Судья: Лазарчук Л.В. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Шаровой Т.В.,
при секретаре Батуевой А.Ш.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске 1 октября 2012 года дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Глазове и Глазовском районе УР на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 23 июля 2012 года, которым исковое заявление С.В.А. к Управлению социальной защиты населения в г.Глазове УР, Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Глазове и Глазовском районе УР о включении периода работы в трудовой стаж удовлетворено.
В общий трудовой стаж С.В.А. включен период работы в колхозе имени Жданова (в последствии - колхоз «Рассвет») Зуевского района Кировской области в период с 15 мая 1944 г. по 15 октябрь 1944 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Анисимовой В.И.,
УСТАНОВИЛА:
С.В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Глазове и Глазовском районе УР (далее по тексту УПФ в г.Глазове и Глазовском районе УР), в котором просил установить стаж его работы в колхозе «Рассвет» Зуевского района в период с мая 1945 года по августа 1947 года в деревне Тепнёнки Четвериковского сельсовета Зуевского района Кировской области. В обоснование иска С.В.А. указал на следующие обстоятельства.
В период с мая 1944 года по август 1947 года он работал разнорабочим в колхозе «Рассвет» Зуевского района. В это время он проживал в семье опекуна С.М.О. в деревне Тепнёнки Четвериковского сельсовета Зуевского района Кировской области, так как его мать умерла в апреле 1940 года, а отец был осужден на 5 лет в том же году. Медаль за работу истец не получил, так как уехал на учебу в Глазовский сельскохозяйственный техникум в 1947 году. По окончании техникума истца направили работать в Люмскую МТС в Удмуртии. Факт его работы в колхозе «Рассвет» в период с мая 1944 года по август 1947 года установлен и запротоколирован районной комиссией по назначению пенсий Совета народных депутатов Кировской области 03 декабря 1994 года. Протокол опроса свидетелей принят комиссией по назначению пенсий Глазовского ОСЗН 13 марта 2001 года, но стаж зачтен только с 20 января 1945 года по 09 мая 1945 года. По причине зачета стажа работы в период Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ) в размере менее 5 месяцев, ему отказано в подтверждении его полного стажа работы в период ВОВ и получении льгот, установленных труженикам тыла в период ВОВ.
В ходе рассмотрения дела истец изменил предмет иска в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), просил включить в общий трудовой стаж период работы в колхозе имени Жданова (в последствии - колхоз «Рассвет») Четвериковского сельского Совета Зуевского района Кировской области с мая 1944 года по октябрь 1944 года.
В судебном заседании С.В.А. измененные исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель УПФ в г.Глазове и Глазовском районе УР исковые требования не признал.
Управлению социальной защиты населения в г.Глазове УР надлежаще извещенное о месте и времени разбирательства дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика на основании ст. 167 ГПК РФ.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФ в г.Глазове и Глазовском районе УР просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ввиду необоснованности включения судом в стаж работы истца периода с 15 мая по 15 октября 1944 года на основании показаний свидетелей. По мнению заявителя в годы ВОВ действующим законодательством был запрещен труд детей до 14 лет.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, дав оценку доводам апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не усматривает.
Решение является законным и обоснованным. Судом правильно установлены значимые обстоятельства дела и применены нормы материального права.
Из материалов дела следует, что С.В.В. является получателем пенсии по старости.
Согласно справке из пенсионного дела №065388 УПФ в г.Глазове и Глазовском районе УР от 19 января 2012 года стаж работы истца в годы ВОВ составляет 3 месяца 19 дней за период с 20 января 1945 года по 09 мая 1945 года.
С целью получения права на повышение размера пенсии и льгот, установленных труженикам тыла в период ВОВ, в связи с работой в колхозе в годы войны, истец просил включить в общий трудовой стаж периоды его работы в колхозе «Рассвет» с мая 1944 года по октябрь 1944 года.
Ответчик отказал истцу во включении в общий трудовой стаж указанного периода работы, в связи с тем, что документально данный факт не подтвержден.
В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обращаясь с настоящими требованиями в суд, С.В.А. сослался на то, что период его работы с 15 мая 1944 года по 15 октябрь 1944 г. в колхозе «Рассвет» Зуевского района Кировской области подтверждают свидетели К.А.С., С.Л.С., М.Ф.Ф., Ч.П.Ф.
Согласно п. "ж" ст. 110 Закона РФ от 20.11.1990г. "О государственных пенсиях в РФ" размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящим Законом, повышается на 50% минимального размера пенсии по старости гражданам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года).
В соответствии со ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Как установлено ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» от 2 января 1995 г. № 5-ФЗ ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны, в частности, отнесены лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (п. 4).
Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 20 Федерального закона «О ветеранах»).
Анализ вышеприведенных актов свидетельствует, что при решении вопроса о зачете в стаж для назначения пенсии периода работы в колхозе является наличие доказательств выполнения этой работы, а не возраст заявителя. Ограничение возможности зачета периода работы в стаж в зависимости от возраста заявителя законом не предусмотрено, следовательно, установление по свидетельским показаниям стажа работы в период войны несовершеннолетним лицам, не достигшим работоспособного возраста, допускается.
Поскольку, в судебном заседании нашел подтверждение факт работы истца в колхозе в спорный период, он подлежит включению в общий трудовой стаж.
Выводы суда основаны на правильной оценке представленных доказательств, являются мотивированными. Оснований для их переоценки судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 23 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда в г.Глазове и Глазовском районе Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий: В.И. Анисимова
Судьи: И.Л. Глухова
Т.В. Шарова