Копия:
Судья Юдина Е.В. Дело № 33-2003/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Пономаревой А.В.,
судей Долгополовой Ю.В., Константиновой М.Р.,
при секретаре Батуевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске 21 июня 2012 года гражданское дело по исковым требованиям Набиуллина Ф.М. к Администрации Ленинского района г. Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
по апелляционной жалобе Администрации Ленинского района города Ижевска на решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 06 апреля 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования Набиуллина Ф.М. к Администрации Ленинского района г. Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Ленинского района г. Ижевска по отказу в постановке Набиуллина Ф.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Администрацию Ленинского района г. Ижевска поставить Набиуллина Ф.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении».
Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Константиновой М.Р., выслушав объяснения представителя Администрации Ленинского района города Ижевска - Богдановой А.В., действующей по доверенности <данные изъяты>, поддержавшей доводы жалобы, просившей решение суда отменить; возражения представителя Набиуллина Ф.М. – Россихина А.В., действующего по доверенности <данные изъяты>, просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Набиуллин Ф.М. обратился в суд с иском к Администрации Ленинского района г. Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Просит признать незаконными действия Администрации Ленинского района г. Ижевска по отказу в постановке Набиуллина Ф.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать Администрацию Ленинского района г. Ижевска поставить Набиуллина Ф.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году на объекте «Укрытие». В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ РФ № 130-ФЗ от 04 июня 2011 года) гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий гарантируется обеспечение жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ, один раз. В соответствии с программой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (с изменениями от 15 октября 2007 года, 10 апреля 2008 года) нуждающейся в улучшении жилищных условий категории граждан, предоставляется социальная выплата на приобретение жилья. Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
В соответствии с пунктом 1.2. Решения Городской думы г. Ижевска от 28 июля 2005 года №349 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Ижевска» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв. м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец является собственником 9/10 части <адрес> общей площадью 18,2 кв. м., проживает по указанному адресу с женой ФИО8, зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. Он обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Администрацию Ленинского района г. Ижевска о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ответом Главы Администрации Ленинского района г. Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет ему отказано, поскольку он и его жена не являются малоимущими, он, продав квартиру по адресу: <адрес>, где являлся собственником 1/3 доли, сознательно ухудшил свои жилищные условия. Считает? что Администрацией Ленинского района г. Ижевска не учтено положение части 2 статьи 52 ЖК РФ, в соответствии с которым состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право не только малоимущие граждане, но и граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Кроме того, квартира была продана в связи со сложившейся трудной ситуацией с сыновьями, их здоровьем и материальным положением. Продав квартиру, он не ухудшил свои жилищные условия, поскольку в квартире по адресу: <адрес> на его долю приходилось 15,2 кв. м. общей площади, в <адрес>, где он сейчас проживает, его доля составляет 16,4 кв. м. от общей площади.
Истец Набиуллин Ф.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности Россихина А.В., требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии истца Набиуллина Ф.М.
В судебном заседании представитель истца Россихин А.В., действующий на основании доверенности, иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – Администрации Ленинского района г. Ижевска Богданова А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме, суду пояснила: в соответствии со статьей 49 ЖК РФ помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Для признания нуждающимся в жилом помещении необходимо основание –признание гражданина малоимущим. В соответствии с частью 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют право граждане, признанные малоимущими. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» содержит перечень необходимых документов для постановки на учет, одним из пунктов является признание гражданина малоимущим. Истец не является таковым. Законодатель внес поправки в закон относительно постановки на учет ветеранов Великой отечественной войны, которые в настоящее время подлежат постановке на учет независимо от материального положения, подобных изменений относительно участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в законе нет, изменения коснулись лишь даты постановки на учет. Кроме того, при рассмотрении поступившего от истца заявления учитывалось положение статьи 53 ЖК РФ, выяснялось, не ухудшил ли истец намеренно свои жилищные условия. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представленной Росреестром по Удмуртской Республике, Набиуллину Ф.М. принадлежала 1/3 доля в праве собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>ю 45,5 кв.м. Доля истца составляла 15,2 кв. м. В 2010 году квартира была продана, право собственности прекращено. В настоящее время он является собственником 9/10 доли в праве собственности на однокомнатную квартиру площадью 18,2 кв. м. по адресу: <адрес>. Данная квартира «малосемейка», в квартире отсутствует кухня, в ней проживают два человека. Жилищно-бытовые условия истца ухудшились, их ухудшил сам истец намеренно.
Суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе глава Администрации Ленинского района г. Ижевска ФИО11 просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указал, что не согласны с выводом суда о том, что истец должен быть принят на учет как гражданин, относящийся к определенным федеральным законом (на основании части 3 статьи 49 ЖК РФ) без признания его малоимущим. Порядок постановки на соответствующий учет установлен Жилищным кодексом РФ. Статья 49 ЖК РФ носит отсылочный характер и по иным категориям отправляет к другим законам РФ или субъекта РФ, указам Президента РФ. Таким образом, именно в данных законах должны быть прописаны условия обеспечения граждан жилыми помещениями. В статье 14 Закона РФ от 15 мая 1991 N 1244-1 указывается лишь на то, что данной категории гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз. Ссылки на то, что обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения, в законе от 15 мая 1991 N 1244-1 нет.
Изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного решения, судом не допущено.
Исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Под интересами законности, как следует из смысла статьи 2 ГПК РФ, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, следует, в частности, понимать необходимость обеспечить правильное рассмотрение дела и его разрешение.
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, Набиуллин Ф.М. фактически оспаривает отказ Администрации Ленинского района г. Ижевска в постановке его на учет нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому право на государственную защиту его прав и свобод, в том числе на подачу в суд заявлений о признании недействительными ненормативных актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц - незаконными, как оно сформулировано в статьях 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2), непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок осуществления судебной проверки ненормативных актов, решений и действий (бездействия) соответствующих органов и должностных лиц. Конституционное право на судебную защиту не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания, - они определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Заявленный истцом спор об оспаривании отказа Администрации Ленинского района г. Ижевска в постановке его на учет нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма носит публично-правовой характер, однако, учитывая, что истец обратился в суд порядке искового производства, и действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит запрета на рассмотрение данного дела в порядке искового производства, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции должен был рассматривать данный спор и давать ему оценку в полном объеме, с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 ГПК РФ.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее по тексту - Постановление от 10 февраля 2009 года N 2).
Так, в пункте 9 данного постановления, указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ – гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц в течение 3 месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Из текста искового заявления и приложенных к нему документов следует, что истцом оспаривается решение Администрации Ленинского района г. Ижевска от 07 сентября 2011 года.
Истец обратился в суд с исковым заявлением 10 ноября 2011 года – то есть в пределах трехмесячного срока, предусмотренного статьей 256 ГПК РФ.
В то же время, неприменение судом 1 инстанции при рассмотрении дела положений главы 25 ГПК РФ, по мнению судебной коллегии, не повлекло нарушение прав сторон и вынесение судом незаконного решения.
Анализируя отказ Администрации Ленинского района г. Ижевска в постановке истца – Нуруллина Ф.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с точки зрения его законности, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», статей 49, 50, 51 Жилищного кодекса РФ, 13, 14, 15 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 «О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы».
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения (статья 14) и городского округа (статья 16) отнесено обеспечение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом, судом справедливо отмечено, что указанные положения Федерального закона №131-ФЗ не могут рассматриваться как ограничивающие право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, не являющихся малоимущими, относящихся к определенной федеральным законом категории.
Согласно частям 1,2,3 статьи 49 ЖК РФ, по договорам социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях: данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, как малоимущие граждане, так и относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2005 года принятие граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 13 Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ вне зависимости от их имущественного положения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом 1.2. Решения Городской думы г. Ижевска от 28 июля 2005 года №349 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на территории г. Ижевска» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 10 кв.м. и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Набиуллину Ф.М. принадлежит 9/10 доли в праве собственности на однокомнатную <адрес> общей площадью 18,2 кв. м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, проживает по указанному адресу с женой ФИО8, данное обстоятельство подтверждается поквартирной карточкой, справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, показаниями свидетелей ФИО22. и ФИО8 Размер общей площади, приходящейся на долю Набиуллина Ф.М., жилого помещения, в котором проживает истец, составляет 9,1 кв.м. (18,2 / 2) – менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС предусмотрены Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года.
Набиуллин Ф.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 года на объекте «Укрытие», что подтверждается удостоверением Р №, то есть относится к числу лиц, указанных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона.
На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Закона в редакции Федерального закона от 04 июня 2011 года №130-Ф3 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется (…) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Таким образом, порядок обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015годы» установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем к категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
На основании пункта 5 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных Федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Пункт 19 данных Правил устанавливает, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан имеющих право на получение социальных выплат) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению №1, к которому прилагают, в том числе выписку из решения органа учета и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенных обстоятельств, Набиуллин Ф.М. имеет право быть принятым на учет как гражданин, относящийся к определенной федеральным законом категории (на основании части 3 статьи 49 ЖК РФ) – как гражданин, призванный на военные сборы и принимавший участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие" (пункт 3 части 1 статьи 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» №1244-1 от 15 мая 1991 года).
При этом, суд 1 инстанции обоснованно указал, что действующее законодательство РФ не связывает право указанной категории граждан на обеспечение жилой площадью с их имущественным положением.
Таким образом, для участия в вышеуказанной программе Набиуллин Ф.М. должен быть поставлен органом по учету и распределению жилья, то есть Администрацией Ленинского района г. Ижевска, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом обоснованно не приняты во внимание ссылки представителя Администрации Ленинского района г. Ижевска на письмо от 11 октября 2011 года №27739-АД/07 о разъяснении Минрегионом России порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан – участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий, и приравненных к ним лиц, вставших на учет после 01 января 2005 года, поскольку данное разъяснение противоречит требованиям ЖК РФ, Закону РФ от 15 мая 1991 года №1244-1.
Кроме того, указанное письмо противоречит по своему содержанию имеющемуся в материалах дела письму директора Департамента жилищной политики Министерства регионального развития РФ ФИО14 от 14 марта 2012 года, адресованного Министру строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, которым разъяснено, что принятие граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 статьи 13 Закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ вне зависимости от их имущественного положения.
Следовательно, решение Администрации Ленинского района г. Ижевска об отказе в постановке на учет Набиуллина Ф.М. в качестве гражданина нуждающегося в улучшении жилищных условий, является незаконным.
Анализируя нормы материального права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа Набиуллину Ф.М. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку других оснований к отказу заявителю в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий у Администрации Ленинского района г. Ижевска не имеется, суд обоснованно признал действия Администрации района незаконными и удовлетворил требования Набиуллина Ф.М.
Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона, и оснований считать его неправильным у судебной коллегии не имеется.
Также обоснованно судом был отклонен довод представителя ответчика о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.
Статья 53 Жилищного кодекса РФ содержит меру юридической ответственности граждан за намеренное ухудшение своих жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Граждане, которые намеренно предприняли действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий, с целью приобретения права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Такие действия могут заключаться, например, во вселении в жилое помещение других граждан, которые имеют возможность проживать в другом жилом помещении. В результате их вселения в жилое помещение жилая площадь на каждого проживающего становится меньше учетной нормы. Возникает право постановки на учет. Намеренными действиями могут быть признаны и действия по умышленному разрушению жилого помещения с целью приведения его в состояние, негодное для проживания, и т.д.
По мнению судебной коллегии, в данном случае со стороны Набиуллина Ф.М. не усматривается намеренных действий по умышленному ухудшению своих жилищных условий.
Как установлено судом, заявитель ранее проживал в двухкомнатной квартире общей площадью 45,5 кв. м. по адресу: <адрес>, в которой имел в собственности 1/3 долю.
В настоящее время истцу принадлежит 9/10 долей в праве собственности на <адрес> общей площадью 18,2 кв.м., в которой он проживает вдвоем со своей женой ФИО8
Из показаний свидетелей ФИО13 и ФИО8, допрошенных судом первой инстанции, следует, что в квартире по <адрес> истец проживает с 2002 года. В квартире по <адрес> в последнее время проживали: сын истца ФИО23 с женой и ребенком и сын истца ФИО3. Данная квартира двухкомнатная, комнаты смежные, условий для проживания в ней семьи истца не было. ФИО3 страдает психическим заболеванием, состоял на учете в психиатрической больнице и злоупотреблял алкоголем. В связи с невозможностью совместного проживания с ФИО3 данная квартира была продана в 2009 году.
Факт наличия у сына истца – ФИО3 <данные изъяты> заболевания подтверждается <данные изъяты>
Таким образом, факт намеренного ухудшения заявителем своих жилищных условий в судебном заседании не подтвержден.
Из материалов гражданского дела следует, что судом полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, правильно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, дана объективная, соответствующая нормам материального права оценка доказательствам.
Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 06 апреля 2012 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации Ленинского района города Ижевска – оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Пономарева
Судьи Ю.В. Долгополова
М.Р. Константинова
Копия верна: судья