у с т а н о в и л: прокурор Удмуртской Республики (далее – прокурор) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими пунктов XXII и XXV Перечня лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, приложений 2, 3, абзаца 27 главы II, абзаца 4 главы VI в части слов «9,662 посещений» и «8,9 посещений», абзаца 3 главы VII в части слов «1076,4 рубля», абзаца 8 главы VII в части слов «454,68 рубля», абзаца 11 главы VII в части слов «1511,64 рубля» Территориальной программы. Указывает, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждение порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 сентября 2008 года № 513н определен порядок деятельности врачебной комиссии медицинской организации и функции врачебной комиссии. Пунктом 2 этого же Приказа установлено, что в своей деятельности врачебная комиссия руководствуется, в том числе, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По утверждению прокурора, в нарушение указанных положений законов, пункт XXII Перечня лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и приложение 2 Территориальной программы, возлагающие на врачебные комиссии медицинской организации дополнительные полномочия и функции в сфере принятия решений о назначения лекарственных, наркотических и психотропных средств, противоречат требованиям действующего федерального законодательства, поскольку функции врачебных комиссий определяются исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и не могут регулироваться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. По этому же основанию прокурор считает, что пункт XXV Перечня лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения и приложения 3 Территориальной программы противоречат требованиям действующего федерального законодательства. Абзацем 27 главы II Территориальной программы определено, что медицинская помощь и консультативные услуги оказываются с согласия одного из родителей или иного законного представителя следующим категориям граждан: несовершеннолетним больным наркоманией в возрасте до 16 лет; иным несовершеннолетним в возрасте до 15 лет; лицам, признанным в установленном порядке недееспособными. В то же время подпунктом 1 пункта 2 статьи 20, пунктом 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство имеют следующие категории граждан: несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет; иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет; лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными, если такие лица по своему состоянию не способны дать согласие на медицинское вмешательство. На основании пункта 2 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации приведенного действующего законодательства, прокурор считает, что вопросы, связанные с установлением прав несовершеннолетних и их гарантий в сфере охраны здоровья, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулироваться не могут, в связи с чем абзац 27 главы II Территориальной программы принят с превышением установленной компетенции. Кроме этого, прокурор полагает, что установление заниженных объемов медицинской помощи и подушевых нормативов финансового обеспечения нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в Федеральной программе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856 и противоречит пункту 3 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и соответственно положениям названной Федеральной программы. В письменных возражениях на заявленные Прокурором Удмуртской Республики требования представитель Правительства Удмуртской Республики просил заявление Прокурора УР оставить без удовлетворения. Указывает, что Территориальной программой предусмотрен норматив объема медицинской помощи для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях или их соответствующих структурных подразделениях – 9,662 посещения. Федеральной программой предусмотрено 9,7 посещений. Более низкий норматив, предусмотренный Территориальной программой, объясняется нехваткой медицинских кадров, особенно в сельской местности. Норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по Территориальной программе – 1076,4 рубля, а по Федеральной программе – 1710,1 рубля. Данная цифра сформирована исходя из тех средств, которые предусмотрены в бюджете Удмуртской Республики на 2012 год. Норматив финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров по Территориальной программе – 454,68 рублей, по Федеральной программе – 478,0 рублей. Данная цифра сформирована исходя из тех средств, которые предусмотрены в бюджете Удмуртской Республики на 2012 год. Данный вид помощи – это в основном терапевтическая помощь, не требующая больших затрат. В дополнительных возражениях представитель Правительства Удмуртской Республики указывает, что положения абзаца 27 главы II Территориальной программы о том, что медицинская помощь и консультативные услуги несовершеннолетним больным наркоманией в возрасте до 16 лет, иным несовершеннолетним в возрасте до 15 лет или лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, оказываются с согласия одного из родителей или иного законного представителя, не противоречат законодательству Российской Федерации. Федеральным законодательством закреплена возможность медицинского вмешательства в отношении больных наркоманией в возрасте до 16 лет иных несовершеннолетних в возрасте до 15 лет или лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя. В процессе рассмотрения дела Прокурором Удмуртской Республики заявлено ходатайство об отказе от части заявленных требований и прекращении производства по делу в данной части. Определением суда от 26 июля 2012 года производство по делу в части заявленных требований о признании противоречащим действующему законодательству пункта XXII приложения 2 Территориальной программы; о признании противоречащим действующему законодательству пункта XXV приложения 3 Территориальной программы; о признании противоречащим действующему законодательству абзац 11 главы VII Территориальной программы прекращено в связи с отказом Прокурора Удмуртской Республики от данных требований. В судебном заседании участвующий в деле прокурор Д. поддержал заявленные требования по основаниям изложенным в заявлении и просил удовлетворить их в полном объеме. Представитель Правительства УР Г. в судебном заседании пояснял, что заявленные Прокурором УР требования являются необоснованными. В своих объяснениях ссылался на доводы, изложенные в письменных возражениях. Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. На основании статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 2 марта 2001 года №6-РЗ «О Правительстве Удмуртской Республики», Правительство Удмуртской Республики в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Удмуртской Республики, настоящим Законом, другими законами Удмуртской Республики, указами Президента Удмуртской Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Удмуртской Республики. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Удмуртской Республики. Постановления и распоряжения Правительства Удмуртской Республики обязательны к исполнению в Удмуртской Республике. Постановления и распоряжения Правительства Удмуртской Республики подписываются Президентом Удмуртской Республики либо по его поручению Председателем Правительства Удмуртской Республики. Такое поручение Председателю Правительства Удмуртской Республики оформляется указом или распоряжением Президента Удмуртской Республики. Постановления Правительства Удмуртской Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они официально не опубликованы. Официальное опубликование осуществляется не позднее десяти дней со дня принятия постановления Правительства Удмуртской Республики в одном из следующих республиканских периодических печатных изданий: газете «Известия Удмуртской Республики», газете «Удмуртская правда», газете «Удмурт дунне» и Собрании законодательства Удмуртской Республики. Акты Правительства Удмуртской Республики могут быть обжалованы в суд. Указом Президента Удмуртской Республики от 29 ноября 2000 года №5 «Об актах Правительства Удмуртской Республики» Председателю правительства Удмуртской Республики поручено подписывать Акты Правительства Удмуртской Республики, принятые на заседаниях Правительства Удмуртской Республики и Президиума Правительства Удмуртской Республики под председательством Председателя Правительства Удмуртской Республики. Указом Президента Удмуртской Республики от 3 марта 2009 года №39 Председателем Правительства Удмуртской Республики назначен Питкевич Юрий Степанович. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 февраля 2012 года №45, подписанным Председателем Правительства Удмуртской Республики Питкевичем Ю.С., утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2012 год. Названное Постановление и текст Территориальной программы были официально опубликовано в «Собрании законодательства Удмуртской Республики» 21 мая 2012 года № 40. Суд отмечает, что Постановление Правительства Удмуртской Республики от 13 февраля 2012 года №45 издано уполномоченным органом исполнительной власти, в установленной для этого органа форме, опубликовано для всеобщего сведения в республиканском печатном издании, определенном законом для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Удмуртской Республики. Проверяя содержание Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2012 год в оспариваемой заявителем части на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется, в том числе, на основе принципа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Согласно статьи 3 ФЗ от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона. Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (п.1). Базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (п.8). Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования (п.9). В силу положений статьи 5 вышеназванного Федерального закона, к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся утверждение базовой программы обязательного медицинского страхования и единых требований к территориальным программам обязательного медицинского страхования. Согласно статье 6 указанного Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится, в том числе утверждение территориальных программ обязательного медицинского страхования, соответствующих единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года территориальная программа обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации может включать в себя оказание медицинской помощи при отдельных заболеваниях и состояниях здоровья, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, без соблюдения условия выполнения нормативов, установленных базовой программой обязательного страхования, при сохранении объема финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не ниже уровня 2010 года, в том числе в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856 (далее – Федеральная программа). Главой I отмечено, что Федеральная программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации (далее - граждане) на территории Российской Федерации бесплатно. Главой IV названной Федеральной программы установлены нормативы объема медицинской помощи, которые рассчитываются на 1 человека в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования – на одно застрахованное лицо и в среднем составляют: для амбулаторной, в том числе неотложной, медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях – 9,7 посещений, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – 8,962 посещения. Главой V названной Федеральной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в соответствии с Программой, рассчитаны исходя из расходов на ее оказание и в среднем составляют: на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи - 1710,1 руб.; на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров - 478 руб., в том числе 470,5 руб. - за счет средств обязательного медицинского страхования; Главой VI Территориальной программы установлены нормативы объема медицинской помощи, которые рассчитываются на 1 человека в год, используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера подушевых нормативов финансового обечпечения и в среднем составляют: для амбулаторной, в том числе неотложной медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях – 9,662 посещения, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования – 8,9 посещений. Главой VII Территориальной программы установлены нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые в среднем составляют: - на 1 вызов скорой, в том числе специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи – 1076,4 рубля (абзац 3); - на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров – 454,68 рубля по Территориальной программе ОМС, в том числе 442,72 рубля – за счет средств ОМС (абзац 8); Сравнительный анализ положений двух программ свидетельствует об установлении Правительством Удмуртской Республики заниженных по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 октября 2011 года № 856, нормативов объема медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, что нарушает право граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на получение медицинской помощи в объеме, определенном в Федеральной программе. Суд отмечает, что в силу положений ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан», ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год территориальные программы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Федеральной программе, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не уменьшать объем бесплатной медицинской помощи, поскольку такой объем является государственной гарантией. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Территориальной программы противоречат федеральному законодательству, а также ограничивают права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на получение в текущем году медицинской помощи в объеме нормативов, определенных Федеральной программой государственных гарантий. Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и федеральными законами право субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование предусматривает и обязанность субъекта Российской Федерации соблюдать конституционные принципы соответствия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству, в связи с чем возражения представителя Правительства Удмуртской Республики по делу суд находит несостоятельными. Ссылки представителя Правительства Удмуртской Республики на то, что нормативы финансовых затрат сформированы исходя из тех средств, которые предусмотрены в бюджете Удмуртской Республики на 2012 год, не могут быть приняты во внимание в силу следующего. Реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не может быть поставлена в зависимость от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации. При таких обстоятельствах, Территориальная программа, в части установления указанных выше заниженных нормативов, противоречит федеральному законодательству, в связи с чем, заявление прокурора Удмуртской Республики подлежит в данной части удовлетворению. Заявляя требования о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими абзац 27 главы II Территориальной программы, прокурор ссылается на противоречие оспариваемой нормы подпункту 1 пункта 2 статьи 20, подпункту 5 пункта 1 и пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации», пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». В соответствии с абзацем 27 главы II Территориальной программы медицинская помощь и консультативные услуги несовершеннолетним больным наркоманией в возрасте до 16 лет, иным несовершеннолетним в возрасте до 15 лет или лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, оказываются с согласия одного из родителей или иного законного представителя. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении: 1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство. При этом в части 2 статьи 54 названного федерального закона закреплено, что несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет, имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона. Федеральным законом закреплена возможность медицинского вмешательства в отношении больных наркоманией в возрасте до 16 лет, иных несовершеннолетних в возрасте до 15 лет или лиц, признанных в установленном порядке недееспособными, только при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя. Таким образом, положения абзаца 27 главы II Территориальной программы не находятся в противоречии с положениями ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Кроме этого, координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Также, согласно пункту 2 статьи 54 Федерального закона от 08 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Исходя положений вышеназванной статьи ФЗ для оказания наркологической помощи несовершеннолетним больным наркоманией в возрасте до 16 лет, требуется согласие не одного родителя или законного представителя, а всех родителей и законных представителей. Однако исходя из положений ст.20 ФЗ от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в отношении лиц, больных наркоманией, не достигших шестнадцати лет, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель. Таким образом, в настоящее время имеется несоответствие между положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Однако, в этом случае, согласно части 3 статьи 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» правовые положения именно этого законодательного акта будут иметь приоритет перед нормами других федеральных законов, а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе и вышеупомянутого Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах». Таким образом, суд считает, что доводы прокурора о противоречии положений абзаца 27 главы II Территориальной программы Федеральному Закону «О наркотических средствах и психотропных веществах» являются несостоятельными. Вместе с тем суд отмечает, что согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Кроме этого, согласно положениям части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: 1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; 3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке; 4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; 5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; 6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; 8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; 9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Из анализа вышеприведенных норм усматривается, что вопросы, связанные с установлением прав несовершеннолетних и лиц, признанных в установленном порядке недееспособными и их гарантий в области охраны здоровья, не входят в перечень вопросов, подлежащих регулированию Территориальной программой обязательного медицинского страхования. Поэтому данные положения не могут содержаться в Территориальной программе. С учетом изложенных обстоятельств, суд считает установленным, что в оспариваемой части Территориальная программа противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства. Таким образом, суд находит требования прокурора о признании оспариваемых положений Территориальной программы противоречащими требованиям федерального законодательства обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Определяя момент, с которого оспариваемые положения Территориальной программы подлежат признанию недействующими, суд принимает во внимание то обстоятельство, что действие данной программы распространяется на 2012 год, со дня ее утверждения и до рассмотрения судом настоящего дела эта программа применялась на территории Удмуртской Республики, были реализованы права жителей республики на получение бесплатной медицинской помощи, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что данная Территориальная программа подлежит признанию не действующей в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 253 ГПК РФ, суд р е ш и л: заявление прокурора Удмуртской Республики удовлетворить. Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: - абзац 27 главы II; - абзац 4 главы VI, в части слов «9,663 посещений» и «8,9 посещений»; - абзац 3 главы VII, в части слов «1076,4 рубля»; - абзац 8 главы VII, в части слов «454,68 рубля» Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 февраля 2012 года № 45. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный Суд Удмуртской Республики. Мотивированное решение изготовлено судьей 01 августа 2012 года. Судья Н.Н. Сентякова Копия верна: Судья Н.Н. Сентякова