Судья Шуравин А.А. Дело 33а-1107
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Гулящих А.В. и Полушкина А.В.,
при секретаре судебного заседания Шафигуллине И.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 16 апреля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя К.С.Д. по доверенности от 10 января 2012 года – Д.А.А. на решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 31 января 2012 года, которым
заявление К.С.Д. об отмене решения ФБУ «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике от 03 октября 2011 года № 1800/11-5667 и понуждении внести изменения местоположения объекта недвижимости - обособленного земельного участка с кадастровым номером № оставлено без удовлетворения.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., представителя заинтересованного лица Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике (до реорганизации Федерального государственного бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике) по доверенности Б.Ю.А., возражавшей против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
К.С.Д. обратился в суд заявлением об отмене решения Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике (далее – ФБУ «Кадастровая палата» по УР) от 03 октября 2011 года № 1800/11-5667 и возложении на ответчика обязанности внести изменения местоположения объекта недвижимости - обособленного земельного участка с кадастровым номером №
Заявление мотивировано тем, что 05 августа 2011 года Можгинское районное муниципальное унитарное землеустроительное предприятие по заявлению Администрации муниципального образования «Можгинский район» подготовило межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка с условным обозначением ЗУ1, площадью 2820 кв.м., из земель, находящихся в государственной собственности, расположенных в условном кадастровом квартале № 07 сентября 2011 года заявитель обратился в ФБУ «Кадастровая палата» по УР с заявлением об осуществлении учета изменений объекта недвижимости - обособленного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 19258200 кв.м., входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером №, площадью 65212000 кв.м., расположенного <адрес> в 3000 метрах от здания конторы по направлению на север от <адрес>, в связи с внесением изменений и уточнений отдельных частей границы данного участка, возникших в результате выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка с условным обозначением ЗУ1, в удовлетворении которого решением ответчика от 03 октября 2011 года за № 1800/11-50667 ему было отказано.
Со ссылкой на ч.1 ст.20 Федерального закона от 24 июля 2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») заявитель полагает, что имеет право обратиться в органы кадастрового учета для учета изменений сведений об объекте недвижимости на основании протокола общего собрания участников долевой собственности от 30 сентября 2008 года, в соответствии с которым ему предоставлены полномочия по обращению от их имени в органы кадастрового учета; по решению вопросов по согласованию границ выделенных и вновь выделяемых земельных участков; по подписанию актов согласования границ земельных участков.
Спорный земельный участок с кадастровым номером № входит в состав единого землепользования с кадастровым номером № который в 2007 году сформирован отдельным землеустроительным делом. На основании описания земельных участков от 30 мая 2007 года поставлен на кадастровый учет в соответствии с требованиями и нормативной точностью, установленной в тот период. Поскольку границы земельного участка с кадастровым номером № состоят из отдельных частей, то подлежат уточнению только отдельные части границы земельного участка с кадастровым номером №. Требования ФБУ «Кадастровая палат» по УР о необходимости уточнения границ земельного участка с кадастровым номером № в результате которых точность определения координат будет не ниже нормативной, незаконны, поскольку указанный земельный участок к 30 мая 2007 года сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Заявитель просит решении ФБУ «Кадастровая палата» по УР от 03 октября 2011 года № 1800/11-5667 об отказе в учете изменений объекта недвижимости просит отменить и возложить обязанность по внесению изменений местоположения земельного участка с кадастровым номером №
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося заявителя К.С.Д., предоставившего заявление о рассмотрении дела без его участия.
В судебном заседании представитель заявителя К.С.Д. по доверенности - Д.А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по УР по доверенности - Г.Ю.С. с доводами, указанными в заявлении, не согласилась.
Представитель заинтересованного лица Можгинского районного муниципального унитарного землеустроительного предприятия - Емельянов И.В. с заявленным требованием согласился, пояснил, что действия ФБУ «Кадастровая палата» по УР являются незаконными.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем заявителя К.С.Д. по доверенности – Д.А.А. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения. Жалоба мотивирована неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указано, что, поскольку земельный участок, в учёте изменений которого было отказано, имеет все уникальные характеристики в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», он является объектом недвижимости, и подлежит государственному кадастровому или государственному техническому учёту.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства заявитель обратился в ФБУ «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике ( реорганизованного в филиал федерального государственного бюджетного учреждения федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Удмуртской Республике) с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости являющегося обособленным земельным участком с кадастровым номером № входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером №
Решением Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике 03 октября 2011 в учете изменений объекта недвижимости отказано.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" решения органов кадастрового учета могут быть обжалованы в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).
В соответствии со статьями 254, 255, 258 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа государственной власти, если нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности и оспариваемое решение не соответствует закону.
Обособленный земельный участок с кадастровым номером № входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером № категории земель сельскохозяйственного назначения является объектом общей долевой собственности, в соответствии со списком правообладателей, приложенной к кадастровой выписке от 30.01.2012 г. (л.д.106).
Заявителю, представляющего интересы всех участников общей долевой собственности следовало доказать, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и свободы сособственников земельного участка, создает им препятствия к осуществлению прав и свобод либо незаконно возложена обязанность.
Такие доказательства суду не представлены.
Как усматривается из материалов дела, уточнение местоположения границ и площади земельного участка № вызвано формированием земельного участка – ЗУ1 площадью 2820 кв.м., образуемого из земель находящегося в государственной собственности в условном кадастровом квартале № Вновь формируемый земельный участок - ЗУ1 не является частью № либо единого земельного участка №, не выделяется из земель, являющихся объектом общей долевой собственности и не присоединяется к ним. Таким образом, вновь формируемый земельный участок – ЗУ1 является совершенно обособленным объектом и не затрагивает права и охраняемые интересы сособственников земельных участков № и единого земельного участка №. Границы формируемого земельного участка – ЗУ1 должны быть определены с учетом существующего местоположения границ земельного участка № и единого земельного участка №. Уточнение границ земельного участка № в целях формирования нового земельного участка под условным названием ЗУ1 свидетельствуют о действиях, совершаемых в интересах другого лица – Администрации МО и никак не связаны с защитой прав участников общей долевой собственности. Такой способ защиты в рамках главы 25 ГПК РФ является недопустимым. Кроме того, уточнение границ приведет к изменению уникальных характеристик земельного участка в отсутствие согласия участников общей долевой собственности на изменение условий и пределов использования принадлежащего им на праве общей долевой собственности земельного участка, что является нарушением требований ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), в соответствии с которым вопросы пользования, владения и распоряжения общей долевой собственностью на земли сельскохозяйственного назначения разрешаются на общем собрании.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"(далее ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться представители, уполномоченные от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять), на подачу такого заявления принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников.
Протокол общего собрания участников долевой собственности СПК от 30 сентября 2008 года подтверждает предоставление К.С.Д. иных полномочий, не связанных с подачей заявления об учете изменений в сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером №, входящим в состав единого землепользования №. Выводы суда в этой части судебная коллегия находит соответствующими обстоятельствам дела и п. 4 ст. 14 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также п. 5 ч. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо.
Выводы суда, касающиеся законности действий ФБУ «Кадастровая палата» по Удмуртской Республике по отказу во внесении изменений в сведениях в отношении земельного участка с кадастровым номером №, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером №, границы которого ориентировочные и подлежат уточнению вместе с частью единого объекта землепользования, являются правильными. Выводы суда, со ссылками на Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 г. № 660, ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, на Федеральный закон от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", на п. 1 ч. 2 ст. 27 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в этой части подробно изложены и мотивированы, судебная коллегия с ними соглашается в полном объеме и не усматривает основания для пересмотра. Земельный участок с кадастровым номером №, являясь частью единого земельного участка с кадастровым номером № должен следовать судьбе целого, а не наоборот.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого решения органа кадастрового учета и отсутствии нарушений прав заявителя, представляющего интересы участников общей долевой собственности и отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в решении суда. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Можгинского районного суда Удмуртской Республики от 31 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя К.С.Д. – Д.А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Анисимова В.И.
Судьи: Гулящих А.В.
Полушкин А.В.