Суд обоснованно отказал в назначении пенсии по инвалидности, ввиду того, что в справке отсутствовали сведения о степени ограничения трудововй деятельсности истицы.



Судья: Прохорова Т.В.                                                      Дело № 33а-2331/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Анисимовой В.И.,

судей Соловьева В.А., Рогозина А.А.,

при секретаре Шибановой С.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 25 июля 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Д.В.В. Д.В.М. на решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 1 июня 2012 года, которым в удовлетворении исковых требованиях Д.В.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Малопургинском районе УР о признании незаконным и отмене решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Малопургинском районе УР от 20.01.2009г. за № 9, признании права на назначение пенсии со дня обращения - отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителя истца по доверенности В.В.Д. В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В.В.Д. В.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Малопургинском районе Удмуртской Республики (далее по тексту УПФ в Малопургинском районе УР) с требованиями о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии по инвалидности, признании права на назначение пенсии со дня обращения за ней. Требования мотивирует тем, что в 2005 году прошла освидетельствование в республике Армения, по результатам которой ей была назначена пенсия по инвалидности третьей группы. С момента приобретения в 2007 году гражданства, постоянно проживает на территории Российской Федерации. Заявление о назначении пенсии по инвалидности ответчиком оставлено без удовлетворения по тому основанию, что российским учреждением медико-социальной экспертизы истцу не установлена группа инвалидности. Полагая, что результаты освидетельствования, проведенные в Республике Армения об установлении инвалидности бессрочно, имеют силу на территории России, истец просит признать незаконным решение об отказе в назначении пенсии по инвалидности и признать право на пенсию.

В судебном заседании представитель истца В.В.Д. В.М. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика К.Н.И. исковые требования не признала.

Суд    постановил вышеуказанное решение.

          В апелляционной жалобе представитель истца В.В.Д. В.М. просит решение отменить, ввиду неправильного применения судом ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ссылаясь на те же доводы, изложенные в исковом заявлении.

          В возражениях на апелляционную жалобу УПФ в Малопургинском районе УР просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что по делу не имеется оснований для признания незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, признании права на назначение пенсии со дня обращения за ней.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, ознакомившись с возражениями на апелляционную жалобу, оснований отмены решения суда не усматривает.

Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены значимые обстоятельства дела.

Судом по делу установлено, что истица освидетельствована в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы Республики Армения и ей установлена инвалидность третьей группы бессрочно.

Согласно письму Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Удмуртской Республике» от 31.12.2008г. истица прошла 20.09.2007г. освидетельствование в филиале № 17 ФГУ «ГБ МСЭ по УР» 20.09.2007г. Инвалидом не признана.

Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в Малопургинском районе УР от 20.01.2009г. истице отказано в назначении пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты.

Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ (ГУ) по УР от 12.05.2011г. Д.В.М. отказано в пересмотре решения об отказе в назначении пенсии его дочери, в связи с отсутствием в справке, выданной Государственной службой медико-социальной экспертизы Республики Армения, сведений о степени ограничения к трудовой деятельности и рекомендовано пройти освидетельствование в органах медико-социальной экспертизы Российской Федерации. Так же разъяснено, что с вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009г. № 213-ФЗ главным критерием при установлении пенсии по инвалидности является группа инвалидности.

    Согласно статье 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту Соглашение), подписанного Республикой Армения, пенсионное обеспечение граждан участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, руководствовался ст.8 Федерального закона от 17.12.2001 №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), согласно которой трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям. Порядок признания органами Государственной медико-социальной экспертизы гражданина инвалидом, порядок установления периода инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту ФЗ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ») инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указанием Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения назначение пенсий по инвалидности производится в порядке, предусмотренном п.1 письма Минсоцзащиты России от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, в том числе из Республики Армения, производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Суд первой инстанции, исходя из анализа и толкования норм Федеральных законов №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ» пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения пенсии по инвалидности в момент первоначального обращения истицы с заявлением, ввиду разного правого регулирования порядка и условий признания инвалидами в Российской Федерации и Республика Армения, отсутствия сведений о наличии ограничений способности к трудовой деятельности III, II или I степени в справке об инвалидности Республики Армения и отказа в признании инвалидом по результатам медико-социальной экспертизы, проведенной уполномоченным учреждением в Российской Федерации в 2007 году.

        Судебная коллегия соглашается в полном объеме с выводами суда и находит доводы апелляционной жалобы о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании права на назначение пенсии со дня обращения основанными на неправильном толковании Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения".

В настоящее время, в связи с внесением Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", вступившими в силу с 1 января 2010г. изменений в ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на социальную пенсию предоставлено постоянно проживающим в Российской Федерации инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства. Таким образом, социальная пенсия по инвалидности в настоящее время назначается без учета степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группам инвалидности.

Довод о неправильном применении судом к спорным правоотношениям ст. 8 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» нельзя признать обоснованным, поскольку редакция ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", до изменений, вступивших в силу 01.01.2010г., право на социальную пенсию предоставляла инвалидам, постоянно проживающим в Российской Федерации, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалидам с детства.

Таким образом, как ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так и ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» критерием возможного назначения пенсии по инвалидности определяли наличие ограничения способности к трудовой деятельности, отсутствовавшее в справке об инвалидности истицы, выданной уполномоченным органом Республики Армения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Малопургинского районного суда Удмуртской Республики от 1 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя В.В.Д. В.В. В.В.Д. В.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:    п\п

Судьи:                                       п\п