Решение, принятое судом, нельзя признать законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с действующим законодательством, и оно подлежит отмене.



Судья Базилевских М.С. дело № 33-2532

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Смирновой Т.В.,

судей Кричкер Е.В., Ступак Ю.А.,

при секретаре Ланшаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 20 августа 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2012 года, которым отказано в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании бездействия Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района»,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Ступак Ю.А., объяснения ФИО1, представителей Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района» ФИО9, действующей по Уставу, ФИО8, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на шесть месяцев, изучив материалы дела,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района». Свои требования мотивировал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году он обратился в «Центр занятости населения Селтинского района» с заявлением о постановке на учет в качестве безработного. Решение по его заявлению Центром занятости населения не принято по причине не предоставления им справки о средней заработной плате. Считает указанное бездействие незаконным, поскольку справка о среднем заработке после длительного перерыва в трудовой деятельности не требуется.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие заявителя, извещенного о дате и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель Центра занятости населения ФИО7 требования заявителя не признала в полном объеме. Для признания ФИО1 безработным ему следовало предоставить справку о заработной плате за последние 3 месяца по последнему месту работы, которым согласно записи в трудовой книжке является Копкинская сельская администрация.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе заявитель ФИО1 просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении требований, указывая на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Заявитель относится к категории граждан, указанных в п. 2 ст. 30 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», которым пособие по безработице устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице. Последние полтора года он являлся индивидуальным предпринимателем, поэтому требование Центра занятости населения о предъявлении справки о заработной плате незаконно.

Заявитель ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал, пояснил, что последним местом его работы является ИП. Представление справки о заработной плате является правом, а не обязанностью.

Представитель Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района» ФИО8 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Пояснила, что предъявление справки о заработной плате за последние три месяца по последнему месту работы является обязательным для принятия решения о признании гражданина безработным. Решение об отказе в признании ФИО1 безработным не принималось.

Представитель Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района» ФИО9 считает доводы жалобы необоснованными.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 23 от 19.12.2003 года "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда не отвечает.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ГКУ УР «Центр занятости населения Селтинского района» (далее по тексту – Центр занятости) с заявлением о постановке на учет в качестве безработного.

Согласно заявлению-анкете о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы последним видом деятельности ФИО1 указал ИП, в качестве подтверждающих размер заработной платы документов ФИО1 приложены справка из ПФ РФ и патент.

Согласно копии трудовой книжки и карточке персонального учета гражданина, ищущего работу, последним местом работы ФИО1 является Копкинская сельская администрация, срок трудового договора с которой истек ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со свидетельством серии , выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике, ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация прекращения ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Центр занятости разъяснил ФИО1 положения п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в частности, требование закона о необходимости предъявления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы для постановки на учет в качестве безработного. Согласно трудовой книжке последним местом работы для ФИО1 является Копкинская сельская администрация.

Решение о признании ФИО1 безработным либо об отказе в признании Центром занятости до настоящего времени не принято.

Статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (пункты 1, 2).

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30.09.2010 года № 847н, решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Решения о признании безработными трудоспособных, не имеющих работы и заработка, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, ищущих работу и готовых приступить к ней граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) принимаются государственными учреждениями службы занятости населения по месту жительства граждан в случае невозможности предоставления им подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации указанных граждан в целях поиска подходящей работы, не позднее 11 дней со дня предъявления ими следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; документа об образовании.

Приведенные нормативные положения необходимость предъявления справки о среднем заработке за последние три месяца ставят в зависимость от категории, к которой относится гражданин, обратившийся в службу занятости населения.

Из ответов Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение о признании ФИО1 безработным не может быть принято по причине не предоставления им справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.

Наличие справки о заработке по последнему месту работы влияет на определение размера пособия по безработице, о чем указано в ч. 1 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Однако ФИО1 не оспаривает размер пособия, согласен с тем, что он не будет зависеть от представленной им справки, а будет соответствовать минимальной величине, как предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

Как следует из объяснений представителя Центра занятости, последним местом работы ФИО1 в соответствии с записью в трудовой книжке следует считать Копкинскую сельскую администрацию, следовательно, заявителю надлежит представить в Центр занятости населения сведения о доходе за последние три месяца работы в данной организации.

Судебная коллегия находит данное требование органа службы занятости населения неправомерным.

Так, согласно записи в трудовой книжке последним местом работы ФИО1 является Копкинская сельская администрация, трудовые отношения прекращены ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

В ст. 1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" занятость определена через деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. К числу занятых согласно ст. 2 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" отнесены, в том числе, лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем предпринимательская деятельность проходит вне рамок применения трудового законодательства, ее целью является извлечение прибыли.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 3 указанного закона можно сделать вывод, что справка в органы службы занятости предоставляется гражданами (наемными работниками), уволенными по любым основаниям, но не индивидуальными предпринимателями. Следовательно, индивидуальному предпринимателю, в том числе прекратившему свою деятельность, при постановке на учет в центре занятости в качестве безработного справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы представлять не нужно, на него распространяются требования закона по предоставлению документов, предъявляемые к гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим).

Действующим законодательством регламентирована процедура признания граждан безработными, которая подлежит соблюдению как самими гражданами, ищущими работу, так и государственным учреждением службы занятости населения. Так, из содержания приведенных выше положений законодательства (ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", пункта 3 Порядка регистрации безработных граждан) следует, что для принятия решения о признании гражданина безработным данный гражданин должен быть первоначально зарегистрирован в органе службы занятости в целях подходящей работы.

Как установлено из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован в качестве ищущего работу (карточка персонального учета ).

Исходя из содержания вышеуказанных правовых актов, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, принимается органами службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов. Поскольку все установленные законодательством документы были представлены ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, Центр занятости должен был не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять решение о признании заявителя безработным либо об отказе в признании таковым при наличии оснований, установленных п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", что Центром занятости сделано не было.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о незаконности бездействия Центра занятости судебная коллегия признает обоснованными.

В соответствии с требованиями ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, выход за пределы заявленных требований возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно заявленным требованиям ФИО1 оспаривает бездействие Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения <адрес>», просит обязать службу занятости населения принять решение о признании его безработным.

Согласно пункту 6 Порядка регистрации безработных граждан решение об отказе в признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным оформляется приказом государственного учреждения службы занятости населения.

Из материалов дела следует, что учреждением службы занятости населения решение об отказе в признании ФИО1 безработным не принималось, письмом от ДД.ММ.ГГГГ директор Центра занятости населения указал заявителю на необходимость представления справки о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы. Не согласившись с указанным разъяснением, ФИО1 обратился в суд.

Таким образом, оценивая в решении законность отказа Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района» в регистрации ФИО1 в качестве безработного, суд вышел за пределы заявленных требований. Кроме того, вывод суда о наличии отказа Центра занятости в признании ФИО1 безработным не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Допущенные судом первой инстанции неправильное применение норм материального и процессуального права являются в силу ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены судебного постановления. Решение, принятое судом, нельзя признать законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с действующим законодательством, и оно подлежит отмене.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством решение вопроса о признании гражданина безработным либо об отказе в признании таковым относится к компетенции органа занятости населения, судебная коллегия, признав незаконность бездействия Центра занятости, в целях устранения допущенного нарушения возлагает на него обязанность принять в отношении ФИО1 решение в соответствии с требованиями пунктов 3 и 6 Порядка регистрации безработных граждан.

Жалоба ФИО1 подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 21 июня 2012 года отменить, по делу принять новое решение, которым требования ФИО1 об оспаривании бездействия Государственного казенного учреждения Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района» удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики «Центр занятости населения Селтинского района» принять в отношении ФИО1 решение о признании безработным в соответствии с требованиями пунктов 3 и 6 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 сентября 2010 года № 847н.

Председательствующий Т. В. Смирнова

Судьи Е. В. Кричкер

Ю. А. Ступак