отказ в отмене постановления территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, т.к. подписные листы не заверены кандидатом и сборщик не указал сведения об органе, выдавшем ему паспорт



Дело № 3-36/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012 года г. Ижевск УР

Верховный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кричкер Е.В.,

с участием прокурора Мелентьева А.Н.,

при секретаре Даниловой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. об оспаривании постановления территориальной избирательной комиссии г. Воткинска №65.1 от 07 сентября 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 10 июля 2012 года №820-IV на 14 октября 2012 года назначены выборы в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва.

Для подготовки и проведения указанных выборов подпунктом «е» пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики (далее по тексту – ЦИК УР) от 11 июля 2012 года №3.2-5 полномочия окружной избирательной комиссии, в том числе по Центральному одномандатному избирательному округу №20, возложены на территориальную избирательную комиссию города Воткинска (далее по тексту – ТИК г. Воткинска).

Постановлением ТИК г. Воткинска от 07 сентября 2012 года №65.1 К., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Госсовета УР, в связи с представлением им для регистрации недостаточного количества достоверных подписей избирателей.

К. (далее по тексту – заявитель) обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене указанного постановления ТИК г. Воткинска, возложении обязанности на ТИК г. Воткинска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Госсовета УР по Центральному избирательному округу №20, сославшись на то, что подписи избирателей в подписных листах, представленных им в ТИК г. Воткинска, необоснованно признаны недостоверными, в связи с чем не имелось оснований для отказа в регистрации.

Заявитель К. в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить. При этом полагал, что ТИК г. Воткинска при получении подписных листов с подписями избирателей, собранных в поддержку его выдвижения, обязана была предоставить ему возможность внести в них соответствующие исправления в части, касающейся сведений о нем, как о кандидате и как о сборщике подписей. Кроме того, считал не логичным дважды заверять каждый подписной лист, поскольку являлся и кандидатом, и сборщиком подписей в одном лице.

Представитель органа, чье постановление обжалуется – член ТИК г. Воткинска С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ – л.д.11), в судебном заседании требования заявителя не признала, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснила, что оспариваемое постановление принято в соответствии с правовыми нормами федерального и республиканского законодательства о выборах и не нарушает прав заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и проанализировав материалы дела, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд установил следующие обстоятельства.

21 августа 2012 года К. подал в ТИК г. Воткинска уведомительное письмо и заявление о самовыдвижении и согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Госсовета УР пятого созыва по Центральному избирательному округу №20 (л.д.17, 18).

30 августа 2012 года К. представил в ТИК г. Воткинска документы, необходимые для его регистрации кандидатом в депутаты Госсовета УР, в том числе подписные листы в количестве 13 штук, в которых заявил 138 подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Госсовета УР по Центральному избирательному округу №20 путем самовыдвижения (л.д.19, 24).

В результате проверки, проведенной 04 сентября 2012 года членами рабочей группы ТИК г. Воткинска, были признаны недействительными 26 подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, отобранных для проверки, поскольку в них не в полном объеме были указаны сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, а также они не были заверены собственноручно подписями кандидата (л.д.26-28).

07 сентября 2012 года ТИК г. Воткинска принято постановление №65.1 «Об отказе в регистрации К. кандидатом в депутаты Госсовета УР по Центральному избирательному округу №20» по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 30 статьи 29 Закона Удмуртской Республики от 27 марта 2007 года №803-III «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» (с изменениями на 25 июня 2012 года) (далее по тексту – Закон УР «О выборах депутатов Госсовета УР», Закон УР), в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (л.д.30).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными по делу доказательствами и не оспариваются участниками процесса.

Согласно части 1 статьи 28 Закона УР «О выборах депутатов Госсовета УР» количество подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

В разделе II приложения к постановлению Госсовета УР от 19 июня 2012 года №793-IV, установлено число избирателей по Центральному избирательному округу, составляющее 25 709 человек (л.д.33).

Следовательно, для регистрации кандидата в депутаты Госсовета УР по Центральному избирательному округу №20, необходимо представить 129 подписей избирателей.

При этом, в силу ч.5 ст.29 Закона УР, количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимых для его регистрации не более, чем на 10%.

Исходя из вышеизложенного, суд признает, что кандидат в депутаты Госсовета УР по Центральному избирательному округу №20 вправе представить в ТИК г. Воткинска от 129 до 142 подписей избирателей.

Согласно представленным документам, К. представил в ТИК г. Воткинска 13 подписных листов, в которых заявил 138 подписей избирателей (л.д.24), что соответствует вышеизложенным требованиям законодательства о выборах.

В соответствии с требованиями ч.7 ст.29 Закона УР «О выборах депутатов Госсовета УР» посредством случайной выборки (жребия) рабочей группой ТИК г. Воткинска, созданной в соответствии с ч.6 ст.29 Закона УР, для проверки было отобрано 26 подписей избирателей, размещенных в подписных листах №№12, 3, 11, что составляет 20% от количества подписей, необходимых для регистрации кандидата (л.д.25).

В результате проведенной проверки выявлено 26 недействительных подписей избирателей (100% подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки), что является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Госсовета УР по Центральному избирательному округу №20 на основании пункта 7 части 30 статьи 29 Закона УР «О выборах депутатов Госсовета УР»: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.Законом установлены специальные требования к порядку и условиям оформления подписных листов, несоблюдение которых является основанием для признания подписей избирателей в подписных листах недостоверными или недействительными. Указанные обстоятельства обусловлены публичным характером работы избирательных комиссий, установленными законом сроками проведения проверок документов, представленных на регистрацию кандидатами, принципом равенства всех кандидатов, а также возложенной на кандидатов обязанностью по надлежащему оформлению подписных листов.

Согласно части 10 статьи 28 Закона УР, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Кроме того, каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата по одномандатному избирательному округу должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.

Суд признает, что на всех отобранных для проверки подписных листах в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствует наименование или код органа, выдавшего ему паспорт. Вместо данных сведений, сборщик подписей избирателей, в данном случае – заявитель К., ограничился указанием «УР, г. Воткинск».

Кроме того, все подписные листы не заверены кандидатом К. в виде собственноручного внесения подписи с указанием даты её внесения (л.д.21-23).

Данные обстоятельства не соответствуют требованиям установленной Федеральным законом формы подписного листа (п.8 ст.37 и приложение №5 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», далее по тексту – ФЗ «Об основных гарантиях…»), а также требованиям законодательства о выборах.

В связи с чем, все отобранные для проверки 26 подписей избирателей (100%), содержащихся в подписных листах №№12, 3, 11, правомерно признаны недействительными, что, безусловно, более 10% подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Кроме того, при исключении подписей избирателей, отобранных для проверки (26 подписей), из общего количества представленных для регистрации подписей (138 подписей), их количество составит 112, что меньше необходимых для регистрации 129 подписей избирателей и, следовательно, недостаточно для регистрации заявителя кандидатом в депутаты Госсовета УР.

Учитывая изложенное, суд признает, что оспариваемое заявителем постановление ТИК г. Воткинска от 07 сентября 2012 года №65.1 «Об отказе в регистрации К. кандидатом в депутаты Госсовета УР по Центральному избирательному округу №20» соответствует требованиям действующего законодательства о выборах.

При этом суд установил, что процедура приемки подписных листов, проведения их случайной выборки (жеребьевки) и проверки осуществлялись членами рабочей группы ТИК г. Воткинска в полном соответствии с нормами законодательства о выборах. Заседание ТИК г. Воткинска 07 сентября 2012 года проведено с участием большинства от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, что в полной мере соответствует требованиям ст.19 Закона УР, а оспариваемое решение принято единогласно (л.д.31-40).

Довод заявителя о том, что при приеме его подписных листов члены ТИК г. Воткинска обязаны были не позднее чем за три дня до заседания избирательной комиссии, где рассматривался вопрос о его регистрации, известить его о выявленных недостатках оформления подписных листов, а он, в свою очередь, вправе был, не позднее чем за день до указанного заседания ТИК г. Воткинска, внести в них соответствующие уточнения и дополнения, отклоняется, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.

Так, согласно ч.4 ст.29 Закона УР «О выборах депутатов Госсовета УР», при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, последний вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с частями 2, 3 и 5 статьи 24 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению.

Таким образом, как следует из части 4 ст.29 Закона УР, полностью соответствующей пункту 1.1 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях…», внесение каких-либо уточнений в подписные листы после их сдачи в избирательную комиссию не допускается.

Довод К. о том, что было достаточно однократной его подписи в подписном листе, поскольку он одновременно являлся и сборщиком подписей и кандидатом, является несостоятельным, т.к. в силу закона каждый подписной лист должен быть заверен личной подписью сборщика и личной подписью кандидата на выборную должность. Причем закон не содержит исключений для случаев, когда кандидат и сборщик являются одним лицом. Вышеназванное требование закона является императивным и подлежит безусловному исполнению всеми участниками избирательной кампании

Таким образом, при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановление ТИК г. Воткинска №65.1 от 07 сентября 2012 года является законным, обоснованным и не подлежит отмене, а требования, заявленные К., не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление К. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии г. Воткинска №65.1 от 07 сентября 2012 года и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию г. Воткинска зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики по Центральному избирательному округу №20 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный суд Удмуртской Республики.

Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей в совещательной комнате на компьютере 13 сентября 2012 года.

    

Председательствующий,

судья Верховного суда

Удмуртской Республики                          Кричкер Е.В.