Судья Ёлкина В.А. Дело 33-2011
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Коробейниковой Л.Н.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Ланшаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 27 июня 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Увинском районе Удмуртской Республики на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 24 апреля 2012 года, которым
исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005 года в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, обязании ответчика пересчитать и выплатить ежемесячную денежную выплату за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года включительно в соответствии с действующим законодательством удовлетворены.
Признано за Жуйковой Валентиной Ивановной право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с 01.01.2005 года.
Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Увинском районе УР обязано пересчитать и выплатить ФИО1 ежемесячную денежную выплату за период с 01.01.2005 года по 03.04.2007 года включительно исходя из размера, установленного для участников Великой Отечественной войны, с учетом ранее выплаченных сумм.
С ответчика взыскана госпошлина в доход МО «Увинский район» в размере 200 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., объяснения ФИО1 и её ФИО2 ФИО7, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Увинском районе Удмуртской Республики (далее – ФИО2) о признании незаконным отказа в установлении и выплате ежемесячной денежной выплаты в размере, установленной для участников Великой Отечественной войны (далее – ВОВ). Требования мотивированы тем, что в соответствии со ст.7 Закона СССР от 01.08.1989г. № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» (далее – Закон «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения») являлась получателем льгот как мать погибшего 25.05.1993г. при выполнении боевого задания, при исполнении обязанностей военной службы, ФИО8 С принятием Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ) «О ветеранах» (далее – ФЗ «О ветеранах») система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему мер социальной поддержки, в рамках которой натуральные льготы и гарантии заменила ежемесячная денежная выплата (далее – ЕДВ). Считая, что имеет право на получение ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ, с момента замены натуральных льгот на ЕДВ в соответствии с ФЗ «О ветеранах», 15.12.2011г. обратилась с заявлением в Управление о перерасчете с 01.01.2005г. и выплате ей суммы ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ. Письмом от 23.01.2012г. ответчик сообщил, что перерасчёт ЕДВ произведён ей с 04.04.2007г. (со ссылкой на Определение Конституционного Суда от указанной даты), размер ЕДВ в настоящее время составляет 2713 рублей. Истица указывает, что право на льготы возникло у неё с момента гибели сына, было ею реализовано: она получила удостоверение с правом на льготы и пользовалась льготным проездом на общественном транспорте, льготой по оплате коммунальных услуг. Поскольку выплаты, своевременно не полученные по вине органа, осуществляющего обеспечение, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, просила суд обязать ответчика произвести перерасчет и выплатить сумму ЕДВ по нормам, установленным на день вынесения решения суда, начиная с 01.01.2005г. по настоящее время.
В судебном заседании истица свои требования уточнила, просила признать за ней право на получение ежемесячной денежной выплаты с 01.01.2005г. в размере, установленном для участников ВОВ, обязать ответчика пересчитать и выплатить ей ЕДВ за период с 01.01.2005г. по 03.04.2007г. включительно в соответствии с действующим законодательством, исходя из размера ЕДВ, установленного для участников ВОВ, и с учетом ранее выплаченных сумм ЕДВ.
Представитель Управления ФИО10 иск не признала, полагая, что правовых оснований для его удовлетворения не имеется.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована доводами, аналогичными возражениям на иск, представленным в ходе судебного разбирательства дела (л.д.23).
Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, ознакомившись с возражениями на апелляционную жалобу, оснований отмены решения суда не усматривает.
Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены значимые обстоятельства дела.
Судом установлено, что ФИО1 является матерью ФИО8, проходившего военную службу по контракту, погибшего 25.05.1993г. при выполнении боевой задачи в Республике Таджикистан.
На родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите Отечества или при исполнении иных обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, до 01.01.2005г. в соответствии с предписаниями Закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения» (статья 7) были распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, тем самым был признан особый правовой статус родителей и вдов погибших военнослужащих и соответствующий этому статусу уровень социальной поддержки. В частности, согласно п.1 ст.21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
С принятием Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (вступившим в законную силу 01.01.2005г.) система мер социальной защиты ветеранов, включая участников Великой Отечественной войны, была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь лицам, ранее являющихся получателями натуральных льгот, размеры которой определяются в ст.23.1 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с пп.2 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» ежемесячная денежная выплата участникам Великой Отечественной войны установлена в размере 2316 рублей, а для родителей погибших военнослужащих размер ежемесячной денежной выплаты определён пп.4 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» и равен 927 рублей.
Суд первой инстанции, проверив доводы истицы о том, что ежемесячная денежная выплата подлежит назначению ей как лицу, приравненному в части пользования льготами к участникам ВОВ с 01.01.2005г., проанализировав законодательство, касающееся данных правоотношений, пришёл к обоснованному выводу о том, что отказ ответчика произвести с 01.01.2005г. перерасчет сумм единовременной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, является неправомерным, поскольку ЕДВ должна была быть назначена истице в соответствии с п.7 ч.1 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» как матери военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, в размере, установленном для участников ВОв.
С указанными выводами суда коллегия согласна.
Так, ст.7 Закона СССР № 313-1 от 01.08.1989г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Свою правовую позицию в отношении единовременных выплат отдельным категориям граждан в Российской Федерации высказал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении № 331-О-П от 04.04.2007г. «По жалобе гражданки У. на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором указал, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ не допускают установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с пп.2 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны.
Как установил суд, истица является получателем пенсии по случаю потери кормильца (пожизненно), что подтверждается выданными 13.08.1996г. Военным комиссариатом Удмуртской Республики удостоверением и справкой КИ- 22461, удостоверяющей удостоверено право истицы на получение жилищно-бытовых льгот.
Таким образом, доводы Управления Пенсионного фонда РФ об отсутствии оснований для перерасчёта ЕДВ истице с 01.01.2005г. являются еобоснованными, поскольку Определением Конституционного Суда Российской Федерации № 331-О-П от 04.04.2007г. подтверждено право вдов и родителей погибших военнослужащих на повышенный размер ежемесячной денежной выплаты, установленный для участников Великой Отечественной войны.
Суд обоснованно отклонил доводы жалобы ответчика о том, что ежемесячная денежная выплата истцу в размере, предусмотренном для участников ВОВ должна производится только с 04.04.2007г., т.е. в с момента вступления в силу определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №331-О-П, поскольку в данном определении Конституционный Суд РФ не устанавливал какие-либо льготы, а лишь изложил правовую позицию о неправильном применении законов РФ в указанной сфере. Само право на льготы в размере, установленном для участников ВОВ, возникло у истца не на основании вышеуказанного Определения Конституционного Суда РФ, а в соответствии с Законом СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного и социального обслуживания населения». А потому отсутствуют основания для вывода о том, что данное право может быть реализовано с момента вступлении в силу определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007г. №331-О-П.
Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в решении суда. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Увинского районного суд Удмуртской Республики от 24 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Увинском районе Удмуртской Республики – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: