Судья Сентякова Н.А. Дело 33а-943
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Гулящих А.В. и Петровой Л.С.,
при секретаре судебного заседания Рогалевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 11 апреля 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики на решение Индустриального районного суда города Ижевска от 27 января 2012 года, которым исковые требования И.Э.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворены и признано за И.Э.В. право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 01 сентября 2011 года на период учебы в ГОУ НПО «Профессиональное училище № <данные изъяты>»,
взысканы с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу И.Э.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 1000 рублей.
Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя ответчика по доверенности – Р.Э.М., поддержавшей доводы жалобы, объяснения истицы и её представителя по устному ходатайству – И.З.Х., возражавших против удовлетворения жалобы,
УСТАНОВИЛА:
И.Э.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в городе Ижевске (межрайонное) в Удмуртской Республике) о восстановлении пенсионных прав.
Исковые требования мотивировала тем, что решением № 521/01-15 от 20 октября 2011 года ответчик отказал ей в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со ст.9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку она обучается в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № <данные изъяты>» (далее по тексту – ГОУ НПО «ПУ № <данные изъяты>») профессии «швея» по программе профессиональной подготовки. Указывает, что учащиеся специальных коррекционных школ обучаются только по системе профподготовки в образовательных учреждениях начальной профессиональной подготовки. Поскольку она имеет право обучаться исключительно по системе профподготовки, как выпускник коррекционной школы вправе получать пенсию по потере кормильца. Считает, что такое право зависит не от вида образовательной программы, а от статуса образовательного учреждения, поскольку в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» программы дополнительного образования реализуются и учреждениями профессионального образования (помимо основных образовательных программ), а не только учреждениями дополнительного образования.
Просит восстановить право на получение с 01 сентября 2011 года на период учебы в ГОУ НПО «ПУ № <данные изъяты>» пенсии по случаю потери кормильца, взыскать с ответчика судебные расходы: по уплате госпошлины в размере 200 рублей и оплате юридических услуг – 1000 рублей.
В судебном заседании И.Э.В. на иске настаивала, в его обоснование сослалась на доводы, приведённые в исковом заявлении.
Представитель истицы И.З.Х. исковые требования поддержала, пояснила, что её дочь (истица) училась в коррекционной школе VIII вида, в связи с чем, обучение дочери в училище возможно только по программе профессиональной подготовки. Просила признать за дочерью право на получение пенсии по случаю потери кормильца с 01 сентября 2011 года до окончания училища.
Представитель ответчика С.Е.Г. исковые требования не признала, указала на законность вынесенного ответчиком решения, поддержала доводы, изложенные в решении УПФР в городе Ижевске (межрайонное) в Удмуртской Республике об отказе в назначении пенсии истцу.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как неосновательного и незаконного по причине неверного толкования и применения норм материального права и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований. Указано, что суд неверно истолковал понятие «обучающиеся» и отнёс обучающуюся по программе профессиональной подготовки истицу к лицу, получающему начальное профессиональное образование по основной общеобразовательной программе, что привело суд к неверному выводу о наличии у истицы права на получение пенсии по случаю потери кормильца. Кроме того, при наличии неоспоренного истицей решения УПФР в городе Ижевске (межрайонное) в Удмуртской Республике об отказе, признанное судом право истицы на получение пенсии является неисполнимым. Вывод суда о возложении обязанности по возмещению истице расходов по составлению искового заявления является неосновательным и недоказанным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, ознакомившись с возражениями на апелляционную жалобу, приходит к следующему.
Согласно представленным в деле документам (л.д.7, л.д.10, л.д.11) с 01 сентября 2011 года истица обучается в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональное училище № <данные изъяты> (ГОУ НПО «ПУ № <данные изъяты> профессии «Швея» по программе профессиональной подготовки, форма обучения очная, платно, срок обучения 10 месяцев (договор № 1 об оказании платных образовательных услуг от 01 сентября 2011 года и приказ № 42-К от 01 сентября 2011 года «О зачислении учащихся»).
В соответствии с Приложением № 1 к Лицензии на право ведения образовательной деятельности от 04 марта 2011 года регистрационный № 883, выданной Службой по надзору и контролю в сфере образования при Министерстве образования и науки Удмуртской Республики, бессрочно, ГОУ НПО «ПУ № <данные изъяты>» имеет право ведения образовательной деятельности по основным и дополнительным профессиональным программам: начального профессионального образования, дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки.
Как установлено судом, отец истицы И.Э.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения – И.В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, которыми в том числе признаются дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами.
Как следует из выписки из приказа № 42-К от 01 сентября 2011 года за подписью Директора ГОУ НПО «ПУ № <данные изъяты> З.В.Н. (л.д. 10), И.Э.В. зачислена в состав учащихся с 01 сентября 2011 года «По профессии 19601 «Швея» (швея) со сроком обучения 10 месяцев».
В соответствии со ст. 20 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 N 3266-1 "Об образовании» профессиональные образовательные программы (в том числе для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования.
Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и направлений подготовки (специальностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено федеральными законами.
При утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей), в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию или Общероссийском классификаторе специальностей высшей научной квалификации.
При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.
В соответствии со статьей 21 вышеназванного Закона профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
Таким образом, ГОУ НПО «ПУ № 23» имеет государственную аккредитацию, осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией, не относится к числу учреждений дополнительного образования, обучение истицы осуществляется по программе профессиональной подготовки, предусмотренной лицензией и допускаемой Законом РФ «Об образовании», что свидетельствует об отсутствии прямого запрета на назначение истице пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Наличие решения ответчика об отказе не свидетельствует о невозможности исполнения судебного решения, поскольку суд исковые требования удовлетворил в объеме заявленных требований и в рамках восстановления права на пенсию.
Судебные расходы судом взысканы в соответствии с требованиями ст.ст. 94 и 98 ГПК РФ. Оплата услуг по составлению искового заявления подтверждаются чеком об оказании юридических услуг и счетом № 9 от 14.11.2011 г. (л.д. 4-5), достоверность которых сомнения не вызывают.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Ижевска от 27 января 2012 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий: Анисимова В.И.
Судьи: Гулящих А.В.
Петрова Л.С.