Отказ в удовлетворении иска к УПФ РФ в УР произвести перерасчет ежемесячной денежной выплаты в размере установленном для участников ВОВ является законным



Судья: Ёлкина В.А.                                      Дело № 33а-

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Анисимовой В.И.,

судей Гулящих А.В. и Рогозина А.А.,

при секретаре Корепановой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 6 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя М.А.Н., В.Т.В., С.Е.А., М.Н.Н. - М.Л.А. на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований М.А.Н., В.Т.В., С.Е.А. и М.Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Увинском районе УР о признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Увинском районе УР от 23.01.2012 года в установлении перерасчета ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет суммы ежемесячной денежной выплаты и выплатить ее по нормам, установленным на день вынесения решения суда, за весь срок с 01.01.2005 года по настоящее время - отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя истцов по доверенности М.Л.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

М.А.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Увинском районе Удмуртской Республики (далее по тексту УПФР в Увинском районе УР) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту ЕДВ) в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет суммы ЕДВ и выплатить ее по нормам, установленным для участников Великой Отечественной войны на день вынесения решения суда, за весь срок с 01.01.2005 года по настоящее время.

В производстве Увинского районного суда имелись гражданские дела по аналогичным искам В.Т.В., С.Е.А., М.Н.Н. к УПФР в Увинском районе УР, которые определением суда от 13 марта 2012 года объединены в одно производство с гражданским делом по иску М.А.Н.

Истцы являются родителями военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, и в соответствии с нормами Федерального закона "О ветеранах" имеют статус членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий. Дети указанных граждан погибли после 16 января 1995 года - даты вступления в силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах.

Истцы полагают, что их право на пользование льготами, предусмотренными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, возникло с момента гибели сыновей и ими реализовано, путем получения удостоверения с правом на льготы по проезду на общественном транспорте и по оплате коммунальных услуг.

В обоснование своих требований истцы ссылаются на положения ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года № 313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» и на Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 331-0-П от 04 апреля 2004 года.

Истцы просили признать незаконным отказ ответчика на в перерасчете ЕДВ в размере, установленном для участника Великой Отечественной войны, о признании их права на ЕДВ в размере, установленном для названных лиц, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет суммы ЕДВ и выплате ее по нормам, установленным на день вынесения решения суда, за весь срок с 01.01.2005 года по настоящее время.

В судебном заседании М.А.Н., В.Т.В., С.Е.А., М.Н.Н. и представитель истцов М. JI.A., исковые требования поддержали в полном объеме, привели те же доводы, что и в исковых заявлениях.

Представитель ответчика УПФР в Увинском районе УР Л.М.А. исковые требования не признала, поддержала письменные возражения, просила в иске отказать.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель истцов просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска ввиду неправильного толкования и применения судом норм материального права. Считает ошибочным вывод суда о том, что право на получение льгот у истцов и его реализация возникло на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее по тексту ФЗ «О ветеранах»). Также считает неверным вывод суда о том, что на истцов не распространяется действие статьи 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения».

Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, оснований к отмене решения суда не усматривает.

Решение является законным и обоснованным. Судом правильно истолкованы и применены нормы материального права и установлены значимые обстоятельства дела.

Из материалов дела следует, что М.А.Н. и М.Н.Н. являются родителями военнослужащего М.С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который был призван на военную службу Военным комиссариатом Увинского района 01.12.1998 года, проходил военную службу в качестве наводчика-оператора мотострелковой роты войсковой части №92558, погиб 17.08.1999 года при исполнении обязанностей военной службы в Республике Дагестан, что подтверждается свидетельством о рождении М.С.А., справкой Военного комиссариата Увинского района, выпиской из приказа командира войсковой части от 23.08.1999 года, свидетельством о смерти М.С.А.

17.11.1999 года М.А.Н. и М.Н.Н. Военным комиссариатом Увинского района выданы удостоверения, предоставляющие им право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих.

В.Т.В. является матерью военнослужащего В.А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который был призван на военную службу 11.01.1995 года Увинским РВК, проходил службу в войсковой части №3723 гранотометчиком 5 мотострелковой роты, погиб 23.03.1996 года при исполнении обязанностей военной службы в Республике Чечня, что подтверждается свидетельством о рождении В.А.Л., извещением от 26.03.1996 года, свидетельством о смерти В.А.Л.

В.Т.В. Управлением социальной защиты населения в Увинском районе выдано 20.12.2004 года удостоверение, предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

С.Е.А..А. является матерью военнослужащего С.К.В., 25.06.1983 года рождения, который проходил службу в качестве командира отделения роты специального назначения войсковой части 3761 внутренних войск МВД России, погиб 14.05.2003 года при выполнении служебно-боевых задач в населенном пункте Горный Аллерой Чеченской Республики, что подтверждается свидетельством о рождении С.К.В., копией телеграммы, выпиской из приказа командира войсковой части от 14.05.2003 года, свидетельством о смерти С.К.В.

С.Е.А. Управлением социальной защиты населения в Увинском районе выдано 20.12.2004 года удостоверение, предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Истцам на основании удостоверений в соответствии с п.1 и 2 ст.21, п.п.4 п.4 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» выплачивается ежемесячная денежная выплата по категории «члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы», размер которой с 01.01.2005 года составлял для каждого из истцов 150 руб. (без набора социальных услуг), а по состоянию на 01.01.2012 года- 1085,98 руб.

Истцы обратились в УПФР в Увинском районе УР с заявлениями о перерасчете размера ЕДВ и выплате ее в размере, установленном для участников ВОВ, однако 23.01.2012 года Управление в своих письменных ответах заявителям в удовлетворении их требований отказало ввиду отсутствия оснований для перерасчета ЕДВ.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска руководствовался ст. 7 Закона СССР от 01 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространены льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», с момента принятия которого перестал применяться вышеназванный Закон СССР, определены меры социальной защиты отдельно для участников Великой Отечественной войны (статья 15) и отдельно меры социальной защиты для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которые предоставляются нетрудоспособным членам семей указанных лиц, состоявшим на их иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, и эти меры распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении военной службы (статья 21).

Пункт 3 статьи 11 названного закона (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 года) предусматривал, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР, не могут быть отменены без равноценной замены.

Названная выше норма Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была отменена, а система мер социальной защиты ветеранов, включая участников ВОВ, преобразована в систему социальной поддержки. Основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам.

Указанным выше Федеральным законом размер ЕДВ для участников Великой Отечественной войны и для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий установлен различный, и по состоянию на 01.01.2005 года составлял 1050 и 150 рублей соответственно.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005г. N 502-О от 04.04.2006г. 89-0, от 04.04.2007г. № 331-О-П, от 13.10.2009 N 1125-О-О предоставление прав и льгот, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов, определение иного уровня мер социальной защиты для ветеранов Великой Отечественной войны, отличной от иных категорий граждан, установленной Федеральным законом "О ветеранах", является прерогативой законодателя.

При этом, в вышеперечисленных судебных актах указывается, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, отличной от размера выплаты участникам войны, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.

    Таким образом, поскольку право на льготы у истцов возникло после вступления в силу в силу Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", является ошибочным их довод о возникновении прав на основании Закона СССР от 01 августа 1989 года №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», действие которого фактически было уже прекращено. В связи с этим обстоятельством, отсутствуют правовые основания для вывода о том, что до 1.01.2005г. (с момента вступления в силу ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ, которым отменен п. 3 ст. 11 ФЗ «О ветеранах») истцы пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников Великой Отечественной войны.

В связи с изложенным, судебная коллегия доводы апелляционной жалобы находит основанными на неправильном толковании позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 331-0-П от 04 апреля 2004 года.

Все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, всем им дана надлежащая оценка в решении суда. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 16 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М.А.Н., В.Т.В., С.Е.А., М.Н.Н. - М. JI.A. - без удовлетворения.

Председательствующий:                                     В.И. Анисимова

Судьи:                               А.В. Гулящих

                                          А.А. Рогозин