Судья Сентякова Н.А. Дело 33а-1069
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Гулящих А.В. и Петровой Л.С.,
при секретаре судебного заседания Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 11 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе О.В.К. на решение Индустриального районного суда города Ижевска от 17 января 2012 года, которым
в удовлетворении исковых требований О.В.К. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в г. Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о перерасчете пенсии за период с 01 мая 2010 года по 31 декабря 2011 года и взыскании недополученной пенсии отказано.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения О.В.К., поддержавшего доводы жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики по доверенности – Р.Э.М., возражавшей против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
О.В.К. обратился в Устиновский районный суд города Ижевска с иском к Отделу Пенсионного фонда России в Устиновском районе города Ижевска о восстановлении пенсионных прав.
Требования мотивировал тем, что 29 апреля 2010 года ему была назначена трудовая пенсия по возрасту. Полагает, что ответчиком расчет размера его пенсии произведен неправильно, поскольку при расчете стажевого коэффициента не принят во внимание период работы с 2002 года по 2010 год. В соответствии со ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01 января 2002 года при начислении размера трудовых пенсий применяются ограничения по стажу и заработной плате застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (отношение заработков) учитываются в размере не свыше 1,2. Стажевой коэффициент для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности такового стажа, но не более на 0,2. Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности. Указанной деятельностью истец занимался с 01 января 2002 года по 29 апреля 2010 года. В силу ст.2 указанного Федерального закона на размер трудовой пенсии влияет не стаж, который учитывается только до 01 января 2002 года, а размер страховых взносов, начисленных с 2002 года страхователями на лицевой счет застрахованного лица в Пенсионном фонде России. Формула начисления пенсии должна зависеть не от стажевого коэффициента, а от базовой, страховой пенсий, отношение заработков и периода работы в советское время, а именно: (БП + СП) х коэффициент отношения заработков + валоризация, что будет равняться 9670 рублей, в то время размер пенсии по стажевому коэффициенту ответчиком исчислен в размере 7200 рублей.
Просил суд производить начисление пенсии с учетом стажевого коэффициента, включив с 2002 по 2010 г.г. либо с учетом начисленных страховых взносов с 2002 года по 2010 г.г. по формуле (БП+СП) х 1,2 отношения заработков + валоризация за период работы в советское время.
Определением от 19 октября 2011 года Устиновский районный суд города Ижевска на основании ст.41 ч.1 ГПК РФ с согласия истца произвёл замену ненадлежащего ответчика - Отдел Пенсионного фонда России в Устиновском районе города Ижевска на надлежащего - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в городе Ижевске (межрайонное) Удмуртской Республики), гражданское дело направлено в Индустриальный районный суд города Ижевска для рассмотрения по подсудности.
В соответствии со ст.33 ч.4 ГПК РФ определением от 03 ноября 2011 года дело принято Индустриальным районным судом города Ижевска к своему рассмотрению.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству истец уточнил исковые требования и просил обязать ответчика: произвести перерасчет назначенной пенсии по формуле (БП + СП) х КЗ + валоризация, которая равна (3631 рубль + 4639 рублей) х 1,2 + 638 рублей = 10562 рублей; взыскать невыплаченную пенсию за период с 01 мая 2010 года по 01 января 2012 года в сумме 43548 рублей.
В судебном заседании истец О.В.К. изменённые исковые требования поддержал в полном объёме, в их обоснование сослался на доводы, указанные в иске. Дополнительно суду пояснил, что с размером страхового стажа на 01 января 2002 года, установленного ответчиком в виде 25 лет 04 месяца 24 дня, согласен. Считает необходимым при расчёте стажевого коэффициента включить период его работы с 2002 по 2011 годы, то есть дополнительно 9 лет. Сумму валоризации считает необходимым исключить из подсчета страховой части пенсии.
Представитель ответчика УПФР в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики по доверенности - Р.Е.А. иск не признала, в возражение против его удовлетворения пояснила, что О.В.К. с 29 апреля 2010 года является получателем пенсии по старости.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец О.В.К. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить. В жалобе приводит доводы о неправильном применении судом норм материального права и неверном исчислении в результате этого размера подлежащей ему к выплате пенсии.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии определяются Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с 01 января 2002 года (далее ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
В соответствии с Решением УПФР в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики от 06 июля 2010 года истцу с 29 апреля 2010 года назначена трудовая пенсия по старости в размере 8270 рублей 71 копеек.
При назначении пенсии учтены: страховой стаж истца, составляющий 33 года 2 месяца 29 дней, нахождение на иждивении одного нетрудоспособного члена семьи - дочери О.А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (студентка 3 курса очной формы бюджетной основы обучения ГОУ СПО «ИМК имени Героя Советского Союза Ф.А. Пушиной МЗ УР», срок обучения с 01 сентября 2008 года по 30 июня 2012 года), стаж валоризации НПК 15 лет 10 месяцев 11 дней, процент валоризации 25%, ожидаемый период выплаты при назначении пенсии 192 месяца, страховая часть пенсии без ФБР- 4639 рублей 50 копеек, в том числе, за счет валоризации НПК 638 рублей 41 копейка, фиксированный базовый размер - 3631 рубль 21 копейка.
Оценка пенсионных прав истца ответчиком произведена по состоянию на 01.01.2002 г., что соответствует порядку, урегулированному в ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Не соглашаясь с размером установленной ему пенсии, истец оспаривает порядок исчисления страховой части установленной ему трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер страховой части трудовой пенсии по старости на 1 января 2002 г. определялся по формуле:
СЧ = ПК / Т, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии;
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости, определяется по формуле, установленной ст.29.1 п.1 ФЗ «О трудовых пенсиях»
ПК = ПК + СВ + ПК, где
1 2
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица,
1
исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный
2 фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Оценка пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал осуществляется по формуле (п.1 ст. 30 Закона № 173-Ф3), где
ПК = (РП — 450,00 рублей) х Т
в котором РП — расчетный размер трудовой пенсии исчисляется по формуле
Т – ожидаемый период выплаты пенсии.
В соответствии с п. 2 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае, расчетный размер пенсии определен по п. 3 (что истцом не оспаривается) и исчислен по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП — расчетный размер трудовой пенсии;
СК — стажевый коэффициент, который у истца составляет 0,55 при общем стаже 25 лет 4 месяца 24 дня на 01.01.2002 года;
ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица. При этом отношение среднемесячного заработка истца к среднемесячной заработной плате в стране за этот же период — 2,288, позволило учесть для расчета его максимальную величину — не свыше 1,2 (с учетом ограничения установленного п. 3 ст. 30 Закона № 173-Ф3).
ЗП — среднемесячная заработная плата в РФ,
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Таким образом, законодателем чётко установлен порядок исчисления суммы пенсионного капитала, который в последующем предопределяет итоговый размер трудовой пенсии по старости.
Расчёт размера трудовой пенсии по старости О.В.К. к моменту возникновения у него права на её получение (на 29 апреля 2010 года), представленный ответчиком (л.д. № 86), составляющей в итоговой сумме 8270 рублей 71 копейку, является подробно изложенным, верно исчисленным и не противоречащим нормам ст.29.1 п.1, ст.30 п.3, ст.30.1, ст.14 ФЗ «О трудовых пенсиях».
В связи с указанным выше, требования истца об исчислении размера подлежащей к выплате пенсии по предложенной им формуле (БП + СП) х КЗ + % работы в советское время за год, где БП – базовая часть пенсии, единая, составляет 2963 рубля; СП – страховая пенсия; КЗ – коэффициент отношений заработков – 1,2; стаж работы в советское время за год – валоризация – в сумме 628 рублей ((3631 рубль + 4639 рублей) х 1,2 + 638 рублей = 10562 рубля), о взыскании компенсации в сумме 43548 рублей за неправильно начисленную пенсию за период с 01 мая 2010 года по 01 января 2012 года – не основаны на законе, являются результатом неверного им толкования пенсионного законодательства, исходя из чего суд первой инстанции сделал правомерный и обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Судебная коллегия соглашается со всеми выводами суда и не усматривает основания для их пересмотра.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в решении суда. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Ижевска от 17 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу О.В.К. – без удовлетворения.
Председательствующий: Анисимова В.И.
Судьи: Гулящих А.В.
Петрова Л.С.