Судья Исматова Л.Г. Дело № 33а№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л. и Рогозина А.А.,
при секретаре Шафигуллине И.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 21 мая 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе К.И.Н. на решение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 26 января 2012 года, которым
в удовлетворении иска К.И.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о взыскании убытков отказано.
Дополнительным решением Индустриального районного суда г.Ижевска от 03 апреля 2012 года с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики в пользу К.И.Н. взысканы судебные расходы:
- в возмещение затрат на оплату государственной пошлины 100 рублей,
- в возмещение затрат на оплату услуг представителя 1500 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения К.И.Н., ее представителей С.Н.С. и К.Н.Ф., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики по доверенности – Р.Э.М., представителей Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики, В.В.В. и С.М.С., полагавших жалобу необоснованной, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
К.И.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в городе Ижевске (межрайонному) Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав.
Исковые требования мотивировала тем, что решением № 228/01-15 от 05 мая 2011 года ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, ввиду исключения из подсчета стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Просила признать незаконным решение ответчика, обязать его досрочно назначить ей трудовую пенсию с момента возникновения права, взыскать с ответчика судебные расходы, убытки.
Определением от 13 сентября 2011 года исковые требования К.И.Н. о взыскании убытков выделены в отдельное производство.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 13 сентября 2011 года исковые требования о восстановлении пенсионных прав удовлетворены.
Требования о взыскании убытков истица обосновала тем, что имеет звание «Ветеран труда» (удостоверение № 454607 от 22 декабря 2010 года), которое предусматривает со дня назначения пенсии право на получение социальных гарантий, ежемесячно: денежной выплаты (далее - ЕДВ) в размере 310 рублей; получение проездного билета за 230 рублей; денежную компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 % (далее - ЕДК). В связи с отказом ответчика в назначении ей досрочной трудовой пенсии, по его винеистица была лишена возможности пользоваться указанными льготами, общая сумма которых, при своевременном назначении пенсии – с 18 апреля 2011 года, составила бы 3937 рублей.
В процессе судебного рассмотрения дела истица ранее заявленные исковые требования о взыскании убытков неоднократно изменяла, в окончательном варианте сформулировала просила взыскать с ответчика понесённые за период с 18 апреля 2011 года по 14 ноября 2011 года убытки в общей сумме 12397 рублей 14 копеек, в том числе: ЕДВ - 2128 рублей 58 копеек, ЕДК - 5678 рублей 56 копеек, денежные средства, потраченные на проезд в общественном транспорте, в размере 4590 рублей.
В судебном заседании истица К.И.Н. на иске настаивала, в его обоснование сослалась на доводы, приведённые в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики - Р.Э.М. исковые требования не признала и не усматривала основания для взыскания убытков.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики В.В.В. исковые требования не признала.
Управление социальной защиты населения в Первомайском районе города Ижевска правомерно и в соответствии с законодательством назначило и выплачивает К.И.Н. ежемесячную денежную компенсацию и ежемесячную денежную выплату с момента подачи ею письменного заявления и необходимых документов, а именно с 15 ноября 2011 года.
Согласно ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) на основании соответствующего заявления дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Управления социальной защиты населения в Первомайском районе города Ижевска.
Суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Жалоба мотивирована нарушением судом норм материального права. Решение, по мнению истицы, является незаконным, поскольку факт противоправного деяния ответчика в виде отказа в назначении досрочной трудовой пенсии доказан, при назначении решением суда пенсии с 18 апреля 2011 года, соответствующее удостоверение ей было выдано только 10 ноября 2011 года, а получателем мер социальной поддержки была признана лишь 15 ноября 2011 года. Размер причинённого ей ущерба за период с 18 апреля 2011 года по 14 ноября 2011 года также в суде был установлен, судом признано наличие убытков, возникших по вине ответчика из-за его непротивоправных деяний по вынесению решения об отказе в своевременном назначении пенсии. Также подтверждена и причинная связь между ущербом и действиями ответчика.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, ознакомившись с письменными возражениями ответчика, находит решение суда законным и обоснованным.
Решением Индустриального районного суда города Ижевска суда от 13 сентября 2011 года, вступившим в законную силу 26 сентября 2011 года, признано незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (Государственного учреждения) в городе Ижевске (межрайонного) Удмуртской Республики № 228/01- 15 от 05 мая 2011 года об отказе К.И.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, ответчик обязан назначить бессрочно истице досрочно трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 30 лет проработавшему в учреждениях здравоохранения, с момента возникновения права на такую пенсию.
Часть 2 ст.61 ГПК РФ предусматривает преюдициальное значение фактов, установленных вступившим в законную силу судебным постановлением по одному гражданскому делу для другого гражданского дела, если в рассматриваемом деле участвуют те же лица.
Указанным решением установлено, что право на досрочное назначение истице трудовой пенсии по старости возникло у неё со дня обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, то есть с 18 апреля 2011 года.
Пенсионное удостоверение выдано ответчиком истице 10 ноября 2011 года.
Как следует из содержания иска, из текстов уточнения исковых требований и объяснений истицы, требование о взыскании с ответчика денежной суммы 3937 рублей в качестве убытков истица обосновывает невозможностью подтверждения и последующей реализации принадлежащих ей, как ветерану труда, социальных льгот по причине отказа ей ответчиком в своевременном досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Истица является ветераном труда, что подтверждает выданное 22 декабря 2010 года Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики удостоверение за № 454607.
Статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.3 Закона Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года № 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» социальная поддержка ветеранов труда предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе, меру социальной поддержки по оплате жилых помещений, меру социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, а также получение ежемесячной денежной выплаты (п.1, п.2 и п.4 ч.1)
Порядок и условия предоставления ветеранам труда ежемесячной денежной выплаты в размере 310 рублей установлены Положением о порядке и условиях предоставления ветеранам труда, лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утверждённым Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 декабря 2004 года № 155.
Согласно п.10 указанного Положения ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема уполномоченным органом заявления со всеми необходимыми документами, в числе которых указано и пенсионное удостоверение (п.5 Положения). В случае, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, уполномоченный орган регистрирует заявление и разъясняет заявителю о необходимости представления недостающих документов. Если такие документы будут представлены в уполномоченный орган не позднее чем через три месяца со дня регистрации заявления, днём обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день регистрации заявления.
Таким образом, отсутствие среди документов, приобщённых к заявлению о назначении ежемесячной денежной выплаты, пенсионного удостоверения не является препятствием к обращению заявителя с заявлением в уполномоченный орган.
Поскольку истицей не доказан факт обращения в территориальный орган Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты в день возникновения, по мнению истицы, у неё права на эту выплату, то есть 18 апреля 2011 года, при отсутствии Решения уполномоченного органа об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, оформленного согласно приложению 4 названного выше Положения, оснований для вывода о нарушении ответчиком прав истицы на получение указанной выплаты не имеется.
С 01 января 2010 года ранее предоставляемые меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме в виде скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 03 июня 2009 года № 139 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, в денежной форме» установлены в денежной форме в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предоставление которой регулируется Порядком предоставления ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Удмуртской Республике, утверждённым Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 07 сентября 2009 года № 256.
В соответствии с п.7 и п.8 названного Порядка назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется территориальными органами Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики гражданину по одному жилому помещению, где он зарегистрирован в установленном порядке по месту жительства или по месту пребывания, со дня обращения и предоставления в уполномоченный орган необходимых документов, указанных в п.10 Порядка. В случае если гражданином представлены не все предусмотренные п.10 Порядка документы, лицо, осуществляющее приём документов, отказывает в их приеме, о чем в письменном виде сообщает гражданину в течение 3 дней со дня поступления документов с указанием причины отказа и предложениями по её устранению (п.10.1).
Учитывая, что в перечне необходимых документов, представляемых одновременно с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и способе её доставки, пенсионное удостоверение не значится, при отсутствии доказательств об обращении истицы в уполномоченный орган с названным заявлением в день возникновения, по её мнению, у неё права на указанную компенсацию, и отсутствии решения уполномоченного органа об отказе истице в предоставлении ежемесячной денежной компенсации, доводы истицы о нарушении ответчиком её прав на получение этой компенсации с 18 апреля 2011 года в отсутствие у неё пенсионного удостоверения являются необоснованными.
Представленные истицей: заявление (л.д.74), не имеющее сведений о его регистрации ответчиком и датированные после 18 апреля 2011 года сообщения Начальника Управления социальной защиты населения в Первомайском районе города Ижевска С.А.Р. от 05 октября 2011 года № 2374 (л.д.75) и от 27 декабря 2011 года № 3250 (л.д.76), сообщения Начальника указанного Управления О.А.Р. от 06 июля 2011 года № 1650 (л.д.85) не могут служить доказательствами в подтверждение доводов истицы о своевременном ею обращении к ответчику и с соответствующими заявлениями установленного образца о назначении причитающихся ей выплат, поскольку не несут в себе информацию об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела. Из сообщений ответчика не усматривается когда, с каким обращением, в какой форме и о чём (по какому поводу и с какой просьбой) имело место обращение истицы. Указанные письменные ответы не содержат отказы ответчика в назначении истице каких-либо мер социальной поддержки и, по сути, являются лишь разъяснением о порядке назначения части из них.
В связи с указанными обстоятельствами не подлежат удовлетворению и требования истицы о взыскании с ответчика денежных средств, потраченных ею на проезд в общественном транспорте за период с 18 апреля 2011 года по 14 ноября 2011 года, в размере 4590 рублей, поскольку не доказано создание препятствий в получении социального проездного билета, предусмотренного Постановлением Правительства УР от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике".
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, но некоторые выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В частности, судебная коллегия не соглашается с выводами суда об отсутствии вины сотрудников органа пенсионного фонда при отказе истцу в назначении досрочной трудовой пенсии и находит их противоречащими решению Индустриального районного суда г. Ижевска от 13 сентября 2011 года, которым признано незаконным решение органа пенсионного фонда об отказе истице в назначении досрочной трудовой пенсии и тем самым признано неправильное применение этим органом в лице его сотрудников пенсионного законодательства, которое привело к ограничению прав истицы, что могло бы явиться условием для взыскания убытков. Однако, отсутствие решения органа социальной защиты населения об отказе истице в назначении мер социальной поддержки, вследствие непредставления истицей пенсионного удостоверения, исключает суждения о наличии причинной связи между действиями ответчика и причиненными истцу убытками, как одного из условий для возникновения права на возмещение убытков. Бездействие либо отказ в принятии органом социальной защиты населения соответствующего заявления о назначении мер социальной поддержки истицей не оспорено. В связи с этим обстоятельством, пересматриваемые выводы суда первой инстанции в целом не повлияли на законность решения суда об отказе в удовлетворении иска и не влекут отмену судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда города Ижевска от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.И.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Анисимова В.И.
Судьи: Глухова И.Л.
Рогозин А.А.