертификата от органа исполнительной власти субъекта РФ должно быть выполнено два условия: гражданин должен быть принят на учет и уволен с военной службы до 1 января 2005 года.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе В.И.Ю. просит решение суда отменить, по делу вынести новое решение об удовлетворении его требований. Ссылается на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что В.И.Ю. проходил службу в органах уголовно –исполнительной системы. Уволен со службы 8 февраля 2010 года по основанию п. «ж» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ(по болезни). Выслуга лет по состоянию на дату увольнения составила в календарном исчислении 21 год 4 мес., в льготном исчислении 25 лет. С 27 августа 2003 года В.И.Ю. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Администрацией МО «Город Можга».
26 сентября 2011 года В.И.Ю. обратился в Администрацию МО «Город Можга» с заявлением о включении в список уволенных военнослужащих для участия в подпрограмме федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Постановлением главы Администрации муниципального образования «Город Можга» от 25 октября 2011 года № В.И.Ю. отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В письме за подписью главы Администрации муниципального образования «Город Можга» от 25 октября 2011 года, направленном в адрес В.И.В., указано, что граждане, уволенные с военной службы после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями федеральным органом исполнительной власти. Ему рекомендовано обратиться по месту службы для решения жилищной проблемы.
Данные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.
Суд правомерно рассмотрел настоящее дело в порядке публичного производства.
Суд, разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что В.И.Ю. подано заявление в Администрацию МО «Город Можга» для участия в подпрограмме с целью предоставления ему за счет средств федерального бюджета государственного жилищного сертификата, выдача которого в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы( с изменениями и дополнениями) категории граждан, к которой относится заявитель, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба(служба). Данный вывод суд сделал на том основании, что заявление В. подано по форме, установленной приложением к вышеназванному постановлению. Исходя из этого суд сделал вывод, что Администрация МО «Город Можга» не наделена полномочиями по данному основанию включать заявителя в список участников подпрограммы. Между тем данные обстоятельства не могли быть предметом оценки суда первой инстанции, так как основанием для отказа во включении В.И.Ю. в список уволенных сотрудников для участия в федеральной целевой программе «Жилище» не являлись. Поэтому данные выводы подлежат исключению из мотивировочной части решения.
Другим основанием для отказа во включении В.И.Ю. в состав участников подпрограммы «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, по мнению суда, является то обстоятельство, что заявитель был принят на учет нуждающихся в 2003 году на общих основаниях, включен в единый список граждан, статус гражданина, уволенного с военной службы, приобрел 8 февраля 2010 года, поэтому отсутствуют основания для признания незаконным и отмены постановления Администрации муниципального образования «Город Можга». Фактически суд пришел к выводу: для того, чтобы гражданин имел право на получение мер социальной поддержки от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, необходимо соблюдение двух условий: он должен быть принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и уволен с военной службы(службы) до установленной законодательством даты-до 1 января 2005 года. Поскольку В.И.Ю. уволен 8 февраля 2010 года, он не может быть включен в список участников в федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Судебная коллегия находит данные выводы ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (введенного Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ и вступившего в действие с 1 января 2011 года), обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
-единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом положениями ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона « О статусе военнослужащих»(в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семьй, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:
1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
2)граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.3 Федерального закона № 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) (далее-граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом),жилыми помещениями:
предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
предоставление жилого помещения по договору социального найма;
предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставление им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Согласно разделу 2 подпрограммы гражданами-участниками подпрограммы являются: граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
граждане, уволенные с военной службы(службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения(в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного(построенного) за счет субвенций либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции(далее-единовременная денежная выплата).
Право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством:
военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы(службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
граждане, уволенные с военной службы(службы), и приравненные к ним лица, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на у чет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно разделу 5 подпрограммы обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы(службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Закона УР от 13 июля 2011 года № 41-РЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан в Удмуртской Республике органам местного самоуправления городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики передаются государственные полномочия Российской Федерации по обеспечению граждан, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона по предоставлению на территории УР жилого помещения в собственность бесплатно, жилого помещения на территории УР по договору социального найма, предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно пункту 2 вышеназванного Закона органы местного самоуправления осуществляют прием от граждан документов для включения их в список, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями, принимают решения о включении гражданина в список граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями, формируют списки граждан, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 3 ст.2 Закона УР № 41-Р3 органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, в том числе граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штабными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семьей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
Муниципальное образование «Город Можга» наделено отдельными государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 настоящего Закона на неопределенный срок(ст.4,5 Закона УР).
Проанализировав положения вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ главы Администрации МО «Город Можга» заявителю во включении в список уволенных военнослужащих для участия в подпрограмме Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы является незаконным.
По смыслу ст.2 Федерального закона № 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года пункт 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержащих условия о том, что граждане, подлежащие увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, не подлежит применению в отношении сотрудников уголовно-исполнительной системы. Пункт 2 ФЗ « О статусе военнослужащих» подлежит применению в отношении военнослужащих, на иные категории граждан, приравненные к ним в соответствии со ст.2 Федерального закона № 342- ФЗ от 8 декабря 2010 года, распространен быть не может, что следует из положений ФЗ № 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года.
В.И.Ю. соответствует критериям, установленным в п.2.1 Федерального закона « О статусе военнослужащих», а именно: уволен с военной службы по основанию п. «ж» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел(по болезни), при общей продолжительности военной службы более 10 лет и до 1 января 2005 года был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, то есть он имеет право на включение в список уволенных военнослужащих для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление нарушает права и свободы заявителя, не соответствует закону, и считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, по делу принять новое решение, которым требования В.И.Ю. удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление главы Администрации МО «Город Можга» от 25 октября 2011 года № об отказе во включении В.И.Ю.в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 17 января 2012 года отменить.
По делу принять новое решение, которым требования В.И.Ю. удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление главы Администрации МО «Город Можга» от 25 октября 2011 года № об отказе во включении В.И.Ю.в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050.
Апелляционную жалобу В.И.Ю. удовлетворить.
Председательствующий судья
Судьи