Судья: Концевая Н.А. Дело №33 - 2817
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смирновой Т.В.,
судей Полушкина А.В., Кричкер Е.В.,
при секретаре Даниловой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 05 сентября 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального образования «Шарканский район»
на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 07 июня 2012 года, которым постановлено:
«Заявление прокурора Шарканского района в интересах несовершеннолетнего А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании бездействия Администрации муниципального образования «Шарканский район» по обеспечению получения несовершеннолетним А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общедоступного дошкольного образования незаконным, возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Шарканский район» по обеспечению получения несовершеннолетним А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общедоступного дошкольного образования путем предоставления А.Б. места в дошкольном образовательном учреждении, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации муниципального образования «Шарканский район» по обеспечению получения несовершеннолетним А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, общедоступного дошкольного образования, незаконным.
Обязать Администрацию муниципального образования «Шарканский район» принять меры к обеспечению получения общедоступного дошкольного образования несовершеннолетним А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем предоставления ему места в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства заявителя – в с. Шаркан Шарканского района УР, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Кричкер Е.В. в отсутствие участников процесса, своевременно извещенных о времени и месте судебного заседания (л.д.75-79), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Шарканского района (далее по тексту – прокурор) обратился в суд с заявлением в интересах несовершеннолетнего А.Б., в котором просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования (далее по тексту – МО) «Шарканский район» по обеспечению получения несовершеннолетним А.Б. общедоступного дошкольного образования и возложении обязанности предоставить последнему место в дошкольном образовательном учреждении с. Шаркан. Требования мотивировал тем, что статьей 43 Конституции РФ каждому предоставлено право на образование, которое, в силу статьи 2 Закона РФ «Об образовании», основывается на принципе общедоступности. Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения (п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Мать несовершеннолетнего – А.Е.Н. обращалась с заявлениями об устройстве сына в Шарканские муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения: детский сад №1 «Теремок» и детский сад №3 «Родничок». Однако, в нарушение требований законодательства об образовании, Администрацией МО «Шарканский район» не обеспечено право А.Б. на получение дошкольного образования в виде предоставления ему места в дошкольном образовательном учреждении.
В судебном заседании прокурор и законный представитель несовершеннолетнего А.Е.Н. поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель Администрации МО «Шарканский район» заявленные требования не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению.
По ходатайству представителя Администрации МО «Шарканский район» суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения (далее – МБДОУ, МДОУ) «Детский сад №1» и «Детский сад №3» (л.д.18), представители которых в судебном заседании заявленные прокурором требования не признали, пояснив, что заявления А.Е.Н. рассмотрены, но предоставить место её ребенку в дошкольных образовательных учреждениях не представилось возможным, в связи с отсутствием.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация МО «Шарканский район» просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что А.Е.Н. не обращалась к ним с заявлением о нарушении прав её сына А.Б. на дошкольное образование; суд не учёл, что органом, ответственным за организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в МБДОУ Шарканского района является Управление образования Администрации МО «Шарканский район», в компетенции которого в т.ч. находится распределение и предоставление мест в МБДОУ. Кроме того, суд не учёл, что А.Б. стоит в очереди на получение места в детском саду, поэтому внеочередное предоставление ему места в дошкольном учреждении, повлечет нарушение прав других детей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») установлено, что организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относится к вопросам местного значения (п.11 ч.1 ст.15).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»), организация общедоступного бесплатного дошкольного образования отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Согласно ст.12 Закона РФ «Об образовании» к образовательным учреждениям относятся, в том числе дошкольные учреждения.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В силу ст.16 Закона РФ «Об образовании» общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28 марта 2011 года А.Е.Н. обратилась в МДОУ детский сад №1 с заявлением о принятии её сына А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в детский сад в 2012 году. Данное заявление было зарегистрировано под №107. На 10 мая 2012 года номер регистрации заявления А.Е.Н. соответствует №16 (л.д.10).
Кроме того, 23 января 2012 года А.Е.Н. обратилась с заявлением в МДОУ детский сад №3 с просьбой о зачислении А.Б. в указанный детский сад. Данное заявление было зарегистрировано под №123 (л.д.7-9).
В вышеназванных заявлениях А.Е.Н. указала, что проживает с мужем и двумя детьми, из которых один является ребенком дошкольного возраста, и не ссылалась на наличие оснований для внеочередного (первоочередного) зачисления ребёнка в детский сад.
В приёме ребёнка в детский сад №1 и в детский сад №3 А.Е.Н. отказано, в связи с отсутствием мест.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что Администрация МО «Шарканский район» не исполняет обязанности, возложенные на неё п.11 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, что повлекло нарушение соответствующего конституционного права А.Б. на получение данного образования в МДОУ.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, в связи со следующим.
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Вместе с тем, гарантированные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина должны осуществляться без нарушения прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации).
В частности, реализация А.Е.Н., действующей в интересах несовершеннолетнего А.Б., конституционного права на получение её сыном дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением вышеуказанного принципа. А именно, реализация данного права не должна нарушать прав других детей, заявления родителей которых зарегистрированы ранее заявлений А.Е.Н., либо детей, родители которых имеют право на внеочередное (первоочередное) предоставление места в МДОУ.
Между тем, суд не учел, что удовлетворение заявленных требований в виде предоставления А.Б. места в детском саду №1, где он стоит в очереди под №16, либо в детском саду №3, где он значится в очереди под №123, влечет нарушение прав других 15 детей в детском саду №1 и 122 детей в детском саду №3, которые были поставлены в очередь ранее А.Б., но на день рассмотрения дела в суде не обеспечены местами в детском саду; а также прав детей, имеющих право на внеочередное (первоочередное) предоставление мест в МДОУ.
Причем, как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, А.Е.Н. не имеет прав ни на внеочередное, ни на первоочередное предоставление места в МДОУ её несовершеннолетнему сыну.
Кроме того, превышение количества воспитанников в детских дошкольных учреждениях приведет к нарушению требований «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.2660-10, которыми определено допустимое количество детей в группах. В связи с чем, прием в МДОУ детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение условий лицензии и, как следствие, применение к МДОУ установленных санкций, вплоть до приостановления его деятельности.
Судебная коллегия признает, что порядок предоставления муниципальной услуги в виде общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях Шарканского района установлен Административным регламентом, утвержденным постановлением Главы Администрации МО «Шарканский район» №623 от 15 июня 2011 года, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Уставом МО «Шарканский район» и постановлением Администрации МО «Шарканский район» от 30 апреля 2009 года №398 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг)».
Данным Административным регламентом определено, что вышеуказанная муниципальная услуга носит заявительный характер, а также установлены категории граждан, имеющих право на её внеочередное и первоочередное получение (п.п.8, 9, 10). При этом одним из оснований для отказа в предоставлении названной муниципальной услуги является отсутствие мест в Учреждении (п.17 Административного регламента).
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела нарушений порядка предоставления данной муниципальной услуги не установлено.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает нарушения прав несовершеннолетнего А.Б., т.к. согласно действующему Административному регламенту, заявления его матери А.Е.Н. зарегистрированы в установленном порядке, и он поставлен в соответствующие очереди на предоставление ему места в детском саду №1, а также в детском саду №3, которые с момента подачи заявлений продвинулись: в детском саду №1 – с №107 до №16, а в детском саду №3 – с №183 до №123 (л.д.7, 10).
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права (п.п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
На основании собранных по делу доказательств, позволяющих установить все юридически значимые по делу обстоятельства для разрешения спорных правоотношений, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 07 июня 2012 года по заявлению прокурора Шарканского района, в интересах несовершеннолетнего А.Б., о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Шарканский район» по обеспечению получения несовершеннолетним общедоступного дошкольного образования и о возложении обязанности предоставить А.Б. место в детском дошкольном учреждении с. Шаркан отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований прокурора Шарканского района, в интересах А.Б., о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Шарканский район» по обеспечению получения несовершеннолетним общедоступного дошкольного образования и о возложении обязанности предоставить А.Б. место в детском дошкольном учреждении с. Шаркан.
Апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Шарканский район» удовлетворить.
Председательствующий судья Смирнова Т.В.
Судьи Полушкин А.В.
Кричкер Е.В.