Включение в досрочную трудовую пенсию по старости периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации является законным.



Судья: Трудолюбова Е.И.                                                 Дело № 33а-

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Анисимовой В.И.,

судей Гулящих А.В. и Рогозина А.А.,

при секретаре Ланшаковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 1 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного Фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики на решение Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2012 года, которым иск С.И.А. к Управлению пенсионного Фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР о восстановлении пенсионных прав удовлетворен.

Решение государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР от 13.03.2012 года № 04-72/23 об отказе в установлении пенсии, доплаты к пенсии С.И.А. признано незаконным в части.

Управление пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР обязано зачесть в льготном исчислении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком с 07 августа 1985 по 03 декабря 1985, с 04 декабря 1985 по 10 ноября 1986, с 05 января 1990 по 30 апреля 1990, с 01 мая 1990 по 08 сентября 1991 года и периоды работы с 06.08.1983 по 06.08.1985, с 11.11.1986 по 04.01.1990, с 09.09.1991 по 05.03.1992 года в качестве медсестры хирургического отделения (сельской местности) С.И.А. как 15 лет 02 дня.

Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Якшур-Бодьинском районе УР обязано зачесть С.И.А. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода с 14.11.2005 по 09.12.2005 года - курсы повышения квалификации, календарно.

Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Якшур-Бодьинском районе УР обязано назначить С.И.А. досрочную трудовую пенсию по старости по ст. 27 п.1 пп. 20 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 17Э-ФЗ от 17.12.2001 года в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения с момента подачи в Управление ПФ РФ в Якшур-Бодьинском районе УР заявления с 02.03.2012 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И.,

УСТАНОВИЛА:

С.И.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Якшур-Бодьинском районе (далее по тексту УПФР в Якшур-Бодинском районе УР) о восстановлении пенсионных прав. Требования мотивированы тем, что в ответ на ее обращение с заявлением от 2 марта 2012 года о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности решением от 13.03.2012г. отказано в назначении пенсии по мотиву недостаточности стажа. С этим решением истица не согласна, так как к моменту обращения за назначением пенсии она имела более 25 лет стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности

              Истица просит признать незаконным решение об отказе в установлении пенсии, обязать    включить в стаж работы периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, в отпусках по уходу за ребёнком до 1,5 лет в льготном исчислении, исчислить период работы в хирургическом отделении Якшур-Бодьинской ЦРБ в льготном исчислении по двум основаниям, как 1 год работы в сельской местности за 1 год 3 месяца и 1 год работы в отделениях (стационарах) хирургического профиля за 1 год 6 месяцев, обязать    назначить досрочно пенсию с момента обращения, со 2 марта 2012 года.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и просила дополнительно включить в стаж в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации, исключенные ответчиком из подсчета стажа.

В судебном заседании С.И.А. исковые требования поддержала частично.

В судебном заседании представитель ответчика Р.В.В. в судебном заседании требования не признал, подтвердил доводы, изложенные в возражении.

Суд постановил вышеуказанное решение.

          В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ввиду неправильного применения норм материального права. Ответчик не согласен с выводом суда о зачете в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периодов нахождения в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, и курсов повышения квалификации календарно. Полагает для льготного исчисления периодов работы истицы в качестве медсестры хирургического отделения как периоды работы в сельской местности нет правовых оснований.

          В возражениях на апелляционную жалобу истица указывает на законность и обоснованность решения суда. Просит оставить его без изменения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, ознакомившись с возражениями на апелляционную жалобу, оснований к отмене решения суда не усматривает.

Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены значимые обстоятельства дела и дана правовая оценка.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статья 27).

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 вышеназванного Федерального Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную работу по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

Спорные периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с 07.08.85г. по 03.12.85г. и с 05.01.90г. по 30.04.90г. ответчиком включены в календарном исчислении.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6, листок нетрудоспособности.

В соответствии с п. 5 Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Правила от 11.07.2002г. № 516)в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Таким образом, пенсионное законодательство признает спорный период подлежащим включению в стаж, как период временной нетрудоспособности.

Соглашаясь с выводами суда в этой части, судебная коллегия принимает во внимание, что отпуск по беременности и родам предоставлен в период работы медицинской сестрой хирургического отделения Як-Бодьинской районной больницы, подлежащей включению в сроки лечебной деятельности в льготном исчислении, как работа в отделении хирургического профиля.

Периоды отпусков по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 04.12.85г. по 10.11.86г., с 01.05.90 по 08.09.91, включенные ответчиком в стаж в календарном исчислении, суд совершенно обоснованно включил в сроки осуществления лечебной деятельности в льготном исчислении. Отпуск истице предоставлен также в период работы медицинской сестрой хирургического отделения, подлежащего включению в льготном исчислении. Отпуск по уходу за ребенком до 1, 5 лет истцу предоставлен в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22.01.1981 года № 235 «О мерах по усилению государственной помощи, семьям имеющим детей» и Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года № 156\10-30 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет», приравнивающими периоды отпуска по уходу за ребенком к периодам работы.

На курсы повышения квалификации с 14.11.2005 по 09.12.2005 года истец направлялся в период работы в должностях и учреждениях, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. До направления на курсы повышения квалификации и по возвращении из них истец работала полный рабочий день.

В соответствии с требованиями ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1, приказа Минздрава РФ от 09 августа 2001 года № 314 «О порядке получения квалификационных категорий», повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием соблюдения условий трудового договора и на основании ст. 187 ТК РФ эти периоды подлежат включению в стаж, поскольку за работником в указанный период сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством, в т.ч. страховые взносы.

Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности со ссылкой на п.4 Правил от 11.07.2002 г. № 516 и п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Правительством РФ от 29.10.2002 № 781 (далее Правила от 29.10.2002 г. № 781), отсутствуют.

    Является необоснованным довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в сроки осуществления лечебной деятельности периода работы с 06.08.83г. по 06.08.85г. в хирургическом отделении Якшур-Бодьинской ЦРБ в льготном исчислении по двум основаниям, как за работу в сельской местности и в отделениях (стационарах) хирургического профиля. Судебная коллегия соглашается с выводами суда в полном объеме и находит их основанными на правильном толковании и применении, п. 2. Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшего в спорный период работы (далее по тексту Постановление от 06.09.1991г. № 464). Суд обоснованно принял во внимание, что постановление от 06.09.1991 г. N 464 не исключает возможность одновременного применения обоих льгот, а действующее в момент рассмотрения спора законодательство, а именно, абз. 4 п. 5 Правил от 29 октября 2002 года N 781 допускает возможность льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям применительно к смешанному стажу. Однако, возможность льготного исчисления стажа работы, осуществляемой только в сельской местности подтверждается п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики - без удовлетворения.

Председательствующий:                    Анисимова В.И.

Судьи:                                                                        Гулящих А.В.

                                    Рогозин А.А.