Обоснованно отказано в установлении досрочной трудововой пенсии по старости, ввиду невключения в педагогический стаж периода учебы истца в университете.



    Судья    Ёлкина В.А.                        Дело

                     АПЕЛЛЯЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего Анисимовой В.И.,

судей    Глуховой И.Л. и Шаровой Т.В.,

при секретаре Даниловой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске 26 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе Д.Л.А. на решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Д.Л.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Увинском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственного учреждения) в Увинском районе Удмуртской Республики №106389\12 от 10.04.2012г. об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости и ее назначении отказано.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И.,

        У С Т А Н О В И Л А :

Д.Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Увинском районе Удмуртской Республики (далее по тексту Управление) о восстановлении пенсионных прав. Свои требования истица мотивирует тем, что ответчик решением от 10.04.2012г. отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, ввиду исключения из подсчета стажа периодов учебы в Глазовском государственном педагогическом институте и нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Со ссылкой на Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действовавшего в спорный период, истица полагает возможным включение данного периода в стаж педагогической деятельности. Истица просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность, обязать его включить спорные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, назначить трудовую пенсию со дня обращения за ее назначением – с 09.04.2012г.

В судебном заседании истец требования поддержала в полном объеме.

    Представитель ответчика по доверенности Л.М.А. исковые требования не признала.

Суд вынес вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, ввиду несоответствия выводов суда правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.02.2004г. № 2-П, направленной на закрепление ранее приобретенных пенсионных прав и возможности их оценки на основании действовавшего нормативно-правого регулирования порядка и условий включения в педагогический стаж иных периодов. Истица полагает, что несмотря на отсутствие диплома об окончании учебного заведения, период учебы и нахождения в отпуске по беременности и родам подтверждается достоверными доказательствами, что предполагает возможность включения этих периодов в стаж.

Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает.

Судом установлено, что заявление истицы 09.04.2012г. о назначении досрочной трудовой пенсии, как педагогическому работнику, решением ответчика от 10.04.2012г. оставлено без удовлетворения и в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком зачтено 23 года 3 месяца 19 дней.

Ответчик отказал во включении в стаж периода учебы в Глазовском педагогическом государственном институте с 01.09.1987г. по 31.08.1988г. и с 01.09.1989г. по 13.12.1989г. и периода отпуска по уходу за ребенком с 01.09.1988г. по 31.08.1989г.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В спорный период учебы истца (до 01.10.1993г.) действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, (далее по тексту Положение от 17.12.1959 года № 1397).

С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.02.2004г. № 2-П, о необходимости соблюдения принципа правовой определенности законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения и возможности реализации гражданином приобретенных прав на основе действовавшего законодательства, спорные периоды учебы на предмет возможного включения в стаж, суд оценил на основании п.2 Положения от 17.12.1959 года № 1397. В этой части доводы апелляционной жалобы являются необоснованными.

В периоды до и после учебы в институте истица осуществляла педагогическую деятельность, которая зачтена ответчиком в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.

Вместе с тем, суд правильно признал спорный период не подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и пришел к выводу, что истцом не соблюдены особые условия для включения в специальный педагогический стаж периода учебы, не являющегося собственно периодом педагогической работы и введенные законодателем с целью стимулирования повышения работниками своего образовательного уровня и получения педагогического образования. Таким образом, для включения периода учебы в стаж, требуется получение образования гражданином в высшем учебном заведении, то есть его окончание, что в рассматриваемом случае не соблюдены.

Порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком до 1, 5 лет регулировался Постановлением Совета Министров СССР от 22.01.1981 года № 235 «О мерах по усилению государственной помощи, семьям имеющим детей» и Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года № 156\10-30 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет», которыми отпуск учитывается в том же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска. Поскольку период учебы судом не включен в стаж педагогической деятельности, отпуск по уходу за ребенком также не подлежит включению в стаж.

Причины, по которым истица не окончила высшее учебное заведение, не являются юридически значимыми для включения периода учебы в стаж.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия,

           О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Увинского районного суда Удмуртской Республики от 27 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Д.Л.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:                          Анисимова В.И.

                 Судьи:                    Глухова И.Л.

                            Шарова Т.В.