Судья Насибуллина Н.Л. Дело №33-<данные изъяты>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Булатовой О.Б.,
судей Петровой Л.С., Питиримовой Г.Ф.,
при секретаре Шафигуллине И.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 16 июля 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное управление) в <данные изъяты> районе Удмуртской Республики на решение Кизнерского районного суда Удмуртской Республики от 03 мая 2012 года, которым:
исковые требования Сафина <данные изъяты> к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное управление) в <данные изъяты> районе УР о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, удовлетворены.
На Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <данные изъяты> районе УР возложена обязанность включить Сафину <данные изъяты> в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости: периоды с 01 апреля 2003 года по 30 апреля 2003 года; с 09 марта 2005 года по 17 апреля 2005 года; с 27 апреля 2005 года по 30 апреля 2005 года; с 26 января 2009 года по 07 мая 2009 года; с 07 декабря 2009 года по 11 декабря 2009 года – нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы в должности врача-терапевта терапевтического отделения больницы исправительных учреждений <данные изъяты> Кировской области с 25 июля 1996 года по 15 августа 2001 года.
Этим же решением суд обязал Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <данные изъяты> районе УР назначить досрочную трудовую пенсию по старости Сафину <данные изъяты>, с 15 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Питиримовой Г.Ф., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное управление) в <данные изъяты> районе Удмуртской Республики <данные изъяты>., действующей на основании доверенности № <данные изъяты> г., поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сафин <данные изъяты>далее по тексту – истец) обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное управление) в <данные изъяты> районе Удмуртской Республики (далее по тексту – Управление) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии неправомерным, включении в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости периодов военной службы, нахождения на курсах повышения квалификации.
В обоснование иска указал, что 15 декабря 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». К моменту обращения в пенсионные органы он имел льготный стаж более 30 лет. Решением Управления № 3975 от 30 декабря 2011 года ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. При этом Управление не засчитало в стаж для назначения пенсии по выслуге лет периоды работы в должности врача-терапевта терапевтического отделения больницы <данные изъяты> Кировской области с 25 июля 1996 года по 15 августа 2001 года и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 апреля 2003 года по 30 апреля 2003 года, с 09 марта 2005 года по 17 апреля 2005 года, с 27 апреля 2005 года по 30 апреля 2005 года, с 26 января 2009 года по 07 мая 2009 года, с 07 декабря 2009 года по 11 декабря 2009 года. Истец полагал, что ответчик неправомерно не включил в специальный стаж указанные периоды, в связи с чем просил признать действия Управления незаконными и возложить на Управление обязанность зачесть в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности спорные периоды и назначить досрочную пенсию с момента обращения в Управление, т.е. с 15 декабря 2011 года.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель Управления с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что работа в учреждении исправительной системы не засчитывается в льготный стаж лицам, осуществляющим лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное управление) в <данные изъяты> районе Удмуртской Республики, указывая на нарушение судом норм материального права, просит решение суда в части включения в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы Сафина <данные изъяты> в должности врача-терапевта терапевтического отделения больницы <данные изъяты> Кировской области с 25 июля 1996 года по 15 августа 2001 года и назначении досрочной трудовой пенсии с 15 декабря 2011 года отменить и в этой части принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Сафина <данные изъяты>., настаивая на том, что постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 не предусмотрен зачет в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы по специальности. В силу Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 и Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 возможность зачета периода прохождения военной службы по специальности предусмотрена лишь до 01.11.1999 г.
Ссылаясь на определения Конституционного Суда РФ от 10 марта 2005 года № 14-О и от 04 июня 2006 года № 90-О ответчик считает, что в период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службе не уплачивались страховые взносы, поэтому такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования,пенсионное обеспечение военных граждан отличается от пенсионного обеспечения обычных граждан, что привело суд к неверному выводу о наличии у истца права на получение досрочной трудовой пенсии.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ссылается на несогласие с содержащимися в ней доводами.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ – суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Включение периода на курсах повышения квалификации ответчиком не оспаривается, в связи с чем, судебная коллегия не входит в обсуждение законности решения суда в этой части.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа (не менее пяти лет) (статья 7) и предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
Согласно подпункту 20 части 1 статьи 27 вышеназванного закона трудовая пенсия назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из трудовой книжки Сафина <данные изъяты> усматривается, что 25 июля 1996 г. Сафин <данные изъяты> принят на должность врача-терапевта в учреждении <данные изъяты> 13 августа 1996 г. переведен на должность врача-терапевта терапевтического отделения, в период с 29 августа 1996 года по 15 августа 2001 года он проходил службу в <данные изъяты> по Кировской области.
Как следует из справки, выданной Управлением по Кировской области <данные изъяты> по Кировской области от 27 июня 2011 года № 44/ТО/1-С-118, Сафин <данные изъяты> работал в учреждении ОР-216/12 <данные изъяты> Кировской области :в период с 25 июля 1996 года принят на должность 0,75 ставки врача-терапевта до укомплектования штатов, с 13.08.1996 г. принят на должность врача терапевта терапевтического отделения до укомплектования штатов. Период службы в учреждении ОР-216/12 : с 29.08.1996 г. стажер по должности врача –терапевта терапевтического отделения областной соматической больницы <данные изъяты> на правах лечебного учреждения для содержания и амбулаторного лечения, осужденных больных активной формой туберкулеза <данные изъяты> <данные изъяты> Кировской области; с 14.02.1997 г врач- терапевт терапевтического отделения областной соматической больницы <данные изъяты> на правах лечебного учреждения для содержания и амбулаторного лечения, осужденных больных активной формой туберкулеза <данные изъяты>; с 15.05.1997 г. врач-терапевт терапевтического отделения больницы лечебно-исправительного учреждения (<данные изъяты> для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных активной формой туберкулеза, включая больницу <данные изъяты> области; с 01.07.2000 г. врач-терапевт больницы на 250 коек терапевтического отделения на 60 коек лечебного исправительного учреждения <данные изъяты> по Кировской области; с 15.08.2001 г. уволен из уголовно-исполнительной системы по собственному желанию, с должности врача-терапевта больницы на 250 коек терапевтического отделения на 60 коек лечебного исправительного учреждения <данные изъяты> по Кировской области в звании капитана внутренней службы.
15 декабря 2011 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда в <данные изъяты> районе с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как медицинскому работнику, отработавшему в учреждениях здравоохранения более 30 лет.
Решением Управления № 3975 от 30 декабря 2011 года истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, независимо от их возраста, ввиду отсутствия требуемого стажа работы, который на день обращения истца составил более 24 лет.
Всего в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ответчик засчитал 24 года 11 месяцев 21 день.
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ответчик не включил периоды работы в системе исполнения наказаний по Кировской области и нахождения на курсах повышения квалификации.
Удовлетворяя требования истца, суд пришел к выводу о том, что Сафин <данные изъяты> работал в должности врача- терапевта в терапевтическом отделении областной больницы <данные изъяты> по Кировской области, которые относятся к лечебно- профилактическим государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения и согласно Списка № 464 от 1991 г. и № 1066 от 1999 относятся к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на выслугу лет.
Вместе с тем, при принятии решения, суд упустил из виду, что в период с 29 августа 1996 года по 15 августа 2001 года истец проходил службу в правоохранительных органах.
В соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и стажа работы на соответствующих видах работ, за период до вступления Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть до 01.01.2001 г. могут применяться ранее действовавшие правила и нормы в соответствии с которыми, исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж.
В силу п.2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 ст.27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков в выслуге для назначения пенсий в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 г. - в соответствии со Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья от 22 сентября 1999 г.
В соответствии с действовавшим в спорный период Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях(организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений(организаций).
Абзац 3 ч. 2 данного Постановления предусматривает, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
За периоды, выработанные до 1 ноября 1999 г., законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Период прохождения военной службы после 1 ноября 1999 г. не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 отсутствует норма, в которой закреплено право на включение службы в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органах в специальный стаж работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, также не предусмотрен зачет в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы по специальности.
Поскольку военная служба является особым видом государственной службы, правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного суда РФ от 17 октября 2006 года № 380-О).
Этих требований закона суд не учел, а потому решение суда в указанной части подлежит отмене в части возложения обязанности на Управление включения в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в должности врача -терапевта терапевтического отделения больницы Лечебно-исправительного учреждения (<данные изъяты>) для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных активной формой туберкулеза, включая больницу <данные изъяты> области с 1 ноября 1999 года по 30 июня 2000 года; врача-терапевта, больницы на 250 коек терапевтического отделения на 60 коек лечебного исправительного учреждения <данные изъяты> Кировской области с 1 июля 2000 года по 15 августа 2001 года.
Кроме того, в отсутствие доказательств подтверждающих в период с 25 июля 1996 года по 28 августа 1996 года работы в лечебно-профилактическом учреждении (больнице, поликлинике, стационаре и т.д.), коллегия полагает, что оснований для включения указанного периода в специальный стаж у суда первой инстанции также не имелось. Представленная архивная справка за № 44/ТО/1-С-118 от 27 июня 2011 года лишь подтверждает, что Сафин <данные изъяты> работал в учреждении <данные изъяты> Кировской области в период с 25 июля 1996 года временно в должности врача-терапевта, с 13.08.1996 г. врача терапевта терапевтического отделения. Каких либо сведений о наличии в структуре данного исправительного учреждения лечебно-профилактического учреждения не представлено.
Вывод суда о том, что если учреждение не предусмотрено Списками, данное обстоятельство не может являться основанием для исключения данного периода работы из специального стажа не основан на положениях действующего пенсионного законодательства.
С учетом изложенных обстоятельств, принятое судом решение в части включения в специальный стаж периода работы с 25 июля 1996 года по 28 августа 1996 года, с 01 ноября 1999 по 15 августа 2001 года в должности врача-терапевта терапевтического отделения <данные изъяты> Кировской области нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что при исключении спорного периода с 25 июля 1996 года по 28 августа 1996 года, с 01 ноября 1999 года по 15 августа 2001 года в стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не достиг установленных законом 30 лет и составил 28 лет 07 месяца 24 дней, что недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», решение суда в части возложения обязанности на Управление Пенсионного фонда РФ в Кизнерском районе УР назначить досрочную трудовую пенсию по старости Сафину <данные изъяты>, с 15 декабря 2011 года также подлежит отмене.
Доводы апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда РФ (государственное управление) в <данные изъяты> районе Удмуртской Республики частично состоятельны по вышеуказанным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьей ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кизнерского районного суда Удмуртской республики от 03 мая 2012 года в части включения в стаж работы Сафина <данные изъяты> периода работы с 25 июля 1996 года по 28 августа 1996 года в должности врача- терапевта учреждения ОР-216/12, с 01 ноября 1999 года по 15 августа 2001 года в должности врача-терапевта терапевтического отделения больницы <данные изъяты> области и назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 15 декабря 2011 года отменить, постановить в отмененной части новое решение, которым Сафину <данные изъяты> в удовлетворении иска в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное управление) в <данные изъяты> районе Удмуртской Республики удовлетворить частично.
Председательствующий Булатова О.Б.
Судьи Петрова Л.С.
Питиримова Г.Ф.