определение об оспаривании бездействий органов гос.власти отменено передано в суд на стадию принятия



Судья Захарчук О.В. Дело № 33а-1502

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Булатовой О.Б.,

судей Шаровой Т.В., Бурова А.И.,

при секретаре Корепановой С.В.,

рассмотрела в судебном заседании 05 мая 2012 года в г.Ижевске Удмуртской Республики гражданское дело по частной жалобе МЮЕ на определение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 апреля 2012 года, которым

заявление МЮЕ об оспаривании бездействия отдела военного комиссариата <данные изъяты>, оставлено без движения;

предоставлен МЮЕ срок для переоформления заявления до 01 мая 2012 года, разъяснено, что в случае неустранения недостатков в установленный судом срок, заявление будет считаться неподанным и возвращено со всеми приложенными к нему документами,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Бурова А.И., Судебная коллегия,

установила:

МЮЕ обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Министерства обороны РФ в лице отдела военного комиссариата <данные изъяты>, препятствующего праву заявителя на получение статуса участника подразделения особого риска. Заявление мотивирует тем, что находился в воинской части , дислоцировавшейся в г.Курчатов (Молдары) Семипалатинской области Казахской ССР. В период службы участвовал в работах по сбору и захоронению радиоактивных веществ на площадке «Байкал 1» Опытного поля Семипалатинского полигона. Войсковая часть включена в перечень воинских частей, личный состав которых, с риском ионизирующего воздействия, привлекался к специальным мероприятиям в период с 1949 по 1989 г.г.

В марте 2012 г. обратился с заявлением к начальнику отдела военного комиссариата <данные изъяты> для рассмотрения вопроса об отнесении заявителя к гражданам из подразделений особого риска, для чего просил:

включить его в список, как подавшего заявление об отнесении к гражданам из подразделений особого риска;

передать заявление и прилагаемые документы в в/ч для внесения в обобщающие списки, а затем на согласование в в/ч ;

далее, направить материалы в Центральную комиссию МО РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска для рассмотрения по существу.

Письмом ВрИД начальника отдела военного комиссариата <данные изъяты> отказано в удовлетворении просьбы заявителя со ссылкой на письмо ФГУ «12 Центральный научно-исследовательский институт» МО РФ» от 21.06.2010 г.

Просит обязать Министерство обороны РФ в лице отдела военного комиссариата <данные изъяты> устранить допущенное нарушение установленного порядка путем включения МЮЕ в список лиц согласно приложению №6 к Порядку как бывшего военнослужащего, принимавшего непосредственное участие в проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ на Семипалатинском полигоне и передачи заявления от 02 марта 2012 года на рассмотрение Центральной комиссии Министерства обороны РФ по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.

Судьей постановлено указанное определение, об отмене которого в частной жалобе просит МЮЕ

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе, нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в абз.4 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Из заявления МЮЕ усматривается, что он не согласен с отказом отдела военного комиссариата <данные изъяты> в удовлетворении просьбы, изложенной в его заявлении, направленном в марте 2012 г. (однако, в заявлении точно не определено какое конкретно бездействие заявитель просит признать незаконным, поскольку в адресованном в отдел военного комиссариата заявлении указаны ряд действий, просьбу о совершении которых высказывает МЮЕ., а в резолютивной части заявления такое бездействие не названо).

Определение судьи об оставлении заявления без движения с рекомендацией МЮЕ оформить исковое заявление, основано на том, что усматривается спор о праве заявителя на льготы и преимущества, установленные для лиц, подвергшихся риску радиационного воздействия. Кроме того, в определении указано на отсутствие в заявлении сведений о наименовании (фамилии, имени и отчестве) истца.

Действительно, на основании ч.3 ст.247 ГПК РФ, в случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления соблюдением требований статей 131 и 132 ГПК РФ.

Между тем, коллегия не имеет возможности согласиться с позицией суда первой инстанции о наличии в данном случае спора о праве.

Так, в соответствии с пп. «б» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска" Министерство обороны Российской Федерации является органом, уполномоченным определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, указанным в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

Во исполнение предоставленных Правительством Российской Федерации полномочий, Министерство обороны Российской Федерации приказом от 09 июня 2008 г. № 321 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам из подразделений особого риска, а также членам семей, потерявшим кормильца из числа этих граждан.

В соответствии с п.13 указанного Порядка, на военные комиссариаты возложены полномочия по выявлению и учету граждан, пребывающих в запасе и принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска в период их военной службы; составлению списков лиц, подавших заявления об отнесении их к гражданам из подразделений особого риска с последующим направлением их в уполномоченные органы для рассмотрения и включения таких лиц в обобщающие списки.

На основании п.2, 22 органом, принимающим решение об оформлении и выдаче гражданам из подразделений особого риска и членам их семей, потерявшим кормильца, удостоверений, подтверждающих право на льготы и преимущества, установленные для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска, является Центральная комиссия Министерства обороны Российской Федерации по подтверждению непосредственного участия граждан в действиях подразделений особого риска.

Исходя из изложенного, на военные комиссариаты полномочия по определению прав гражданам из подразделений особого риска и членам их семей, потерявшим кормильца, удостоверений, подтверждающих право на льготы и преимущества, установленные для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска, не возложены, а возложены иные государственные полномочия – по выявлению и учету таких лиц.

Государственным органом, чьими действиями по мнению МЮЕ созданы препятствия к осуществлению им своих прав, в заявлении указано Министерство обороны РФ в лице военного комиссариата <данные изъяты>.

Требования о признании за ним права на льготы и преимущества, установленные для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска, МЮЕ не заявлены.

При таких условиях, вывод суда о наличии спора о праве сделан без законных к тому оснований.

Принимая во внимание избранный МЮЕ способ защиты права, заявление подлежит рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ.

Указание суда в определении на отсутствие сведений о наименовании заявителя не соответствует действительности, поскольку, несмотря на отсутствие таких сведений во вводной части заявления, полные данные о личности заявителя указаны в мотивировочной и резолютивной частях, что не воспрещено гражданским процессуальным законодательством.

Таким образом, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением заявления на стадию принятия (поскольку необходимо дать оценку соответствия заявления требованиям ст.131-132, 247 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 334 ГПК РФ, Судебная коллегия,

определила:

определение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 16 апреля 2012 года отменить, передав заявление МЮЕ в Воткинский районный суд УР на стадию принятия.

Председательствующий судья О.Б. Булатова

судьи Т.В. Шарова

А.И. Буров