Дело № 3-41/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 сентября 2012 года г. Ижевск УР
Верховный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
с участием прокурора Борзенковой Т.А.,
при секретаре Ланшаковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3 Р. об отмене решения Индустриальной территориальной избирательной комиссии г. Ижевска №56.3 от 07 сентября 2012 года о регистрации Б. кандидатом в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 10 июля 2012 года №820-IV на 14 октября 2012 года назначены выборы в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики пятого созыва (далее по тексту – Госсовет УР пятого созыва).
Для подготовки и проведения указанных выборов подпунктом «а» пункта 1 постановления Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 11 июля 2012 года №3.2-5 полномочия окружной избирательной комиссии, в том числе по Восточному одномандатному избирательному округу №3, возложены на Индустриальную территориальную избирательную комиссию города Ижевска (далее по тексту – Индустриальная ТИК г. Ижевска, Избирательная комиссия) (л.д.60-62).
Постановлением Индустриальной ТИК г. Ижевска от 07 сентября 2012 года №56.3 кандидатом в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3 был зарегистрирован Б., выдвинутый путём самовыдвижения (далее по тексту – кандидат Б.).
Р., зарегистрированный кандидатом в депутаты Госсовета УР по тому же избирательному округу (далее по тексту – кандидат Р., заявитель) обратился в Верховный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Индустриальной ТИК г. Ижевска от 07 сентября 2012 года №56.3 и отмене регистрации Б. в качестве кандидата в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3, ссылаясь на то, что в числе документов, необходимых для регистрации, Б. представил в Индустриальную ТИК г. Ижевска недостоверные сведения об основном месте работы и занимаемой должности, то есть не представил документ, подтверждающий достоверные сведения о его основном месте работы и занимаемой должности. Данные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для отказа в регистрации кандидата, поэтому Индустриальная ТИК г. Ижевска не имела права принимать оспариваемое постановление.
Представитель кандидата Р. – К. (доверенность №№ от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три месяца, л.д.16) в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить. При этом пояснил, что у любого работающего гражданина может быть только одно основное место работы, а все остальное считается работой по совместительству. Накануне дня регистрации кандидата Б., на заседании Индустриальной ТИК г. Ижевска, он сообщил членам комиссии о его фактическом месте работы – в автономном учреждении «Управление госэкспертизы», что не помешало Избирательной комиссии принять оспариваемое постановление.
Представитель Индустриальной ТИК г. Ижевска У. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, л.д.17), в судебном заседании требования заявителя не признал, полагая их не подлежащими удовлетворению. При этом пояснил, что оспариваемое постановление принято в соответствии с правовыми нормами федерального и республиканского законодательства о выборах и не нарушает избирательные права заявителя. На момент принятия постановления о регистрации кандидата Б. Избирательная комиссия не располагала достоверными сведениями об ином основном месте его работы. Кроме того, все сведения, о которых он сообщил в заявлении о согласии баллотироваться, подтверждены соответствующими документами, достоверность которых не вызывала сомнений у Избирательной комиссии (л.д.78, 79).
Кандидат Р. и кандидат Б. были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания (л.д.15, 18), но в суд не явились, об уважительности причин неявки суд не известили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.74, 77). В силу ч.1 ст.260.1 ГПК РФ настоящее гражданское дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив и проанализировав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд установил следующие обстоятельства.
29 августа 2012 года Б. представил в Индустриальную ТИК г. Ижевска уведомительное письмо, заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Госсовета УР пятого созыва по Восточному избирательному округу №3, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а также документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, в т.ч. числе сведения об основном месте работы и занимаемой должности.
В частности, в подтверждение того, что на день подачи заявления о согласии баллотироваться он работает председателем ООО «Комитет по защите прав граждан» кандидат Б. представил заверенную в установленном порядке копию своей трудовой книжки (л.д.19-36).
07 сентября 2012 года Индустриальная ТИК г. Ижевска приняла постановление №56.3 «О регистрации Б. кандидатом в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3», согласно которому Б., 1961 года рождения, имеющий высшее профессиональное образование, работающий председателем ООО «Комитет по защите прав граждан», проживающий в городе Ижевске УР и выдвинутый путем самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3 (л.д.49, 50).
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленными по делу доказательствами и не оспариваются участниками процесса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», Федеральный закон) установлено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (п.1 ст.3); гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума (п.1 ст.4); гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (п.2 ст.4); граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях (п.1 ст.5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом (пункт 2); избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, в течение 20 дней (пункт 6); избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией (пункт 7).
Аналогичные положения содержит статья 24 Закона Удмуртской Республики от 27 марта 2007 года №803-III «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» (с изменениями на 25 июня 2012 года) (далее по тексту – Закон УР «О выборах депутатов Госсовета УР», Закон УР).
Согласно пункту 1 статьи 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…», регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статья 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав…» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Как следует из материалов дела, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Госсовета УР пятого созыва по Восточному избирательному округу №3 в порядке самовыдвижения, кандидат Б., в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» указал, что основным местом его работы является Общество с ограниченной ответственностью «Комитет по защите прав граждан», где он занимает должность председателя. В подтверждение данных сведений им представлена копия трудовой книжки (л.д.21, 35).
При этом Индустриальная ТИК г. Ижевска не выявила недостатков в оформлении представленных документов и, соответственно, не уведомила о них кандидата.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов исправить допущенные ими нарушения, в связи с наличием документов оформленных с нарушением требований Федерального закона, при этом избирательная комиссия для реализации данного права, в силу п.1.1 ст.38 Федерального закона, обязана уведомить их об этом.
Подпунктами «в1», «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона в качестве оснований отказа в регистрации кандидата определены:
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
- отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Таким образом, если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижения и регистрации кандидата документах либо, если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона или иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным в частности подпунктами «в1», «в2» пункта 24 статьи 38 Федерального закона.
Учитывая вышеизложенное, суд признает, что формальное по своему характеру требование Федерального закона о представлении документов, подтверждающих сведения, изложенные в заявлении о согласии баллотироваться, в т.ч. сведения об основном месте работы и занимаемой должности, кандидатом Б. соблюдено.
В связи с чем, ссылка представителя заявителя на несоблюдение Индустриальной ТИК г. Ижевска принципа равенства кандидатов при их регистрации, безосновательна и не может быть принята судом.
Согласно постановлению Индустриальной ТИК г. Ижевска №56.2 от 07 сентября 2012 года, вопрос достоверности документов, представленных на регистрацию кандидатом Б., рассматривался Избирательной комиссией по заявлению члена Индустриальной ТИК г. Ижевска с правом совещательного голоса К., в котором последний ссылался на неправильное оформление кандидатом Б. приложенной к заявлению копии трудовой книжки, обосновывая это тем, что в ней отсутствует информация о его предыдущих местах работы. В результате проведенной проверки Индустриальная ТИК г. Ижевска не выявила недостатков в оформлении копии трудовой книжки, представленной кандидатом Б. (л.д.42-48). В связи с чем, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, не имелось оснований уведомлять кандидата Б. об уточнении и надлежащем оформлении копии трудовой книжки, и, следовательно, отсутствуют основания для признания регистрации Б. незаконной и отмене обжалуемого постановления. Иное означало бы умаление статьи 38 Федерального закона.
Ссылка представителя заявителя на то, что в ходе заседания Избирательной комиссии 06 сентября 2012 года он устно заявлял о том, что фактически кандидат Б. имеет другое основное место работы, а именно работает в Автономном учреждении «Управление госэкспертизы», на что Избирательная комиссия никак не отреагировала и не провела проверку соответствующих сведений, представленных кандидатом Б., отклоняется, поскольку не является юридически значимым обстоятельством при разрешении заявленных требований.
Так, в рамках заявленного спора, заявитель фактически ссылается на недостоверность сведений об основном месте работы и должности, указанных кандидатом Б. в заявлении о согласии баллотироваться, а не на оформление документов, представленных на регистрацию с нарушением требований Федерального закона, и не на отсутствие в документах, представленных на регистрацию, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст.33 Федерального закона, что в силу п.24 ст.38 Федерального закона, не является основанием к отказу в регистрации кандидата и влечет за собой иные последствия.
В частности, пунктом 5 статьи 63 Федерального закона предусмотрено, что фамилии зарегистрированных кандидатов размещаются в бюллетене в алфавитном порядке, при этом бюллетень содержит, в том числе, сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы – роде занятий) каждого из зарегистрированных кандидатов (подпункт «г»).
Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 5 статьи 52 Закона УР «О выборах депутатов Госсовета УР».
Кроме того, в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором в том числе размещает информацию обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень (ст.61 Федерального закона).
В случае установления Избирательной комиссией факта представления кандидатом недостоверных сведений, в т.ч. сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 33 Федерального закона, указанное обстоятельство, при условии соблюдения кандидатом формального требования закона о предоставлении необходимых документов, подтверждающих сведения, изложенные кандидатом в заявлении, является основанием для передачи сведений об этом в средства массовой информации и для размещения на информационном стенде (пункт 8 статьи 33, подпункт «е» пункта 3 статьи 61 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…»).
Исходя из вышеизложенного суд признает, что заявитель вправе обратиться в Индустриальную ТИК г. Ижевска с соответствующим заявлением о проверке достоверности сведений об основном месте работы и должности, представленных кандидатом Б., которая, в свою очередь, обращается с представлением о проверке в соответствующие органы, и те обязаны сообщить о результатах в течение 10 дней, либо, если указанное представление поступит за десять и менее дней до дня голосования, – в срок, установленный избирательной комиссией (п.6 ст.33 Федерального закона).
В соответствии с п.п.6 и 7 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, не во всех случаях нарушения им избирательного законодательства, а лишь в случаях, указанных в данных пунктах, среди которых отсутствуют основания, выявленные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела.
Федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований отказа кандидату в регистрации, одним из которых является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, предусмотренных законодательством (подпункт «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона).
Между тем, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела установлено, а также подтверждено материалами дела и объяснениями сторон, что кандидат Б. в установленные законом сроки представил на регистрацию все необходимые документы.
Учитывая изложенное, суд признает, что оспариваемое заявителем постановление Индустриальной ТИК г. Ижевска от 07 сентября 2012 года №56.3 «О регистрации Б. кандидатом в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3» соответствует требованиям действующего законодательства о выборах.
Суд установил, что оспариваемое решение принято единогласно, а заседание Индустриальной ТИК г. Ижевска 07 сентября 2012 года проведено с участием большинства от установленного числа её членов с правом решающего голоса, что в полной мере соответствует требованиям ст.19 Закона УР (л.д.57-59, 63-68).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что постановление Индустриальной ТИК г. Ижевска №56.3 от 07 сентября 2012 года является законным, обоснованным и не подлежит отмене, а требования, заявленные кандидатом Р., не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление зарегистрированного кандидата в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3 Р. об отмене решения Индустриальной территориальной избирательной комиссии г. Ижевска №56.3 от 07 сентября 2012 года о регистрации Б. кандидатом в депутаты Госсовета УР по Восточному избирательному округу №3 и отмене регистрации Б. кандидатом в депутаты Госсовета УР пятого созыва по Восточному избирательному округу №3 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через Верховный суд Удмуртской Республики.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей в совещательной комнате на компьютере 18 сентября 2012 года.
Председательствующий,
судья Верховного суда
Удмуртской Республики Кричкер Е.В.