Судья: Фаррухшина Г.Р. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л. и Рогозина А.А.,
при секретаре Корепановой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 4 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Алнашском районе Удмуртской Республики, Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) по Удмуртской Республике на решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 декабря 2011 года, которым
иск К.С.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики, Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Удмуртской Республике о восстановлении пенсионных прав удовлетворен.
Признаны незаконными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики № 5722 от 15 февраля 2010 г. и Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Удмуртской Республике № 14-09-К/1798 от 15 декабря 2010 г. об отказе К.С.Н. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики обязано досрочно назначить К.С.Н. трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, независимо от его возраста, со дня возникновения права, то есть с 11 февраля 2010 года.
Взысканы с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Алнашском районе Удмуртской Республики в пользу К.С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 250 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 руб.
Взысканы с Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) по Удмуртской Республике в пользу К.С.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 100 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 250 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 1 000 руб.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И., объяснения представителей истца по доверенности К.Л.А. и К.З.Г., полагавших доводы апелляционной жалобы необоснованными,
УСТАНОВИЛА:
К.С.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Алнашском районе Удмуртской Республики (далее по тексту – УПФР в Алнашском районе УР), Отделению пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждение) (далее по тексту – ОПФР по УР) о восстановлении пенсионных прав.
Иск мотивировала тем, что 11 февраля 2010 года обратилась в УПФР в Алнашском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости как медицинский работник, выработавший не менее 25 лет в учреждениях здравоохранения в сельской местности. Решением ответчика № 5722 от 15 февраля 2010 года ей отказано в досрочном назначении пенсии, ввиду отсутствия стажа. Не согласившись с указанным решением, она обжаловала его в ОПФР по УР, которое своим решением от 15 декабря 2010 года № 14-09-К/1798 признало решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии обоснованным и не подлежащим пересмотру.
Данные решения истец считает незаконными и полагает, что она к моменту обращения за назначением пенсии имела необходимый стаж работы в учреждениях здравоохранения сельской местности. После неоднократных изменений оснований иска, в конечном варианте полагая, что имела необходимый стаж работы по специальности в количестве 26 лет 9 месяцев 4 дней в учреждениях здравоохранения сельской местности, складывающийся из периодов, не учитываемых ответчиками:
с 01.08.1986 г. по 25.03.2005г. в должности зубного врача Дроздовского фельдшерско-акушерского пункта колхоза им. Жданова ( колхоза «Нива»);
с 26.03.2005 г. по 11.02.2010 г. в должности зубного врача медпункта СПК «Рассвет»,
истец просила:
признать незаконными решения УПФР в Алнашском районе УР № 5722 от 15 февраля 2010 года и ОПФР по УР № 14-09-К/1798 от 15 декабря 2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости К.С.Н.;
обязать УПФР в Алнашском районе УР назначить досрочно трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, как медицинскому работнику, выработавшему 25-летний стаж в учреждениях здравоохранения в сельской местности;
взыскать солидарно судебные издержки.
В судебное заседание истец К.С.Н. не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие истца в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца К.З.Г. поддержала исковые требования, просила иск удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика УПФР в Алнашском районе УР не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ. В письменных возражениях на иск, направленных суду, ответчик иск не признал.
В судебном заседании представитель ответчика ОПФР по УР З.Г.В. иск не признала, поддержала письменные возражения.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в Алнашском районе УР просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на недоказанность факта в учреждениях, перечисленных в Списках, к числу которых колхоз и сельскохозяйственное предприятие не относятся. Названные учреждения не являются лечебно-профилактическими.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования К.С.Н., пришел к выводу о тождественности выполняемых истицей функций в должности зубного врача зубоврачебного кабинета медицинского пункта Дроздовского фельдшерско-акушерского пункта колхоза им. Жданова (колхоза «Нива») работе в должностях, указанных в списке, в фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не соглашается и находит их противоречащими собранным по делу доказательствам и основанными на неправильном применении норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости определеяет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного статьей 7 возраста, в том числе, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста (подпункт 20).
В спорные периоды работы действовали:
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, действующего до 01.10.1993г.,
Список профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее Список от 06.09.1991г № 464),
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066. (далее Список и Правила от 22.09.1999г. № 1066).
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее Список и Правила от 29.10.2002г. №781).
Поскольку ответчиком не оспаривается соответствие наименования должности, как поименованной в соответствующем списке, судебная коллегия проверяет только соответствие наименование учреждения, в котором осуществлялась лечебная деятельность ситца.
По всем вышеперечисленным актам фельдшерско-акушерские пункты относятся к перечню лечебно-профилактических учреждений.
Однако, в соответствии с трудовой книжкой деятельность истца осуществлялась с 01.08.1986г. по 25.03.2005г. в должности зубного врача колхоза им. Жданова, переименованного с 1989 года в колхоз «Нива», а с 26.03.2005г. по настоящее время стоматологом в сельскохозяйственном производственном кооперативе «Рассвет» Алнашского района Удмуртской Республики.
Все вышеперечисленные Списки к числу лечебно-профилактических учреждений колхозы и сельскохозяйственные предприятия не причисляют.
В пункте 3 Правил от 29.10.2002 № 781 изложена общая норма, в соответствии с которой в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений.
Наряду с этим, в соответствии с пунктом 6 названных Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Схожую норму содержал пункт 1 ранее действовавших Правил от 22.09.1999г. № 1066.
Тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о включении ее в подсчет стажа для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть установлена судом, исходя из конкретных обстоятельств дела, что следует из конституционно-правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004г. №197-О, Определении Конституционного Суда РФ от 04.03.2004г. № 81-О и п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
При этом, с учетом заявленных требований, истцу требовалось доказать, что характер и специфика, условия осуществляемой ею работы зубного врача, выполняемые функциональные обязанности, нагрузка, а также цели и задачи, направление деятельности организаций –колхоза и сельскохозяйственного производственного кооператива либо его структурного подразделения, в которых она работала, были аналогичны условиям работы, функциональным обязанностям, направлению деятельности зубного врача структурного подразделения фельдшерско-акушерского пункта либо медицинского пункта. Таких доказательств, с достоверностью не вызывающих сомнение, истицей не представлено.
Так, в спорный период работы с 01.08.1986 г. по 25.03.2005 г. в соответствии с трудовой книжкой, архивных справок истица работала зубным врачом в колхоз им. Жданова. Истица в числе других членов колхоза получала заработную плату. Местом ее работы являлся зубной кабинет в колхозе. Уставы колхозов имени Жданова и «Нива» суду не представлены. В связи с чем, структурное выделение в колхозе медпункта или фельдшерско-акушерского пункта не доказано.
Приобщенный истицей паспорт фельдшерско-акушерского пункта деревни Дроздовка (л.д. 28-37) не содержит сведений о том, кем создан фельдшерско-акушерский пункт. В материалах дела отсутствуют сведения об источнике получения этого доказательства. Документ имеет множественные неоговоренные исправления. Статус структурного подразделения в виде фельдшерско-акушерского пункта никем не определен и соотности его со статусом фельдшерско-акушерского пункта, как лечебного учреждения, закрепленного в Положении о фельдшерско-акушерском пункте, являющийся Приложение № 1 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. № 566, невозможно.
Так, в соответствии с названным Положением Фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и должен находиться в ведении сельского Совета депутатов трудящихся, а не колхоза, как в рассматриваемом случае. В раздел I Положения № 566 оговаривается, что фельдшерско-акушерский пункт открывается и закрывается органом здравоохранения и осуществляет мероприятия, направленные на профилактику и снижение заболеваемости, в т.ч. инфекционной; профилактику и снижение паразитарных и профессиональных заболеваний, травматизма и отравлений среди колхозников, работников совхозов и других предприятий; снижение смертности, в т.ч. детской и материнской; повышение санитарно-гигиенической культуры населения; оказание населению доврачебной медицинской помощи и т.д.
Порядок создания и направления деятельности учреждения, в котором осуществлялась деятельность истицы с 1986 по 2005 годы, не соответствует статусу и направлению деятельности фельдшерско-акушерского пункта, что исключает возможность установления тождества этих учреждений.
Спорный период с 26.03.2005 г. по 11.02.2010 г. в должности зубного врача медпункта СПК «Рассвет» так же не может быть включен в сроки осуществления лечебной деятельности, поскольку не подтвержден статус структурного подразделения, как медпункта.
Устав сельскохозяйственного производственного кооператива «Рассвет», утвержденный решением общего собрания учредителей 28.02.2005г. (л.д. 74-98), свидетельствует о создании хозяйствующего субъекта и не содержит сведения о создании такого структурного подразделения, как медпункт. Юридический статус структурного подразделения, в котором осуществлялась лечебная деятельность истца в спорный период не определен, что исключает возможность отнесения его к медицинскому пункту, перечисленному в п. 6 Правил от 29.10.2002г. № 781.
Решение суда является незаконным, подлежит отмене. Основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 декабря 2011 года отменить и по делу вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.С.Н. о восстановлении пенсионных прав, о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Алнашском районе Удмуртской Республики № 5722 от 15 февраля 2010 года, решения Отделения пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) по Удмуртской Республике № 14-09-К/1798 от 15 декабря 2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, о возложении обязанности досрочно назначить трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа с 11 февраля 2010 года, о взыскании судебных расходов, отказать.
Председательствующий: Анисимова В.И.
Судьи: Глухова И.Л.
Рогозин А.А.