РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 марта 2011 года г. Ижевск Верховный Суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего - судьи Рябова Д.В., при секретаре Шибановой С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сидорова А.Ф. к Министерству Финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, УСТАНОВИЛ: В суд обратился Сидоров А.Ф. к Министерству Финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, указывая в обоснование требований, что решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 24 марта 2005 года с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики из средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, взыскана в пользу заявителя денежная сумма в размере 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей целевым назначением для приобретения в собственность жилого помещения в виде отдельной квартиры в г. Ижевске. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумму 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики сумму взыскать в пользу Сидорова А.Ф. с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в субсидиарном порядке. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации средств, поступающих из Казны (бюджета) Российской Федерации, на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумм 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации сумму взыскать в пользу Сидорова А.Ф. с Казны (бюджета) Российской Федерации в субсидиарном порядке. Решение вступило в законную силу 15 апреля 2005 года. 18 апреля 2005 года Октябрьским районным судом г. Ижевска было выпущено два исполнительных листа, которые были направлены в Индустриальное районное отделение судебных приставов. 05.05.2005г., руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001г. № 143, Сидоров А.Ф. отозвал исполнительные листы, и 25.05.2005г. предъявил все необходимые документы в Отделение Федерального казначейства (ОФК) по г. Ижевску. 29.12.2007г. исполнительные листы возвращены в Октябрьский районный суд г. Ижевска без исполнения за подписью руководителя органа Федерального казначейства Шишкина В.Г. с указанием на то, что должником содержащиеся в нем требования не исполнены. Указанное решение суда до настоящего времени не исполнено. Заявитель просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 214 924 (Двести четырнадцать тысяч девятьсот двадцать четыре) рубля в свою пользу за счет средств федерального бюджета путем перечисления на лицевой счет заявителя. В судебное заседание Сидоров А.Ф. не явился, просил рассмотреть дело без его участия, с участием представителя заявителя Россихина А.В. В судебном заседании представитель заявителя Россихин А.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, указал, что взыскание компенсации следует произвести с Министерства Финансов РФ за счет средств федерального бюджета. Представитель Управления Федерального казначейства по Удмуртской республике Ходырев С.М., действующий на основании доверенностей от имени Министерства Финансов РФ, требования Сидорова А.Ф. не признал, представив письменные возражения, в которых указал, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку в соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.04.2010 №68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок. Заявитель указывает, что неисполнение длится с 18.04.2005 г. Однако исполнительный лист был надлежащим образом направлен на исполнение в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 22.01.2001 г. №43 лишь 25.05.2005 г. Кроме того, действия самого взыскателя привели к неисполнению решения суда. Отделением трижды в течении 2006-2007 годов направлялись соответствующие документы в адрес взыскателя, однако письма, направленные Отделением в адрес Сидорова А.Ф., указанный в заявлении, были возвращены почтовым отделением обратно. На основании ч.8 ст.3 Закона №68-ФЗ отсутствуют основания для удовлетворения Заявления. Кроме того, на день подачи заявления 3-хлетний срок предъявления исполнительного листа к исполнению давно истёк. Исполнительный лист к исполнению не предъявлялся. Заявитель всячески препятствовал изменению порядка и способа исполнения судебного акта, в соответствии с новыми положениями программы «Жилище». Представители Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в суд не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено без участия представителей заинтересованных лиц. Представитель Министерства регионального развития Российской Федерации направил в суд возражения на заявление Сидорова А.Ф., в котором указывает, что в удовлетворении заявления Сидорова А.Ф. следует отказать в полном объеме. Так исходя из заявления Сидорова А.Ф. и приложенных к нему материалов, следует, что заявитель не предпринял достаточных мер для правильного и своевременного исполнения решения суда, в частности не предъявил исполнительные документы, в порядке, установленном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ для исполнения к субсидиарным ответчикам, указанным в резолютивной части решения суда. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу. Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 24 марта 2005 года с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики из средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, взыскана в пользу заявителя денежная сумма в размере 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей целевым назначением для приобретения в собственность жилого помещения в виде отдельной квартиры в г. Ижевске. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумму 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики сумму взыскать в пользу Сидорова А.Ф. с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в субсидиарном порядке. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации средств, поступающих из Казны (бюджета) Российской Федерации, на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумм 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации сумму взыскать в пользу Сидорова А.Ф. с Казны (бюджета) Российской Федерации в субсидиарном порядке. Решение вступило в законную силу 15 апреля 2005 года. 18 апреля 2005 года Октябрьским районным судом г. Ижевска было выпущено два исполнительных листа, которые были направлены в Индустриальное районное отделение судебных приставов г.Ижевска УР. 05.05.2005г., руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001г. № 143, Сидоров А.Ф. отозвал исполнительные листы, и 25.05.2005г. предъявил все необходимые документы в Отделение Федерального казначейства (ОФК) по г. Ижевску. В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в адрес Сидорова А.Ф. Отделением по г.Ижевску УФК по Удмуртской Республике было направлено Уведомление №14 от 27 июля 2006 г. о неисполнении должником требований исполнительного документа и возможности предъявления исковых требований к главному распорядителю средств бюджета - Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 05.02.2007 г. Сидорову А.Ф. Отделением повторно направлено Уведомление №17 о неисполнении Должником требований исполнительного документа и закрытии лицевого счета Должнику - МЧС УР. Отделением также было сообщено гр. Сидорову А.Ф. о необходимости направления в Отделение заявления с просьбой о возврате исполнительных документов. 22 мая 2007 г. взыскателю Сидорову А.Ф. дополнительно направлено Уведомление №03-32/1248 о неисполнении должником требований исполнительного документа и закрытии лицевого счета Должнику - МЧС УР. Еще раз сообщено о необходимости направления в Отделение заявления с просьбой о возврате исполнительных документов. 29.12.2007г. исполнительные листы возвращены в Октябрьский районный суд г. Ижевска без исполнения за подписью руководителя органа Федерального казначейства Шишкина В.Г. с указанием на то, что должником содержащиеся в нем требования не исполнены и лицевой счет должника закрыт. Указанное решение суда до настоящего времени не исполнено. В связи с тем, что решение Октябрьского районного суда г. Ижевска от 24 марта 2005 года длительное время не исполнялось, 5 марта 2008 года Сидоров А.Ф. обратился с жалобой в Европейский Суд по правам человека, делу был присвоен № 35230/07. Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований Сидорова А.Ф. по следующим основаниям. Пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. Федеральный закон от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту – Закон №68-ФЗ) в пункте 1 статьи 1 предусмотрел, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (пункт 2 статьи 1 Закона №68-ФЗ). Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (пункт 3 статьи 1 Закона №68-ФЗ). В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №30 и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации №64 от 23 декабря 2010 года «О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту – Постановление №30/64) - судам необходимо иметь в виду, что присуждаемая компенсация представляет собой денежное возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, выплачиваемое независимо от вины органа или должностного лица, причинивших этот вред. Лицо, обратившееся в суд с заявлением о присуждении компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда, поскольку в случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок причинение указанного вреда презюмируется. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления № 30\64) - при оценке общей продолжительности исполнения судебного акта следует учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также направления такого документа судом в орган, уполномоченный исполнять соответствующий судебный акт. При этом необходимо иметь в виду, что превышение разумного срока исполнения судебного акта не оправдывают обстоятельства, связанные в том числе с организацией процедуры исполнения судебных актов, отсутствием необходимых для исполнения судебного акта денежных средств. С учетом вышеизложенного, доводы представителя Министерства Финансов РФ о том, что длительное неисполнение решения суда было связано с отсутствием денежных средств на счете должника - Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики, не являются обстоятельством, исключающим ответственность органа, уполномоченного исполнять соответствующий судебный акт. Действия суда (судьи), органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя признаются достаточными и эффективными, если такие действия способствуют своевременному рассмотрению гражданского или уголовного дела, исполнению судебного акта, осуществлению уголовного преследования (пункт 40 Постановления №30/64). Из содержания пункта 43 Постановления №30/64 следует, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления надлежаще оформленного исполнительного документа на исполнение до момента окончания производства по исполнению судебного акта (пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ). В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что 24 марта 2005 года Октябрьский районный суд г.Ижевска постановил решение, которым с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики из средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, взыскана в пользу заявителя денежная сумма в размере 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей целевым назначением для приобретения в собственность жилого помещения в виде отдельной квартиры в г. Ижевске. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумму 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики сумму взыскать в пользу Сидорова А.Ф. с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в субсидиарном порядке. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации средств, поступающих из Казны (бюджета) Российской Федерации, на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумм 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации сумму взыскать в пользу Сидорова Александра Федоровича с Казны (бюджета) Российской Федерации в субсидиарном порядке. Указанное судебное постановление вступило в законную силу 15 апреля 2005 года. 25.05.2005г. Сидоров А.Ф. предъявил все необходимые документы в Отделение Федерального казначейства (ОФК) по г. Ижевску, следовательно, именно с указанной даты начинает исчисляться срок общей продолжительности исполнения судебного акта. В указанный период времени порядок исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, регулировался Правилами исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (далее по тексту – Правила №143), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 года №143. В силу пунктов 2 и 3 Правил №143 (здесь и далее в редакции на 24 февраля 2005 года) – исполнительный документ по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов, указанных в пункте 1 настоящих Правил. Одновременно с исполнительным документом взыскателем представляется заверенная в установленном порядке копия решения суда, для исполнения которого выдан исполнительный документ, и заявление с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Пунктами 6 и 7 Правил №143 предусмотрено, что территориальный орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после предъявления исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению в соответствии с настоящими Правилами. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного в пункте 6 настоящих Правил уведомления представляет в территориальный орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (деятельность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, за счет средств федерального бюджета должник одновременно с письмом представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения указанных требований в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации ( (пункт 8 Правил №143). В силу пункта 9 Правил №143 – При отсутствии или недостаточности остатка лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, должник направляет главному распорядителю (распорядителю), в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения должнику дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Копия запроса-требования, заверенная подписью руководителя (его заместителя) должника, представляется должником в территориальный орган Федерального казначейства в указанный в пункте 7 настоящих Правил срок. Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в 2-месячный срок со дня поступления исполнительного документа в территориальный орган Федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета получателя средств федерального бюджета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросами-требованиями. В соответствии с пунктом 10 Правил №143 – должник обязан представить в территориальный орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоочередном порядке не позднее следующего рабочего дня после получения выписки из его лицевого счета получателя средств федерального бюджета, отражающей наличие остатка объемов финансирования расходов, по кодам бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в письме, предусмотренном пунктом 7 настоящих Правил. При неисполнении должником в течение 2 месяцев со дня поступления исполнительного документа в территориальный орган Федерального казначейства требований, содержащихся в исполнительном документе, а также при нарушении должником сроков, установленных пунктами 7 - 11 настоящих Правил, территориальные органы Федерального казначейства приостанавливают в установленном порядке осуществление операций по расходованию средств с соответствующих лицевых счетов должника до момента устранения нарушения. Операции по лицевым счетам не приостанавливаются при предъявлении должником в территориальные органы Федерального казначейства документов, подтверждающих исполнение решения суда или судебного акта, отменяющего или приостанавливающего исполнение решения суда (пункт 13 Правил №143). Согласно пункту 15 Правил №143 – в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании с главного распорядителя средств федерального бюджета исполняется в порядке, установленном настоящими Правилами. Все указанные действия по исполнению судебного акта должны были совершены Отделением Федерального казначейства (ОФК) по г.Ижевску и должником - Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики в течение 2-х месяцев со дня поступления исполнительного документа в территориальный орган Федерального казначейства (пункт 13 Правил №143). Доказательств, подтверждающих совершение заинтересованными лицами, предусмотренных законом действий, осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления, в суд не представлено. 01 июня 2006 года в законную силу вступила Глава 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) предусматривающая порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Судом установлено, что 27 июля 2006г. Отделение Федерального казначейства (ОФК) по г.Ижевску направило Сидорову А.Ф. уведомление №14, в котором сообщило о неисполнении должником требований исполнительного документа и возможности предъявления исковых требований к главному распорядителю средств бюджета - Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. 05.02.2007 г. Сидорову А.Ф. Отделением повторно направлено Уведомление №17 о неисполнении Должником требований исполнительного документа и закрытии лицевого счета Должнику - МЧС УР. Отделением также было сообщено гр. Сидорову А.Ф. о необходимости направления в Отделение заявления с просьбой о возврате исполнительных документов. 22 мая 2007 г. взыскателю Сидорову А.Ф. дополнительно направлено Уведомление №03-32/1248 о неисполнении должником требований исполнительного документа и закрытии лицевого счета Должнику - МЧС УР. Еще раз сообщено о необходимости направления в Отделение заявления с просьбой о возврате исполнительных документов. В решении Октябрьского районного суда г.Ижевска уже имелось указание на то, что при отсутствии или недостаточности у Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации, Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, взыскана в пользу заявителя денежная сумма в размере 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей целевым назначением для приобретения в собственность жилого помещения в виде отдельной квартиры в г. Ижевске. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики средств, поступающих из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации и Казны (бюджета) Российской Федерации на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумму 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Удмуртской Республики сумму взыскать в пользу Сидорова А.Ф. с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в субсидиарном порядке. При отсутствии или недостаточности у Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации средств, поступающих из Казны (бюджета) Российской Федерации, на реализацию льгот гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, для исполнения решения сумм 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей или недостающую после взыскания с Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям Российской Федерации сумму взыскать в пользу Сидорова А.Ф. с Казны (бюджета) Российской Федерации в субсидиарном порядке. Кроме этого судом установлено, что 29 декабря 2007 года исполнительный лист возвращен Отделением Федерального казначейства (ОФК) по г.Ижевску в адрес Октябрьского суда г.Ижевска с указанием на то, что лицевой счет должника закрыт. 29 января 2008г. представителем заявителя Сармакеевым исполнительный лист получен на руки. В силу пункта 3 статьи 242.1 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент возврата исполнительного листа) - основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является: непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем либо судом заявления об отзыве исполнительного документа. Из содержания указанной нормы БК РФ усматривается, что предусмотренных законом оснований для возвращения суду или взыскателю исполнительного документа у ОФК по г.Ижевска не имелось. Таким образом исполнительный лист об обращении взыскания на средства бюджета Российской Федерации, находился на исполнении в Отделении Федерального казначейства (ОФК) по г.Ижевску с 25 мая 2005 года по 29 декабря 2007 года, то есть в течение 2 лет 7 месяцев 4 дней, что значительно превышает сроки исполнения судебного решения, установленные законодателем. Впоследствии исполнение требований исполнительного документа не производилось в связи с необоснованным возвратом взыскателю исполнительного документа. Судом установлено, что решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 24 марта 2005 года до настоящего времени не исполнено, в связи с чем заявитель, ссылаясь на практику рассмотрения дел ЕСПЧ, просит присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 214924 руб. Анализируя заявленные требования и материалы дела, суд приходит к выводу, что уполномоченными органами Российской Федерации были нарушены разумные сроки исполнения судебного постановления, предусмотренные действующим законодательством РФ. При определении размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд учитывает положения статьи 2 Закона №68-ФЗ и разъяснения, изложенные в пункте 49 Постановления №30/64 о том, что размер компенсации определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики ЕСПЧ. Суд принимает во внимание длительность не исполнения судебного постановления, составившую 5 лет 10 месяцев и 22 дня, значимость последствий указанного неисполнения для заявителя, в том числе размер суммы, недополученной в связи с неисполнением решения суда составляющей 750 000 руб., а также требования заявителя, учитывает принципы разумности, справедливости и практику ЕСПЧ и приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных Сидоровым А.Ф. требований и об определении размера компенсации в сумме 67 000 руб. Указанная сумма в силу положений пункта 3 статьи 4 и подпункта 2 пункта 2 статьи 5 Закона №68-ФЗ подлежит взысканию с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, поскольку судебный акт, предусматривал обращение взыскания на средства федерального бюджета. Денежная сумма, взысканная настоящим решением, подлежит перечислению на следующие банковские реквизиты заявителя путем перечисления на счет № 42306 810 1 6800 1009187 34, открытый в Удмуртском отделении Сбербанка РФ № 8618/0059 Западно-Уральского банка СБ РФ, расположенного по адресу: 426057, г.Ижевск, ул.Красная, 105, ИНН 7707083893, БИК 049401601, к/счет №30101810400000000601, КПП 183502001, р/с 42306810168001009187. Доводы заинтересованных лиц о пропуске заявителем сроков обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, являются необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с частью 3 статьи 244.1 ГПК РФ - заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. Аналогичное положение закреплено в пункте 8 статьи 3 Закона №68-ФЗ. В тоже время, как указывает заявитель, решение Октябрьского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики в части взыскания присужденной судом суммы не исполнено до настоящего времени. В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что судебное постановление не было исполнено в период нахождения исполнительного документа на исполнении в Отделении Федерального казначейства (ОФК) по г.Ижевску в период с 25 мая 2005 года по 29 декабря 2007 года, а затем в отсутствие предусмотренных законом оснований был возвращен заявителю. Таким образом, по мнению суда, Сидоровым А.Ф. не допущено нарушений действующего законодательства при подаче рассматриваемого заявления, срок, установленный законом для обращения в суд за взысканием компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок, заявителем Сидоровым А.Ф. не пропущен, в связи с чем, заявление подлежало рассмотрению. Доводы заинтересованных лиц о том, что неисполнение судебного акта в разумный срок имело место по причинам, зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, суд полагает несостоятельными в связи со следующим. В пункте 48 Постановления №30/64 указано, что по смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой). В силу пункта 39 Постановления №30/64 - превышение разумного срока исполнения судебного акта не оправдывают обстоятельства, связанные в том числе с организацией процедуры исполнения судебных актов, отсутствием необходимых для исполнения судебного акта денежных средств. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если такие действия способствуют своевременному исполнению судебного акта (пункт 40 Постановления №30/64). В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ - правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая из которых должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались. Согласно вышеуказанным нормам права и в порядке статей 12, 56 ГПК РФ обязанность предоставления доказательств, подтверждающих достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного постановления действий органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебного постановления, а также доказательств, подтверждающих, что длительность исполнения судебного акта вызвана исключительно действия заявителя, либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимая сила). Однако доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, заинтересованными лицами в суд представлено не было. Не имеют правового значения для разрешения данного дела доводы представителя Министерства Финансов РФ о том, что на день подачи заявления в суд 3-х летний срок предъявления исполнительного листа давно истек. Доводы представителя Министерства Финансов РФ о том, что заявитель всячески препятствовал изменению порядка и способа исполнению судебного акта, в соответствии с новыми положениями программы «Жилище», являются необоснованными, так как в силу норм ст. 203 ГПК РФ должники ( заинтересованные лица) вправе были обратиться в суд, вынесший решение, с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда. Кроме того, суд отмечает, что обстоятельств, свидетельствующих о препятствовании Сидоровым А.Ф. изменению порядка и способа исполнения решения суда, в суде установлено не было. В силу ст. 333.39 п.19 НК РФ Министерство Финансов РФ освобождено от уплаты госпошлины по делу. В соответствии с п.3 ст. 244.9 ГПК РФ - решение суда о присуждении компенсации, указанной в части первой настоящей статьи, подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Сидорова А.Ф. удовлетворить частично. Взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу Сидорова А.Ф. 67 000 руб. компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок путем перечисления на счет № 42306 810 1 6800 1009187 34, открытый в Удмуртском отделении Сбербанка РФ № 8618/0059 Западно-Уральского банка СБ РФ, расположенного по адресу: 426057 г. Ижевск, ул. Красная, 105, ИНН 7707083893, БИК 049401601, к/счет № 30101810400000000601, КПП 183502001, р/с 42306810168001009187. В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 марта 2011г. Судья- Д.В.Рябов