иск прокурора о признании незаконным распоряжения администрации о снятии вдовы участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с учета нуждающихс я получении жилья удовлетворено, поскольку участник ликвидации ранее право на получение жилья не реализовал



Судья Сутягина С.А.                                Дело № 33-1032

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Пономаревой А.В.,

судей Константиновой М.Р., Долгополовой Ю.В.,

при секретаре Батуевой А.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 5 апреля 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Индустриального района г. Ижевска

на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 20 января 2012 года,

которым иск прокурора Индустриального района г. Ижевска в интересах К.В.А. к Администрации Индустриального района г. Ижевска о признании незаконным снятия с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворен.

Признано незаконным распоряжение главы Администрации Индустриального района г. Ижевска от 22 июля 2011 года «О снятии К.В.А. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий».

На Администрацию Индустриального района г. Ижевска возложена обязанность по восстановлению К.В.А. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по состоянию на 22 июля 2011 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Пономаревой А.В., объяснения представителя Администрации Индустриального района г. Ижевска- Ч.С.А.(по доверенности), поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора Р.В.К., объяснения К.В.А.,ссылавшихся на необоснованность жалобы и просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Индустриального района г. Ижевска обратился в суд с иском, заявленным в интересах К.В.А. к Администрации Индустриального района г. Ижевска о признании незаконным распоряжения главы Администрации Индустриального района г. Ижевска от 22 июля 2011 года «О снятии К.В.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий», возложении обязанности на Администрацию Индустриального района г. Ижевска принять К.В.Я. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в течение 30 дней после вступления в законную силу решения.

Требования мотивировал тем, что К.В.А. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС – К.А.Г., умершего 28 сентября 2003 года, и имеет право на меру социальной поддержки, предусмотренную п.2 ч.1 ст.14 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в виде обеспечения жилой площадью. 23 марта 1998 года семья К.А.Г. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако распоряжением Администрации Индустриального района г. Ижевска от 22 июля 2011 года указанная семья была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ. Прокурор считает, что данное решение является незаконным. Основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали К.В.А. право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не утрачены.

В ходе судебного разбирательства прокурор изменил требования, вместо возложения обязанности принять К.В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях просил восстановить ее на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 22 июля 2011 года.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

К.В.А. исковые требования поддержала.

Представитель Администрации Индустриального района г. Ижевска – Ч.С.А. полагал, что требования удовлетворению не подлежат.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Администрация Индустриального района г. Ижевска просит решение суда отменить с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Заявитель жалобы считает, что оспариваемое распоряжение главы Администрации Индустриального района г. Ижевска является законным, поскольку с учетом изменившегося состава семьи К. обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи превысила учетную норму. Кроме того, считает необоснованной ссылку суда на положения ст.32 ЖК РСФСР и п.20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР и п.19 аналогичных Правил, утвержденных Советом Министров УАССР.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, К.А.Г. принимал участие в 1990 году по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

23 марта 1998 года К.А.Г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди как участник ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с составом семьи из 4 человек: К.А.Г. (заявитель), К.В.А. (жена), К.О.А. (дочь), К.Д.А. (сын).

Согласно поквартирной карточке дочь К.О.А. снята с регистрационного учета в 1999 году. Внучка К.Д.Д., 9 апреля 2001 года рождения, зарегистрирована в указанном помещении 3 мая 2001 года.

28 сентября 2003 года К.А.Г. умер.

30 марта 2004 года К.А.Г. снят с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Распоряжением Администрации Индустриального района г. Ижевска от 22 июля 2011 года К.В.А. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что семья К.А.А.(она сама, сын и внучка) проживает в квартире общей площадью 41,6 кв. м и жилой площадью 28,4 кв. м, что составляет 9,4 кв.м жилой площади на одного члена семьи и что превышало учетную норму на момент постановки на учет. В соответствии с п.2 ст.56 ЖК РФ К.А.А. утратила основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Соответствующее распоряжение направлено в адрес К.В.А. 25 июля 2011 года (л.д. 9).

Данное распоряжение прокурор считает незаконным по причине нарушения ответчиком требований ст.56 ЖК РФ, регулирующих порядок снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях.

В суде апелляционной инстанции установлено, что К.В.Я. является вдовой умершего 28 сентября 2003 года К.А.Г., который согласно сведениям, представленным в суд апелляционной инстанции Министерством социальной защиты населения УР, относится к категории граждан, указанных в п.3 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то есть к гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие».

Согласно решению межведомственного экспертного совета г. Санкт-Петербурга от 15 июля 2004 года причина смерти К.А.Г. связана с сочетанным воздействием радиационных и других неблагоприятных факторов при выполнении работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 11 апреля 2012 года, К.В.А., К.Д.А., К.Д.Д. являются собственниками двухкомнатной квартиры площадью 41.6 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. Доля в праве каждого-1/3.

Решением Индустриального районного суда г. Ижевска от 15 февраля 2011 года установлен факт того, что несовершеннолетняя К.Д.Д.-дочь К.Д.А. является членом семьи К.В.А.

Судебная коллегия приходит к выводу, что, поскольку несовершеннолетняя К.Д.Д. с рождения была вселена в жилое помещение, проживает в нем до настоящего времени, зарегистрирована в поквартирной карточке как внучка наймодателя, права несовершеннолетней К.Д.Д. производны от прав истца К.Д.А., который являлся членом семьи нанимателя в силу положений ст.53 ЖК РСФСР, она также являлась членом семьи К.А.Г.

Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и ст.56 ЖК РФ. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в ст.32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент признания К.А.Г. нуждающимся в получении жилья в 1998 году.

Согласно ст.28 и 29 ЖК РСФСР, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 были утверждены Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР.

Во исполнение данного постановления постановлением Совета Министров УАССР № 231 от 30 августа 1984 года были утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Удмуртской АССР.

В соответствии с пунктом 7 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на 1 одного члена семьи менее 9 кв.м.

На учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий К.А.Г. был поставлен в соответствии с указанными нормами.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвегшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до 1 января 2005 года.

Вышеуказанный Чернобыльский закон в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, гарантировал гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона (категория, к которой относился К.А.Г.), первоочередное разовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, распространял эту гарантию на семьи, в том числе на вдов (вдовцов), умерших участников ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (пункт 3 части 1 ст.15).

Из содержания приведенных законоположений следует, что в случае смерти граждан, указанных в пункте 3 статьи 13 названного Закона, их семьям гарантировались те же самые льготы по обеспечению жилой площадью, которые ранее имели умершие граждане.

Граждане, указанные в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона, обеспечиваются жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации (ст.15 Закона), а именно на основании постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153(в редакции от 3 ноября 2011 года) «О некоторых вопросах реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы». Согласно указанному постановлению норматив общей площади жилого помещения для расчета социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Администрация Индустриального района г. Ижевска, принимая решение о снятии семьи К. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходила из изменения состава семьи после смерти К.А.Г., что привело к превышению учетной нормы по обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи; следовательно, основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, отпали.

Между тем с момента постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в пользовании семьи К. находилась та же квартира площадью 28,4 кв. м, до момента смерти семья К.А.Г. состояла из 4 человек, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи приходилась менее учетной нормы 9 кв.м.

Поскольку из содержания Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 следует, а именно части четвертой ст.14, части второй статьи 15, что на семьи умерших граждан, в том числе указанных в пункте 3 части первой ст.13, распространена та же мера социальной поддержки по обеспечению жильем, которую имели сами эти граждане, без какой-либо ограничительной оговорки, смерть гражданина не может явиться событием, уменьшающим объем предоставляемой меры социальной поддержки, право на получение которой переходит семье умершего.

Исходя из изложенного, судебная коллегия находит верным вывод суда в той части, что оснований для снятия К.В.А. с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий у Администрации Индустриального района не было.

Вопрос законности снятия с учета подлежит рассмотрению с позиции учетной нормы, действующей на момент постановки на учет К.А.Г., а также исходя из того, что заявитель была оставлена в очереди именно в связи с тем, что в первоочередном порядке участнику Чернобыльской АЭС не была предоставлена жилая площадь в размере, установленном действующим законодательством. Лишение семей умерших граждан, на которых распространялись меры социальной поддержки, возможности реализации права на обеспечение жилыми помещениями является ограничением их прав по сравнению с тем, как они определены в Законе.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах К..

В то же время ссылка суда, что не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи потерявших кормильца, состоявшего на учете, подлежит исключению, поскольку из представленных в суд первой инстанции доказательств не следует, что по отношению к К., и членам семьи умерший являлся кормильцем.

По существу решение суда первой инстанции является правильным, а следовательно, в силу ч.6 ст.330 ГПК РФ отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА

решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 20 января 2012 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Администрации Индустриального района г. Ижевска оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Копия верна.

Судья: Пономарева А.В.